Как проходят «Цифровые кафедры» в вузах при поддержке «Школы 21» от Сбера

Как проходят «Цифровые кафедры» в вузах при поддержке «Школы 21» от Сбера

И почему ИТ-практика полезна студентам любых специальностей

На базе более 100 вузов по всей стране работают «Цифровые кафедры» — проект Минобрнауки, где студенты могут бесплатно приобрести ИТ-квалификацию независимо от того, по какой специальности получают высшее образование. Партнером вузов по «цифровым кафедрам» всё чаще становится «Школа 21» от Сбера, в которой можно получить необходимые навыки и уверенно начать карьеру в крупных ИТ-компаниях, даже с нуля. Рассказываем на примерах, в чем суть такого сотрудничества и что дает экспертиза одной из крупнейших ИТ-корпораций мира.

Самая масштабная по количеству участников «Цифровая кафедра» с участием «Школы 21» состоялась в 2023/2024 учебном году в МГИМО. Тогда обучение по семи программам прошли свыше 1000 студентов. Вначале они учились цифровым навыкам: основам программирования, цифровой трансформации и работы с данными. Затем, погрузившись в контекст и опираясь на полученные знания, ребята решали реальные кейсы из бизнес-практики Сбера и компаний-партнеров.

В 2024 году «Школа 21» выступила партнером «Цифровой кафедры» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Участниками обучения на этот раз стали 400 студентов. Работы 10 из 32 команд дошли до финала: они защитили проекты перед экспертами Сбера, а одной группе сделали предложение о сотрудничестве. Теперь у ее участников есть возможность решить не архивную, а текущую задачу Сбера наравне с опытными коллегами.

— Студентам нужно давать дополнительные возможности, показывать другие форматы обучения, ставить в ситуацию, максимально приближенную к реальным условиям. Технологии обучения «Школы 21» и кейсы от Сбера очень эффективны и четко вписываются в концепцию «Цифровых кафедр».

Дмитрий Тихонов, проректор по дополнительному и довузовскому образованию СПбПУ

В обоих случаях обучение заняло около месяца и проходило онлайн c доступом к материалам в любое время. Процесс максимально напоминал удаленную работу в ИТ-подразделении крупной компании. Студенты самостоятельно разбились на команды и решали бизнес-задачи Сбера и компаний-партнеров из областей страхования, HR и медтеха. Роли внутри команд участники разделяли между собой тоже сами — им пришлось договариваться и отстаивать свои позиции так же, как это происходит во время работы над реальным проектом.

«Прежде всего, участие в “Цифровых кафедрах” — это возможность бесплатно получить качественное дополнительное образование и соединить теорию с практикой, ведь мы решали реальные бизнес-кейсы, — рассказывает Юлиана Малькова, студентка 2-го курса СПбПУ, участница проекта «Цифровые кафедры». — Например, наша команда разрабатывала прототип мобильного приложения для людей, страдающих атеросклерозом. Для меня это был первый профессиональный опыт, который помог устроиться на стажировку в ИТ-компанию».

Что такое «Цифровые кафедры» и зачем они нужны

«Цифровые кафедры» — всероссийский государственный проект, созданный для того, чтобы помочь студентам самых разных специальностей применить на практике полученные теоретические знания и развить ИТ-навыки. Часть проекта, за проведение которой в вузах-партнерах отвечает «Школа 21», имитирует бизнес-среду с реальными кейсами и использует методологию обучения «равный равному».

Подход подразумевает, что участники сами планируют свой график, самостоятельно получают знания, учатся работать над проектами вместе, делятся знаниями, сообща ищут решения и проверяют результаты друг у друга. Благодаря методологии «равный равному» участники быстро поймут, как проходят рабочие будни в настоящей ИТ-компании, и прокачают навык работы в команде. А вместе с ним — другие «мягкие» навыки, такие как способность критически мыслить, выстраивать коммуникации и находить нужную информацию, отсекая лишнее.

«Я впервые училась по методике “равный равному”. Оказалось, она невероятно эффективна, — делится впечатлениями Арина Филина, выпускница магистратуры МГИМО, участница проекта «Цифровые кафедры». — Сначала ты сам пытаешься узнать, как пишется код. Если возникли трудности, всегда можно обратиться к другим участникам, которые уже во всем разобрались. А затем закрепляешь материал, когда за помощью кто-то обращается уже к тебе. Кроме того, все проверяют работу друг друга и так узнают о других методах решения задачи. Итог: после одного сданного проекта знания не улетучиваются на следующий день, а оседают в долговременную память».

Так могут не только МГИМО и СПбПУ: как вузам сотрудничать со «Школой 21»

«Школа 21» помогает обучать студентов актуальным ИТ-навыкам и проводит аналогичные интенсивы в учебных заведениях по всей стране. Программы «Школы 21» рассчитаны на студентов любых специальностей, а обучение адаптируется под контекст и задачи каждого потока. Главное — достаточное количество участников, от 100 человек. Так практика будет наиболее продуктивной и позволит объединять студентов разных специальностей.

Чтобы обсудить совместный проект с вузом, обратитесь в «Школу 21».

Начать дискуссию