«Создавайте себе привычный офлайн-мир». И другие советы для тех, кто учится онлайн

В 2024 году из онлайн-кампуса НИУ ВШЭ выпустилось более 500 человек. Мы поговорили с одной из наших выпускниц — Полиной Фахрутдиновой и выяснили, почему она выбрала учиться в онлайн-формате, из каких мест «приходила» на пары. А главное, узнали несколько лайфхаков для того, чтобы учиться в онлайн было комфортно.

Полина Фахрутдинова
Выпускница онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ, предпринимательница

Как начался ваш образовательный путь?

«Вышка» — моя альма-матер. Я с ней буквально со школьной скамьи. Все началось с простого объявления: мама увидела информацию, что можно поступить в Лицей Вышки, и я сразу загорелась идеей учиться там.

После Лицея другие университеты уже не рассматривала и поступала целенаправленно только в Вышку, в которой и окончила бакалавриат по специальности «Реклама и связи с общественностью». Про учебу могу сказать только одно: было классно, мы выполняли проекты и работали с существующими брендами, а все задания были практико-ориентированными.

«Создавайте себе привычный офлайн-мир». И другие советы для тех, кто учится онлайн

Почему выбрали направление рекламы и PR?

Во время обучения в 10-м классе Лицея НИУ ВШЭ у меня была цель поступить на программу двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Международная программа по экономике и финансам» (далее — МИЭФ), но, поговорив с преподавателями и ближайшим окружением, мое мнение изменилось. Учитель по профильной математике повлиял на мой выбор, сказав, что не видит меня в сфере политики и экономики, и предложил присмотреться к рекламе. Поэтому отправной точкой при выборе специальности стало мнение уже опытных людей.

Конечно же, при поступлении на бакалавриат я подавала документы в НИУ ВШЭ на две специальности, в приоритете оставалась программа двух дипломов. Судьба распорядилась так, что на программу МИЭФ мне не хватило четырех баллов, поэтому была зачислена на рекламу. Честно говоря, такой исход меня не огорчил, а скорее обрадовал, ведь многие мои лицейские друзья решили поступать на рекламу, поэтому впереди нас ожидали еще 4 года вместе.

Почему решили продолжать обучение и поступить в магистратуру?

В новостях пестрят заголовки о том, что бакалавриат не будет считаться полностью оконченным высшим образованием и что систему университетского образования в целом пересматривают. Конечно же, и родители настаивали на том, чтобы сразу получить магистерскую степень, а не откладывать на неопределенный срок.

Изначально я поступила в магистратуру на программу двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии». Мне кажется, это был условно незакрытый гештальт. Все-таки оставался интерес к сфере политики, к тому же определенная база знаний китайского языка и неподдельное желание попробовать что-то новое для себя. Освоив одну сферу — рекламы, мне хотелось кардинальных перемен и совершенно новых знаний. Но, поступив на незнакомое для себя направление, я осознала, что это не мое и я вернулась в привычную для себя область. Поэтому вскоре перевелась в привычное и уже любимое направление.

Перевод на другую программу для меня был неизбежен: в течение двух лет программа подразумевает полное погружение в учебу без возможности совмещения с работой. Вариант не работать был не для меня, поэтому пришлось быстро принять решение о переводе. Тем более на этой программе был доступен очный онлайн-формат.

Для меня важным условием при поступлении в магистратуру была возможность совмещения работы и учебы, поэтому уверенность в выборе онлайн-формата появилась сразу, как только мне предложили программу «Управление стратегическими коммуникациями». Это, безусловно, мне подходило, учитывая тот факт, что на направлении «Экономика и политика в Азии» такой возможности не было. И забегая вперед скажу, что онлайн-формат обеспечил мне совмещение работы с учебой и мобильность во всем без выпадания из графика и привычной рутины.

В каких необычных местах удалось поучиться?

Я много путешествовала по городам России и, соответственно, училась из разных уголков нашей страны: Казань, Санкт-Петербург, Ярославль. Скажу даже больше, каждое лето я работаю вожатой в лагере, поэтому даже там я училась, сидя на берегу моря.

Без казусов, конечно, за два года обучения не обошлось, и однажды я забыла про сдачу теста. Пришлось выполнять его в кинотеатре.

«Создавайте себе привычный офлайн-мир». И другие советы для тех, кто учится онлайн

Учиться онлайн сложнее?

Как таковых трудностей не было. В самом начале было довольно непривычно строить коммуникацию со всеми: и с одногруппниками, и с администрацией, и с преподавателями в онлайне, не видев друг друга в лицо. Однако со временем это проходит, и такой формат общения уже не пугает, а становится привычным. И, учитывая удобство и прочие преимущества онлайн-обучения, вопрос с коммуникацией не назовешь трудностью и минусом, он отодвигается на задний план.

Если говорить про мотивацию и дисциплину, то в этом вопросе никаких проблем, по крайней мере, у меня не возникало. На моей программе все лекции были предзаписанными и мы могли смотреть их в любое удобное для себя время. Для меня это стало главным преимуществом и, наверное, в каком-то роде мотивацией: у меня не было привязки ко времени, поэтому после работы вечерами я уделяла несколько часов на учебу. Благодаря такому формату сам процесс обучения для меня был в радость, как хобби.

В процессе обучения меня поддерживала моя мама, тоже студентка Вышки.

Вы учились вместе с мамой?

Не совсем так. Она училась на другой программе.

Моя мама — экономист по образованию, но уже давно интересуется психологией и долгое время хотела переквалифицироваться, но очень сомневалась из-за возраста. И немного позже она все же решилась: сдала экзамены и не поступила, конечно, расстроилась и подумала, что значит это не для нее. И только когда уже пришла пора поступать в магистратуру мне, мама стала часто отправлять мне информацию о программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия», как бы советуя ее мне, но все же на самом деле ее саму привлекало это направление. В то время эта программа была доступна только офлайн, но в этом году запустился и онлайн-трек.

Я посоветовала маме попробовать поступить снова. На этот раз все получилось, и мы вместе проходили все этапы обучения, появилось больше тем для обсуждения, и мы стали лучше понимать друг друга. Спустя два года, в 2024 году, мы вместе окончили магистратуру и выпустились из Вышки.

Какие советы можете дать абитуриентам, которые рассматривают онлайн?

Не бояться писать всем, не стесняться задавать любые вопросы. Я бы порекомендовала создавать для себя привычный офлайн-мир только в онлайне: знакомиться, общаться, дружить с однокурсниками, обмениваться домашкой.

Старайтесь переносить привычные вещи в онлайн — все то же самое, но только в виртуальном мире.

Не бойтесь своего наставника, руководителя программы — они ваши лучшие друзья и проводники на ближайшие несколько лет, обсуждайте с ними свои идеи, проекты и стажировки.

Сами создавайте себе студенческую жизнь: общайтесь с преподавателями, задавайте вопросы, посещайте онлайн-консультации или посещайте оффлайн встречи, а с ребятами из вашего города взаимодействуйте активнее: приглашайте в кино, на совместный просмотр лекций, на завтрак или квиз. Главное находите время на создание своей идеальной студенческой жизни, вы об этом точно не пожалеете, наоборот, скажете себе спасибо.

И еще несколько советов касательно учебы: распределяйте нагрузку поровну, не смотрите все вышедшие лекции/практические занятия в один день, а выделяйте несколько дней в неделю для просмотра. Избегайте перенапряжения и не пренебрегайте выходными, чтобы наверстать упущенное по учебе. Не ленитесь вести конспекты по пройденному материалу. У вас, конечно, будут все презентации и записи лекций в свободном доступе, но во время сессии поднимать все архивы и искать необходимую информацию — задача не из легких, а к тому же затратная по ресурсам. Поэтому не пренебрегайте привычными методами и выписывайте важные нюансы и инсайты в блокнот.

Планируйте все заранее — мой главный совет. С вечера или рано утром выписывайте себе распорядок дня и закладывайте время на учебу с четким указанием промежутка времени, тогда вы точно будете все успевать и не отходить от плана.

Как найти себя в профессии после учебы?

Хороший вопрос, думаю, что поговорка «готовь сани с лета» идеально подходит. Нужно еще со времен учебы пробовать себя во всем: проходить практику от университета, находить самые разнообразные стажировки в компаниях и стараться себя как можно больше проявлять.

Например, сейчас я запускаю собственный бизнес как раз по проекту, который разработала за время обучения в магистратуре Вышки Онлайн.

Конечно же, коммуницировать с наставниками и прислушиваться к их мнению и советам, чтобы сразу нарабатывать опыт и становиться востребованным специалистом. И помнить о том, что преподаватели всегда рады вновь встретиться со своими выпускниками, помочь им не только советом, но и трудоустройством.

1111
Начать дискуссию