Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В 1999 году студент австралийского Университета Кертин Мартин Дугиамас разработал платформу для обучения — Moodle. Ей продолжают пользоваться и сейчас, причём не только школы и вузы, но и компании из более 200 стран.

Moodle или Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment — это бесплатная система электронного обучения. С помощью неё организации учат и проверяют знания у сотрудников с любой точки мира. В этой статье мы поможем разобраться в основных возможностях платформы — сделаем курс, тест, задание, настроим внешний вид и добавим участников. В конце рассмотрим аналог Moodle с расширенными возможностями для компаний.

На связи команда iSpring. Это двадцать восьмая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 12 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы

15. Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

16. Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

17. Тренды корпоративного обучения в 2024 году

18. Рескиллинг и апскиллинг: что это в корпоративном обучении

19. 10 современных методов обучения персонала

20. 7 лучших систем тестирования персонала

21. Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

22. Андрагогика в действии: как эффективно обучать взрослый мозг

23. 8 примеров микрообучения

24. Удалённое обучение сотрудников: 5 шагов для запуска

25. Управление знаниями в компании: преимущества, создание системы и её внедрение

26. Как построить систему обучения в компании: 8 кейсов

27. Создание онлайн-тестов для сотрудников: полный гайд

В статье мы разберём основные настройки, которые важны для запуска онлайн-обучения. Обо всех функциях можно почитать в официальной документации Moodle.

Шаг 1: Установка Moodle

Чтобы пользоваться Moodle, его нужно установить на свой сервер или хостинг. Серверный формат подойдёт для локального учебного пространства. Пользоваться им можно только с компьютеров, которые подключены к системе. Если нужно организовать дистанционное обучение, лучше устанавливать Moodle на хостинг — это платно, но позволяет обучать работников на удалёнке или из других филиалов.

Подробно о разных методах установки Moodle мы рассказали в этой статье. Также там есть способ попробовать Moodle без установки.

Шаг 2: Создание нового курса

Для создания курса нужно перейти в «Администрирование» → «Курсы» → «Управление курсами и категориями» → «Создать новый курс».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

На странице настроек заполните полное, краткое название курса и категорию. Последнее нужно, чтобы структурировать учебные материалы по темам (категориям) и быстро находить курсы. При желании можно установить дату окончания учёбы, добавить описание и изображение.

<i>Заполняем информацию на примере курса про тайм-менеджмент</i>
Заполняем информацию на примере курса про тайм-менеджмент

Далее на этой же странице переходим к следующим блокам. Выберите нужный формат курса, есть четыре варианта:

  • единственный элемент курса — в курсе будет только тест или одна лекция;
  • форум — можно задавать разные темы для обсуждений между преподавателем и студентами;
  • секции по темам — на главной странице курса будут перечислены все его темы;
  • секции по неделям — выглядит как и предыдущий вариант, только вместо тем указываются даты для прохождения каждого раздела.

Мы выберем «Секции по темам». В курсе из нашего примера будет 4 темы, поэтому в блоке «Количество секций» выбираем «4».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Остальные настройки можно оставить по умолчанию. Единственное, в разделе «Внешний вид» настройте, показывать ли журнал оценок студентам и их историю действий на платформе.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Если при заполнении какое-то поле будет непонятным, можно навести курсор на иконку с вопросом, и система даст подсказку. Если возле поля стоит красная иконка с восклицательным знаком, это обязательный вопрос, который нельзя пропускать.

Когда всё настроите, нажмите «Сохранить и показать». Вы попадёте на страницу курса. В разделе «Общее» можно задавать темы для обсуждений со студентами. Если нужно внести изменения в настройки курса, перейдите в одноимённый раздел.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Шаг 3: Добавление нового контента

Главный элемент в курсе — лекции, мы подробно рассмотрим, как их создавать. Ещё разберём, как собрать обратную связь и убедиться, что обучение полезно для студентов.

Перейдите на страницу курса и переключитесь в режим редактирования в правом верхнем углу. Теперь можно переименовывать темы (разделы) и добавлять в них контент.

<i>Чтобы переименовать тему, нажмите на знак карандаша и введите название. На картинке мы переименовали разделы для нашего курса про тайм-менеджмент</i>
Чтобы переименовать тему, нажмите на знак карандаша и введите название. На картинке мы переименовали разделы для нашего курса про тайм-менеджмент

Лекция

В лекциях размещают учебный контент или практические задания в виде вопросов. В них можно добавлять текст, таблицы, загружать презентации, видео, картинки. Разберём, как это делать.

Нажмите «Добавить элемент или ресурс» и выберите «Лекцию». Вы попадёте на страницу с настройками. Здесь обязательно нужно указать название лекции. Далее мы рассмотрим несколько важных настроек: внешний вид, доступность, контроль прохождения и оценку.

В разделе «Внешний вид» укажите, чтобы отображался индикатор выполнения и меню. Так студенты будут видеть процент завершения лекции и смогут перемещаться по страницам.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В разделе «Доступность» установите сроки прохождения лекции — период, в течение которого студенты могут изучать материал и возвращаться к нему. Ещё есть «лимит времени» — если его включить, то в начале лекции запустится таймер с обратным отсчётом. Учащимся нужно будет успеть ознакомиться с материалом и выполнить задания, если они есть. Не во всех лекциях нужны ограничения, в таком случае просто пропустите этот пункт.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Переходим к «Контролю прохождения», где можно установить правила изучения лекции. Здесь настройте, могут ли студенты повторно просматривать материал, и сколько есть попыток ответа на вопрос.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В оценке задают правила оценивания лекции: по баллам или шкале, устанавливают проходной балл. Также можно сделать лекцию тренировочной, тогда результаты не попадут в журнал оценки, а сотрудники смогут отрабатывать на ней навыки.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

После всех настроек нажмите «Сохранить и показать». Теперь сделайте оглавление, чтобы студенты сразу понимали объём материала и могли перейти к нужному разделу. Для этого нажмите «Добавить информационную страницу / оглавление раздела».

В «Заголовке страницы» напишите «Оглавление», а в текстовом поле ниже — перечислите разделы лекции. В примере ниже мы вставили пример первой темы нашего курса про тайм-менеджмент.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Ниже на этой же странице вы увидите блоки «Содержимое 1», «Содержимое 2» и т. д. С помощью этих функций можно настроить перемещение внутри лекции. То есть это будут кнопки управления, чтобы листать страницы и переключаться между разделами.

В блоке «Описание» напишите название кнопки, а в открывающемся списке ниже — выберите переход. Например, нам нужно, чтобы после оглавления студент перешёл на следующую страницу и начал изучать материал. Для этого мы напишем на кнопке «Начать» и выберем «Следующая страница».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Если нужно добавить ещё одну кнопку, раскройте «Содержимое 2» и укажите в нём описание и задайте переход к нужному разделу. Например, ещё можно выбрать предыдущую страницу, конец лекции, страницу непросмотренного вопроса и т. д. Затем нажмите «Сохранить страницу».

Создадим ещё одну страницу и начнём её с вопроса. Нажмите «Редактировать лекцию», а затем на «Оглавление».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В разделе «Редактирование лекции» нажмите на «Добавить сюда страницу с вопросом». Этот пункт написан и сверху от «Оглавления», и снизу. Если выбрать второй вариант, то страница создастся после «Оглавления» — это нам и нужно.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Вы попадёте на страницу с выбором типа вопроса. Есть разные варианты: верно/неверно, короткий ответ, на соответствие, эссе, числовой ответ и множественный выбор. Мы выберем последний вариант и нажмём «Добавить страницу с вопросом».

В окне создания вопроса заполните следующие поля:

  • заголовок — как называется вопрос;
  • содержание — текст вопроса;
  • ответ — текст для варианта ответа;
  • отзыв — что увидит студент, если выберет этот ответ;
  • переход — куда попадёт студент после ответа на вопрос;
  • балл — сколько баллов студент получит за выбор данного ответа.

После заполнения всех полей нажмите «Сохранить страницу».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Нажмите «Добавить сюда информационную страницу» напротив только что созданного вопроса. Эту страницу мы посвятим первому разделу лекции — «Введение в тайм-менеджмент: что это и зачем он нужен». Это название мы напишем в заголовке.

В поле «Содержание» введите текст лекции. С помощью панели редактирования в неё можно добавить картинки, видео, гиперссылки, таблицы.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Теперь добавим кнопки. В «Содержание 1» мы написали «Далее» и выбрали переход к следующей странице. А чтобы у студентов была возможность вернуться к оглавлению, в «Содержание 2» напишем «В начало» и установим соответствующий переход. В конце нажмите «Сохранить страницу».

Затем по такому же принципу создайте больше страниц с теорией и вопросами. Должна получиться структура, как в оглавлении. После этого лекция будет готова.

Ещё по теме:

Обратная связь

Вернитесь на главную страницу курса и в режиме редактирования нажмите на «Добавить элемент или ресурс» и выберите «Обратная связь».

Откроется редактор для создания опроса. Введите его название, а в описании укажите, почему его важно пройти.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В блоке «Параметры вопросов и ответов» сделайте опрос анонимным, так студенты не будут бояться высказывать честное мнение. Чтобы каждый ученик прошёл опрос только один раз, запретите многократную отправку ответов.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В поле «После ответа» укажите сообщение, которое увидит студент по завершении опроса.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Остальные настройки можно оставить по умолчанию. В конце нажмите «Сохранить и показать».

Теперь добавим сами вопросы. Нажмите «Редактировать вопросы» и в раскрывающемся списке выберите нужный тип. Допустим, мы выберем «Множественный выбор». Заполните поля с названием вопроса и вариантами ответа. В блоке «Тип множественного выбора» можно разрешить студентам выбирать только один или несколько ответов.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Нажмите сохранить, и вы снова попадёте на страницу, где можно добавлять вопросы. Их может быть сколько угодно. Ниже — пример готового опроса.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Шаг 4: Управление участниками курса

Чтобы добавить участников в курс, перейдите во вкладку «Участники» и нажмите «Зачисление пользователей на курс». В открывшемся окне выберите нужных пользователей и назначьте роль: управляющий, учитель, ассистент и студент. Ассистент отличается от управляющего тем, что он не может редактировать учебные материалы. Обычно они отвечают на сообщения в форумах и помогают студентам разобраться в обучении.

Для студентов можно установить начало, продолжительность и окончание обучения. Или можно сделать неограниченный по времени курс. Когда всё настроите, нажмите на кнопку «Зачисление пользователей на курс».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Всех участников можно посмотреть в этой же вкладке «Участники». Можно отредактировать роли, кого-то удалить или при нажатии на шестерёнку установить продолжительность обучения.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Чтобы настроить возможности пользователей, перейдите на вкладку «Участники», в открывающемся списке «Зачисленные на курс пользователи» выберите «Права». Вы увидите все возможные действия с курсом, и у кого на них есть права. Чтобы отредактировать возможность конкретной роли, выберите её в поле «Расширенное переопределение роли».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Шаг 5: Создание заданий и тестов

Задания и тесты помогут проверить знания сотрудников, рассмотрим, как их создать.

Задание

Зайдите на главную страницу курса и включите режим редактирования. Нажмите «Добавить элемент или ресурс», в меню инструментов Moodle выберите «Задание».

В открывшейся странице настроек укажите название задания и заполните описание. При необходимости можно написать инструкцию и прикрепить файлы.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В блоке «Доступно» настройте срок выполнения задания и можете запретить отправку после его истечения.

В блоке «Типы представлений ответов» укажите, как студенты будут присылать готовые задания: в текстовом виде или в файле. При выборе первого варианта можно задать лимит слов.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Следующий важный параметр — «Оценка». Укажите максимальный и проходной балл. Отметьте, будут ли учителю видны имена студентов при оценивании, а ученикам — имена преподавателей, которые проверяли задание.

Остальные настройки можно оставить по умолчанию. Когда закончите, нажмите «Сохранить и показать». Готово, вы создали задание, и студенты смогут его пройти в назначенный срок.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Тест

Зайдите на главную страницу курса и в режиме редактирования нажмите «Добавить элемент или ресурс» → «Тест».

В открывшейся странице настроек напишите название теста и заполните описание.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В блоке «Сроки» укажите начало и окончание тестирования. Чтобы предотвратить списывания, установите ограничение времени на тест. Когда студент его откроет, автоматически запустится таймер с обратным отсчётом. По истечении времени тест закроется.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В блоке «Оценка» укажите проходной балл и установите количество попыток: неограниченно или от 1 до 10. Если разрешили несколько попыток, то выберите метод оценивания:

  • лучшая оценка из всех попыток;
  • средняя оценка из всех попыток;
  • первая попытка (все остальные не учитываются);
  • последняя попытка (все остальные не учитываются).
Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В «Итоговом отзыве» напишите сообщения, которые получит студент после завершения теста. Мы написали одно для успешного прохождения тестирования, и одно для неудачного.

Остальные поля можно оставить по умолчанию. Когда всё будет готово, нажмите «Сохранить и показать».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Теперь добавим в тест задания. Нажмите «Вопросы» → «Добавить» → «Новый вопрос». На выбор будет 15 типов вопросов. Чаще всего для проверки знаний подходит множественный выбор, верно/неверно, на соответствие, короткий и числовой ответ, эссе, выбор пропущенных слов. Допустим, для начала выберем множественный выбор.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В соответствующих полях напишите название вопроса и текст вопроса. Укажите, сколько баллов студент получит за верный ответ.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В блоке «Общий отзыв к вопросу» можно написать сообщение, которое получит студент в конце теста. В нём можно подсказать правильное решение или дать ссылку на дополнительную информацию, чтобы лучше понять вопрос.

Ниже укажите, сколько может быть правильных ответов и как их нумеровать: буквами или цифрами. Также можно задать случайный порядок вариантов ответа, чтобы снизить риск списывания.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Переходим к ответам. Для примера мы написали правильный вариант и установили оценку в 100%. Остальные ответы будут неверные, поэтому там будем указывать «Пусто». В поле «Отзыв» напишите сообщение, которое увидит студент после завершения теста. Подобным образом заполните остальные варианты ответа и нажмите «Сохранить».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Рассмотрим ещё один тип вопроса — «Верно/Неверно». Добавьте его и на странице с настройками напишите название и текст вопроса, укажите количество баллов. Установите правильный ответ в одноимённом поле, в нашем случае это «Неверно».

Напишите комментарии для двух вариантов ответа, их студент увидит после завершения теста. Затем нажмите «Сохранить».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Ниже — пример как будет выглядеть готовый тест. Таймер размещён рядом с вопросом, поэтому студент всегда будет видеть, сколько времени осталось. Также сразу показывают количество баллов за вопрос и есть навигация по тесту.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Шаг 6: Настройка внешнего вида курса

Чтобы курсы компании в Moodle соответствовали корпоративному стилю, можно настроить внешний вид платформы. Рассмотрим основные настройки. Для начала перейдите в «Администрирование» → «Внешний вид».

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

Первое, что мы видим — «Логотипы». Можно загрузить полный и компактный логотип, а также фавикон, который будет отображаться рядом с заголовком странице в браузере. В качестве примера мы загрузили логотип iSpring, для этого просто перетащили файлы в соответствующие поля. На скриншоте ниже видно, что компактный формат появился в левом верхнем углу.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В следующем разделе можно установить цвета курсов, у которых нет изображения. Выбранные оттенки будут отображаться на главной странице со всеми курсами.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В разделе «Календарь» можно задать 12- или 24-часовой формат времени, указать, с какого дня начинается неделя, когда выходные и т. д. Если у вас классическая пятидневная рабочая неделя, то можно оставить настройки по умолчанию.

В «Настройках HTML» можно посмотреть, какие в системе есть смайлики, и как их использовать. Например, если напечатать такой символ :-), платформа заменит его на жёлтый улыбающийся смайл. Можно добавить свои варианты.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В разделе «Настройки по умолчанию для страницы “Личный кабинет”» можно указать, что будет отображаться в кабинете у пользователей: календарь, избранные курсы, личные файлы и т. д. Для этого перейдите в режим редактирования, нажмите «Добавить блок» и выберите нужные элементы.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

В разделе «Выбор темы» можно сменить тему оформления платформы. Но там небольшой выбор, если нужно больше, заходите на официальный сайт Moodle, где можно купить понравившийся шаблон. Также мы подробно про это рассказывали в статье «Гайд по 16 лучшим темам Moodle в 2024 году: где купить и как выбрать».

Альтернатива Moodle — iSpring Learn

Сервис Moodle изначально создавали для школ и вузов, поэтому здесь нет многих важных для компаний инструментов. Например, оценки персонала или магазина подарков для вовлечения в обучение. Такой функционал придётся создавать самостоятельно или связывать с Moodle готовые сервисы.

iSpring Learn — это платформа, которую специально разработали для корпоративного обучения. Она помогает вовлекать и учить сотрудников, проводить оценку и тестирование персонала, планировать учебные мероприятия и следить за успехами сотни работников благодаря подробной аналитике. Сравним эти две платформы.

Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство
Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

iSpring Learn для обучения и оценки персонала

Быстрый запуск обучения. После регистрации на платформу можно загрузить презентации, видео, добавить текстовые лекции и назначить нужным сотрудникам. Они получат уведомление и смогут обучаться в любое время с компьютера, планшета или телефона даже без доступа в интернет. Ещё на платформе можно создавать базы знаний и запускать цепочки обучения — когда специалист автоматически получает доступ к последующему курсу после завершения текущего.

Тестирование сотрудников. Тесты можно разработать без навыков в программировании за несколько минут. С помощью них можно проверять знания сотрудников, проводить аттестацию, выявлять лидеров.

Оценка «360 градусов». Это инструмент, который поможет оценить сотрудника с помощью его делового окружения. Нужно только составить опрос и назначить его коллегам, руководителям, подчинённым оцениваемого работника. В анкету обычно добавляют вопросы о личных и профессиональных качествах специалиста. Это поможет выявить его сильные и слабые стороны, понять, подходит ли он для новой должности.

Подробная аналитика. Система автоматически собирает статистику по тестам и курсам. В ней можно увидеть, кто начал и закончил обучение, где остановился, насколько успешно справился с тестом. Аналитику платформа формирует в наглядных отчётах. Удобно смотреть статистику по департаментам или по каждому сотруднику отдельно.

Резюме

  • На платформе Moodle можно разрабатывать курсы и проводить тестирование. Для этого нужно разобраться в настройках, настроить систему оценивания, добавить участников, а при необходимости — докупить плагины. Например, для оценки «360 градусов», геймификации, интерактивности.
  • Системой Moodle можно пользоваться бесплатно, но если размещаете на хостинге, то за него придётся платить.
  • Moodle изначально разрабатывали для школ и вузов, поэтому бесплатные и встроенные инструменты для обучения и оценки персонала ограничены.
  • iSpring Learn — это LMS, которая специально разработана для корпоративного обучения. Она поможет автоматизировать учёбу и оценку персонала, сформирует подробные отчёты.
11
Начать дискуссию