Как отличить онлайн-курс от «инфоцыганства»

Я создаю онлайн-курсы для айтишников, и часто сталкиваюсь с тем, что тему онлайн-образования пытается эксплуатировать так называемый «инфобизнес». При чем делает это настолько настойчиво, что бросает тень на всю область онлайн-обучения. В итоге даже профессиональные школы с качественными курсами начинают упрекать в «инфоцыганстве» и перестают воспринимать всерьез.

Но главная проблема заключается даже не в этом, а в том, что людям, которые действительно хотят научиться чему-то новому, открыть для себя новые направления, становится не просто выбрать между качественным образованием и разрекламированной мишурой.

Чтобы помочь вам с выбором хороших курсов, я решила поговорить об основных отличиях онлайн-образования от инфобизнеса. Как говорится, не попадитесь.

Если вам больше нравится не читать, а смотреть или даже слушать в фоне, вот видео по теме с моего YouTube-канала

Как не попасться на инфоцыганство | как отличить онлайн курс от инфобизнеса

Оставьте эмоции

На самом деле, в большинстве случаев отличить информационный продукт от образовательного можно уже при первом знакомстве — по рекламе.

Информационный бизнес часто ориентирован на эмоции, желание быстро заработать, «выйти на 200 тысяч после недели обучения», «начать приносить в дом больше мужа», при чем безо всякой конкретики.

Образовательные курсы в свою очередь предлагают конкретный результат — получение определенных навыков, умений или удовольствия. Например, онлайн-курс по изобразительному искусству может гарантировать и удовольствие, и обучение техникам рисования. А на курсах по Kubernetes вам не обещают, что вы будете зарабатывать на этом от 200 тысяч в месяц, вам «скромно» говорят, что вы приобретете конкретные навыки и научитесь использовать их на практике.

Следуйте за четкостью

Обучающий информационный продукт состоит из трех блоков: программа, лектор и способ оплаты. У онлайн-курсов четкая программа с четкой структурой, все уроки раскрыты – у них есть цель и краткое содержание. Также программа выстроена методологически: есть теоретическая, практическая части и проверочный модуль. В онлайн-курсах программа есть всегда, и она будет доступна, потому что курс покупают именно из-за нее.

Всего этого нет в инфобизнесе. Для получения информации о курсе часто нужно регистрироваться. На занятиях все, как правило, сводится к пустым разговорам, а четкой программы нет. На входе вам обещают эфемерные знания о том, как заработать, но в результате не дают никаких практических навыков.

Как отличить онлайн-курс от «инфоцыганства»

Учитесь у лучших

Лектор онлайн-курсов всегда имеет практический опыт, может показать реальные проекты, в которых применял свои знания. Если это курс по рисованию, то у лектора будут картины, информация о выставках или что-то подобное. Если по Kubernetes, то преподаватель перечислит свои проекты, которые будут для вас не только весомы, но и понятны.

У инфобизнесменов же конкретных результатов либо нет, либо они размыты. Их показатели невозможно проверить. Вас ждут только пустые рассказы о заработанных миллионах и сказки о волшебно коротких сроках, без указания проектов, методов и т.п.

Идите к тем, кто открыт

Авторы онлайн-курса позволят попробовать свой продукт или его часть бесплатно. При запуске всегда проводят открытые уроки, записывают промо-ролики, дают доступ на какое-то время, чтобы вы для себя определили, подходит ли вам курс по подаче, лектору, программе или нет.

Инфобизнес устроен иначе: вам скорее всего предложат зарегистрироваться, чтобы получить бесплатный гайд, который, хоть и может принести небольшую пользу, сам по себе не позволит прощупать именно формат обучения.

Внимание к отзывам

Мы часто обращаемся к отзывам при выборе примерно всего, и это понятно. Хочу лишь отметить, что в нашей теме это надо делать с особой осторожностью.

Конечно же не стоит идти на курс, если предыдущие студенты пишут откровенно плохую конкретику: скучный препод, слишком быстрый темп, ничего не понятно и т.д. В таком случае стоит либо пойти на такой же курс в другую школу, либо подождать, пока улучшат этот.

Но и к положительным отзывам относитесь со здоровым скепсисом. Потому что хитрые инфобизнесмены могут нарисовать сколько угодно отзывов даже до запуска (!) ��ервого потока. Они часто этим пользуются, так что будьте бдительны.

Кстати, образовательный лайфках в тему:
Не стоит бояться первого запуска онлайн-курса, пока о нем нет отзывов. Он не всегда бывает плох. Таким образом часто можно недорого купить хороший курс, ведь на старте курсы обычно стоят дешевле. А если вам что-то не понравится, сможете перевестись на следующий поток или вернуть деньги частично.

Как отличить онлайн-курс от «инфоцыганства»

Платите с умом

Любые онлайн-курсы оплачивайте только по договору оферты и никак иначе, чтобы иметь возможность вернуть свои деньги, если что-то пойдет не так.

В IT был случай, когда один блогер хотел создать обучающий продукт по Data Science – что-то типа индивидуальной подборки, дорожной карты. А оплату собирал донатами.

Возможно, он даже не был мошенником и действительно хотел сделать что-то классное, но в итоге он не справился, идея провалилась и люди оказались недовольны. Дальше он пропал с ютуба, а его потенциальные ученики так и не смогли вернуть свои деньги. И ведь у него даже не было юридических оснований возвращать донаты назад, и вряд ли он смог бы доказать, что вернул их. В общем сложилась непростая ситуация, из которой он не смог выйти, сохранив лицо, и решил просто исчезнуть.

Вывод простой – платите только по договору, все нормальные школы принимают оплату именно так. Избегайте донатов, переводов на карту и прочего «колхоза».

Если у вас есть собственные лайфхаки или драматичные истории, не стесняйтесь делиться в комментариях. Спасибо за внимание!

3
1 комментарий