Игры для самых маленьких
С самого рождения малыш начинает своё знакомство с окружающим миром. Ему предстоит многому научиться, и лучший способ сделать это — играть. Уже на первом году жизни, начиная с месячного возраста, развлечения могут быть не только увлекательными, но и очень полезными. В нашей статье мы расскажем вам об этом подробнее.
Как играть с ребенком до года
Чтобы сделать игровые и развивающие занятия с грудничком не только интересными, но и полезными, следуйте этим простым правилам:
- Выбирайте подходящее время для игр — когда малыш выспался, сыт и находится в хорошем настроении.
- Приступайте к занятиям постепенно: начните с нескольких минут и постепенно увеличивайте время игры.
- Обращайте внимание на реакцию малыша: если игра ему не нравится, лучше переключиться на что-то другое.
- Тщательно подбирайте развлечения: они должны соответствовать возрасту вашего ребенка и способствовать развитию новых навыков.
Игры для развития, в которые можно играть с детьми до года
До трех месяцев: развиваем органы чувств
- Наблюдаем. В течение нескольких месяцев зрение становится четче, и месячному новорожденному интересно разглядывать предметы, особенно крупные и не слишком яркие. Показывайте их младенцу, давайте потрогать, например, воздушный шарик, привязанный к бортику кроватки.
- Осязаем. Малыш трогает все, до чего может дотянуться. Для развития тактильного восприятия и моторики с рождения предлагайте предметы с разной поверхностью: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые. Проводите пальчиками малыша по предмету и называйте его.
- Слушаем. Игры со звуками развивают слух с рождения. Погремушки, бубенчики и другие звучащие предметы помогают найти источник звука. Новорожденным нравятся простые песенки и потешки. Хвалите малыша за успехи.
- Привлекаем и удерживаем внимание: больше говорите, особенно с новорожденным; - улыбайтесь, чтобы малыш видел ваше лицо; - носите ребенка по комнате, называйте предметы; - гладьте ручки, ножки, спинку, голову младенца.
С рождения до трех месяцев не требуется много игр. Большую часть времени новорожденный спит, поэтому важно общаться и заниматься с ним в моменты бодрствования.
От трех до шести месяцев: наблюдаем и трогаем
В три месяца дети уже больше умеют: следить взглядом за предметами, удерживать их в руках, правильно ориентироваться на слух. Игровые занятия можно разнообразить.
- Прятки. Улыбаясь, закройте лицо руками, приговаривая: «Где же наш малыш?». «Найдите» его через несколько секунд, радостно воскликнув: «Вот он!».
- «Ой, что это?» Покажите ребенку яркую вещь, перемещайте ее, чтобы он следил за ней взглядом. Уберите вещь, затем снова покажите, воскликнув: «Ой, что это?».
- Массаж с потешками. По очереди легко поглаживайте ручки, ножки, спинку, животик младенца, приговаривая: «Потягушеньки, порастушеньки — от пяточек и до макушеньки! Тянемся-потянемся, маленькими не останемся!». Называйте части тела: «Гладим ножку, гладим ручку». Сжимайте и разжимайте пальчики — это развивает мелкую моторику, связанную с речью.
- Носочки. Надевайте на ножки носочки, на ладошки — тонкие хлопковые варежки. Младенец будет занят, пытаясь снять и изучить их.
- «Потрогай и сожми». Вкладывайте в ручку 3-месячного младенца предметы с разным весом и поверхностью: плюшевую игрушку, мячик, комок бумаги, подушечки с разным наполнением.
От шести месяцев до года: играем активно
Ближе к году вариантов игр и занятий для развития становится все больше. Кроха учится сидеть, ползать, стоять, ходить, удерживать предметы, правильно взаимодействовать с ними.
- «Волшебное зеркало». Покажите крохе его отражение, приговаривая: «Привет-привет!» Показывайте щечки, носик, ручки, ножки в зеркале, а затем касайтесь их. Показывайте яркие игрушки в отражении и у себя в руке.
- «Бросай-поднимай». Привяжите игрушки к столику веревочками и покажите, как их поднимать, приговаривая: «Куда же ты делась? Тянем-потянем! Вот она!». Дайте ребенку попробовать самому.
- «Носики-курносики». Коснитесь пальцем носа ребенка и скажите: «Би-бип!». Пусть он сделает то же самое. Попробуйте потешки: «Шина, машина, водитель, кабина, бип!»
- «Где часики?». Дайте младенцу послушать тикающие часы, покажите их, а затем спрячьте: под одеяльце, за подушку. Пусть он найдет их, ориентируясь на слух.
- «По кочкам». Если ребенок хорошо держит спину, посадите его на колени и покачивайте, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по кривенькой дорожке, в ямку бух! Раздавили десять мух!». На слове «бух» разведите колени, придерживая его так, чтобы он немного провалился вниз.
- «Повторяй за мной». Используйте стишки, например «Зайку»:
- Зайка серенький сидит и ушами шевелит (изображаем ушки ладонями). Вот как, вот как он ушами шевелит (двигаем ладонями).
- Зайке холодно сидеть, надо лапоньки (ушки, носик) погреть. Вот как, вот как надо носик погреть (потираем часть тела). - Рисуем. После девяти месяцев можно предложить малышу порисовать пальчиковыми красками на ватмане. Покажите, как пальчик оставляет цветной след на бумаге. Попробуйте заняться рисованием вместе.
- «Охота на игрушки». Предложите ребенку поймать игрушку на ленточке. Когда он научится быстро ползать, устройте эстафету: расставьте игрушки по полу и ползите от одной к другой.
Игры с предметами
Важная часть развития до года — взаимодействие с предметами. Ребенок учится разглядывать их, удерживать в руках, различать. Чем больше вокруг него будет разнообразных предметов, тем лучше.
Для развития на занятиях можно использовать любые безопасные предметы, о которые кроха не сможет пораниться или случайно их проглотить. Это могут быть:ъ
пластмассовая посуда;
деревянные ложки;
кастрюльки с металлическими крышками; пустые баночки и бутылочки (можно наполнить их водой или песком);
деревянные или пластиковые кубики, пирамидки.
одноразовые стаканчики;
любые коробочки, как с крышками, так и без них;
мячики и другие небольшие игрушки;
ленточки с разной фактурой;
Дома и на улице используйте природные материалы. Пусть ребенок ощупает и рассмотрит веточки, листочки, цветы, камушки. Дайте ему формочки, наполненные песком и мелкими камнями. Можно также использовать крупы: гречку, рис, манку, овсянку. Пусть пересыпает их из одной емкости в другую, учится тактильно. В жаркую погоду предложите играть с водой.
Следите за ребенком во время игры с мелкими предметами: любопытные малыши могут засунуть их в нос, рот или уши, что опасно. Убедитесь, что предметы не имеют острых краев и отверстий, а также не разбираются на мелкие части.
Развитие с рождения должно быть постепенным и соответствовать возрасту. Правильные игры и занятия помогут детям развиваться с удовольствием.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ: