Как начать профориентацию в компанию со школьной скамьи — Город профессий «Норникеля»
✦ Как профориентационная платформа снизит дефицит кадров?
✦ Что привлечёт молодёжь на трудные и немодные вакансии?
✦ Зачем вкладываться в будущих кандидатов со школы?
Корпоративный университет «Норильский Никель» обратился с проблемой: привлекательность производственных профессий снижается, и находить новых сотрудников становится сложнее. «Норникель» ищет новое цифровое решение, которое сделает профориентацию действительно увлекательной и доступной для детей.
Перед нами стояла задача интересно рассказать о производственных профессиях, вовлечь школьников в выбор будущей специальности, и создать «помощника» для родителей и профориентаторов.
Провели исследование и поменяли образ решения на 40%, чтобы сделать действительно полезный продукт
На старте проекта у клиента было пожелание — сделать современный профориентационный сайт. Предполагалось, что решение будет охватывать только производственные специальности, связанные с добычей и обогащением руды и металлургией. Чтобы не работать вслепую, мы провели исследование, которое открыло истинные потребности детей. Поняли, что школьникам интересны разные профессии, а ограниченность контента оттолкнёт аудиторию. Поэтому приняли решение расширить наполнение проекта и рассказать о максимуме возможных сфер деятельности.
Так родился финальный образ решения — интерактивный портал «Город профессий», который рассказывает о всех специальностях компании. Образ города был выбран не случайно — он знаком и понятен детям, и не оторван от реальности. А также очень хорошо вписывается в нарратив процесса исследования: чтобы выбрать своё призвание, школьникам предстоит заглянуть в разные районы, познакомиться с представителями профессий и узнать, как устроена их работа.
Разработали 3D-карту города и спроектировали каждый элемент на ней: от буровой установки до ёлки
Главной страницей портала и «фишкой» Города стала трёхмерная карта — собирательный образ производств и городов присутствия «Норникеля». Она состоит из 12 районов, 13 микрорайонов и 27 уникальных объектов, которые отражают различные сферы деятельности.
Большой сектор производств «Норникеля» расположен в северных регионах страны, поэтому Город профессий должен отсылать к компании, но не ассоциироваться исключительно с зимой. Поэтому мы окрасили карту в пастельные оттенки голубо-фиолетовых цветов — добились ощущения уюта и предзакатного спокойствия. Цветовая гамма лишь намекает на заснеженный пейзаж, но при этом не привязывает к конкретному времени года.
Каждый объект и локацию карты моделировали отдельно. Собирали мудборд из фотографий реальных построек или техники, отбирали лучшие ассоциации с профессиями, добивались максимальной узнаваемости. Внутри микрорайонов можно найти символичные объекты, которые ассоциируются с профессиями. Например, над Районом геологов возвышается нивелир, а в Производственном районе — гигантская буровая установка горняков, литейный ковш из металлургического завода и флотационная установка из обогатительной фабрики.
Помимо знаковых объектов для каждого района дополнили карту интересными деталями и неформальными сюжетами, которые интересно приближать и рассматривать. В Экологическом районе кто-то тягает штангу и забивает мяч в баскетбольную корзину. В IT-районе человечки работают с ноутбуками, сидя на лавке. Геологи разбили палаточный городок и готовятся к ночёвке.
Провели 60 часов интервью с экспертами и написали 100+ страниц рассказов о профессиях
Вторым ключевым разделом портала после карты стали лонгриды о профессиях. Их можно открыть, выбрав нужный микрорайон.
Важно было рассказать о профессиях максимально реалистично, поэтому для сбора контента привлекли действующих сотрудников «Норникеля» — представителей разных специальностей. Всего провели 60 часов интервью и написали рассказы о 147 профессиях. Сначала сами разобрались в сложных процессах производства, затем упростили их, подобрали метафоры и понятные аналогии, чтобы написать лёгкие и интересные тексты.
Исследование показало, что школьникам важно понять, какие сложности могут возникнуть в процессе работы. Поэтому в лонгридах мы рассказали об особенностях и востребованности профессий, и какие есть перспективы развития.
Также мы выявили, что детям интересен и социальный аспект работы: доходы, бонусы, экология, культура компании и в каких условиях предстоит жить. Так появились «Башня „Норникеля“» и локации городов. В «Башне» рассказываем о безопасности, экологических проектах, компенсационном пакете, спорте, творчестве, волонтёрстве и других активностях компании. В лонгридах о Норильске, Дудинке, Мончегорске освещаем жизнь в городах и поясняем, как они будут меняться.
Мы загрузили весь свой опыт проектов в нейронную сеть — чтобы теперь он помогал вам. Наш HR-ассистент бесплатно ответит на ваши вопросы, порекомендует полезные материалы и нагенерит нестандартные идеи.
Продумали лёгкую навигацию внутри лонгридов и добавили персонажей, которые оживили Город
В первом релизе разработали длинные лонгриды для каждого микрорайона. После запуска проверили глубину просмотра портала и провели модерируемое usability-тестирование. Выявили, что пользователям сложно просматривать длинные рассказы: ¼ страницы читают внимательно, а далее только по заголовкам. Поэтому во втором релизе все лонгриды переработали. Для удобства чтения разбили страницы на короткие главы и добавили нулевые страницы с навигацией, чтобы упростить к ним доступ.
Дизайн лонгридов также изменился после первого релиза. В заголовки добавили модный акцидентный шрифт: тексты стали современнее, а структура — понятнее. В первой версии комбинировали фотографии и 3D-иллюстрации, во второй — разделили их и сделали крупнее. Теперь объекты выглядят чище и понятнее. Поменяли цветовую гамму лонгридов: «пыльные» градиенты заменили на более яркие цвета. Уточнили форму плашек — скруглённые и игривые наклонённые элементы стали фирменной чертой нового стиля лонгридов.
Особое настроение рассказам придали новые персонажи, которых после второго релиза можно встретить на каждом лонгриде. Доброжелательные герои рассказывают о профессиях, делятся интересными фактами о компании и жизни в городах.
Внедрили элементы геймификации — разработали проверочные квизы и систему достижений
Чтобы школьникам было интересней изучать портал, мы разработали 28 квизов для всех лонгридов о профессиях. Квизы не только помогают проверить, как усвоился материал, но и открывают дополнительные факты о профессиях благодаря подсказкам к каждому ответу. Если пользователь не всё понял по ходу чтения, у него есть возможность что-то узнать во время прохождения квизов.
Все квизы объединены в большой квест из 8 карточек. Карточки привязаны к районам города. За прохождения квизов и изучение разных разделов портала пользователи получают награды. Список всех наград и заданий можно посмотреть в личном кабинете.
Разработали тест на профориентацию — помощника в выборе профессий
Чтобы решение действительно помогало в профориентации, разработали тест, по результатам которого можно получить рекомендации подходящих профессий. Для этого прошли 17 тестов на профориентацию и проанализировали 480 вопросов, а также консультировались с психологом-профориентатором.
В итоге выбрали самые проверенные методики: Е. А. Климова и И. Бриггс Майерс. В них упростили язык, а механику адаптировали под понятный и лёгкий формат чата, где вопросы задаёт забавный виртуальный помощник — бот Ni-28. Техническую основу теста разрабатывали специально для портала.
Создали бота-помощника, который встречает пользователя и помогает ориентироваться на портале
Ni-28 — бот, виртуальный помощник, который контактирует с пользователем, даёт подсказки и задаёт вопросы в тесте на профориентацию. Его визуальные прототипы — Чебурашка и Астро Бот. Большая голова и уши напоминают очертания тела ребёнка и вызывают доверие. Лицо в виде экрана позволяет менять эмоции. Бот левитирует, поэтому его можно размещать в любой части экрана.
Прототипом имени бота стали названия дроидов из «Звёздных войн». Ni — это символ никеля, а 28 — порядковый номер из таблицы Д. И. Менделеева.
При первом входе на портал Ni-28 проводит онбординг — рассказывает, как устроен Город, районы, микрорайоны и квизы. Короткое обучение сокращает риск, что новые посетители запутаются в большом количестве разделов портала.
Внедрили контент Города в офлайн: разработали школьный урок, методичку для родителей и напечатали 200 кг материалов
Профориентаторы — одна из аудиторий, которая планирует использовать портал в своей работе. В помощь им создали увлекательный школьный урок, который заменит привычные лекции о профессиях. Для урока подготовили красочную анимированную презентацию в стилистике проекта. Предлагаем детям поиграть в мини-игры и понять, какие качества нужны для выбора профессий.
После урока дети получат буклет с кратким содержанием и советами из презентации и набор стикеров, которыми можно стилизовать свои вещи. Чтобы постоянно быть на виду у школьников, подготовили плакаты и листовки о Городе — 200 кг материалов отправились в Норильские школы, на образовательные фестивали и конкурсы. А Город профессий вышел в офлайн!
Не оставили без внимания и родителей школьников, которые на этапе исследования делились своими проблемами и пожеланиями в вопросе профориентации. Для этой аудитории разработали методичку — пошаговое руководство с советами, как начать разговор о профессии, выявить предпочтения и интересы ребёнка. Методичку можно распространять онлайн — по почте или в школьных чатах — или распечатать версию без картинок.
В дополнение к методичке разработали карту профессий со всеми сферами и специальностями Города. Карта также вошла в комплект для учителей. Её можно повесить в классах, использовать для интерактивов и игр во время уроков.
Город разрабатывали в партнёрстве с клиентами: от ключевого образа до мельчайших деталей на карте
Весь проект работали в тесном взаимодействии с заказчиками — руководителями и сотрудниками Корпоративного университета «Норильский Никель». Вместе обсуждали все детали разработки: от образа решения до обсуждения цветов объектов на карте. Клиенты помогли получить доступ к десяткам экспертов, отдельная команда заказчика вычитывала тексты и отсматривала отобранные иллюстрации. Каждые две недели созванивались, чтобы обсудить промежуточную работу, сверяли часы и двигались дальше только после обратной связи.
Огромный пласт работ, к которому пришли за несколько месяцев — результат совместного креатива, доверия и взаимопонимания между нашими командами, которым гордимся.
- Школьники могут пройти тестирование и получить рекомендации профессий.
- С помощью руководства родители узнали, как начать профориентацию детей.
- Профориентаторы получили понятный, современный инструмент, который могут использовать в профориентационных уроках.