КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ И не выгореть в первые месяцы аспирантуры?

Аспирантура — это время высокой нагрузки и ответственности. Новые задачи и ожидания часто становятся причиной стресса. Эмоциональное выгорание может наступить быстро, поэтому важно научиться сохранять баланс.

Каждый врач, ветеринар или биолог знает, что единственно по-настоящему эффективное лечение – это патогенетическое, то есть устраняющее причину заболевания.

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ И не выгореть в первые месяцы аспирантуры?

Какие же причины стресса, связанные с новым профессиональным статусом, чаще всего встречаются у аспирантов?

Разберем причины стресса:

👉 Непонимание цельной картины устройства аспирантуры

👉 Большое количество новых факторов жизни

👉 Отсутствие четкого графика работы (особенно на кафедре)

👉 Перегрузка из-за неправильного распределения сил

👉 Нарушение режима работы и отдыха

Когда причины известны можно их устранять! Данную аксиому необходимо понимать и интегрировать её в учебные или рабочие процессы.

Всё это подробно и бережно мы вместе с вами разберем на курсе «Адаптация в аспирантуре» и подберем индивидуальный подход к «лечению».

Подписывайтесь на мою тематическую группу ВКонтакте «Аспирантура для врачей», изучайте интересные материалы, получайте мою консультативную помощь!

Ну, а сейчас кратко, штрихами.

1. ПРИЧИНА ПЕРВАЯ — Непонимание цельной картины устройства аспирантуры

Чтобы попасть в бурный водоворот трудностей, инициирующих стрессовые состояния и депрессии, рекомендую с самых первых дней в аспирантуре (а может и заранее) поэтапно решить следующие задачи:

✅ Уделите время, чтобы получить в отделе аспирантуре полную информацию. Причем, не на словах, а изучите все документы.

Важно сразу прояснить все значимые моменты, например:

- Где можно узнать и отслеживать график занятий, зачетов и экзаменов. Узнайте, где и как обычно всё это проходит.

- Когда, как и какие вам надо будет сдавать экзамены «кандидатского минимума».

- Где, как и когда будет проходить практика по педагогике.

- Права и обязанности аспиранта.

- Обязанности научного руководителя.

✅ Познакомьтесь с ученым секретарем. Помните, что добрые отношения с этим человеком вам очень-очень пригодятся. Узнайте, где можно ознакомиться с перечнем документов, необходимых для защиты. Критерием успешности коммуникации будет степень подробного разъяснения.

✅ Познакомьтесь с председателем проблемной комиссии и узнайте, что из себя представляет аннотация кандидатской диссертации. Какую юридическую силу имеет этот документ? Попросите посмотреть примеры уже готовых аннотаций.

✅ Познакомьтесь с информационным отделом (библиотекой) вашего учреждения. Как он функционально устроен? Чем он может быть вам полезен? Доступами к каким информационным базам располагает ваша организация?

✅ Познакомьтесь со всеми коллегами в отделении, лаборатории, кафедры. Чем каждый из них занимается? Отметьте, кто из коллег наиболее лояльно настроен в отношении вашего научного руководителя, вашей организации, научной работы в целом? Кто самый позитивный, инициативный, деловой? Этот человек должен стать вашим товарищем по работе.

2. ПРИЧИНА ВТОРАЯ — Большое количество новых факторов жизни

Это может быть:

- начало отдельного проживания от родителей;

- переезд в другой город;

- новый коллектив;

- новые задачи, соответственно новые инструменты и вид деятельности;

- новые факторы личной жизни.

Хорошо бы, конечно, не всё сразу. В этом и должна заключаться подготовка к аспирантуре. Но, если всё же? Не делайте из этого проблем. Сразу переводите их в задачи и не стремитесь решить все одновременно «на пятерку».

Определите по каждому пункту, что для вас критично важно, что срочно? Какие варианты решения в принципе существуют? Чем вы располагаете для решения задач?

Важно! Держите в фокусе вашу цель – успешное окончание аспирантуры и защита диссертации!

Вам наверняка будут интересны и полезны следующие материалы:

3. ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ — Отсутствие четкого графика работы (особенно на кафедре)

Все обязательные дела, имеющие жесткие границы выполнения, занесите в плановик. Посмотрите, какое время у вас остается и какими обязательными делами оно еще должно быть заполнено? Как их удобнее скомпоновать? При этом учитывайте ваши физические и психические затраты на каждое из них.

Энергозатратные виды деятельности по возможности дробите и чередуйте с теми, которые доставляют вам удовольствие и заряжают.

Обязательно выделите себе дни или достаточно продолжительные промежутки времени, например, первая половина или вторая половина дня, когда вы сможете без помех погружаться в творческий процесс работы с литературой. Это должно быть время вашей максимальной эффективности. В это время вы должны быть отдохнувшим и ресурсным.

Каждый день выделяйте время, чтобы «покопаться» в литературе в поиске ответа на вопрос по вашей работе, который у вас возник в течение дня. Так вы приучитесь держать в фокусе вашу научную проблему, регулярно работать с литературой, чтение будет не блуждающим, а целенаправленным, постепенно у вас будет накапливаться ценная для вашей работы информация.

4. ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ — Перегрузка из-за неправильного распределения сил

Планируйте ежедневные занятия с таким расчетом, чтобы 40% времени между 7 часами утра и 23 часами вечера у вас оставалось свободным. В графике у вас обязательно должен быть спорт или физкультура и прогулки на свежем воздухе.

Не получается?

Ищите возможности! Вы в аспирантуре, чтобы жить с радостью, а не загнуться в выгорании. Посмотрите, что вы можете оптимизировать, делегировать, совместить. От чего вы можете отказаться? Что для вас не принципиально, а является лишь ограничивающими убеждениями?

Это очень важная ваша работа, поэтому эта тема тоже включена в курс «Адаптация в аспирантуре».

5. ПРИЧИНА ПЯТАЯ — Нарушение режима сна и отдыха

Поверьте, если у человека есть цель, то времени ему всегда будет не хватать, даже, если в сутках будет 56 часов. Здесь важно не забывать, что самые важные процессы нашего организма, в том числе психические, происходят без нашего осознанного контроля.

Дайте вашему мозгу достаточно времени, обдумать то, что вы забросили в него в течение дня. Тогда на следующий день, он может вас удивить своими озарениями.

Я не сторонник загонять себя в рамки ЗОЖ. Есть старые добрые представления о нормальной жизни, главное в нем – умеренность во всем. Простая натуральная еда три-четыре раза в день, сон 7-8 часов в ночное время, достаточная физическая активность, и самое главное – позитив и доброе отношение к себе и окружающим.

Стресс – это всегда страх. Как будто кто-то неизвестный стоит за нашей спиной, и мы не знаем, что от него ждать.

На курсе «Адаптация в аспирантуре» мы развернемся к нему лицом и пожмем незнакомцу руку.

Программа курса, уровни, запись по ссылке здесь.

Регистрируйтесь и приходите на мой курс «Адаптация в аспирантуре»!

Начать дискуссию