Признаки того, что предпринимателю пора к психологу
Есть очевидные причины пойти к психологу: выгорание, депрессивное или хроническое тревожное состояние, постоянное недовольство результатами своего бизнеса, состояние стресса.
Но есть ещё одна причина, о которой многие бизнесмены не задумываются, потому что в обществе это воспринимается как норма. Речь идёт о чёрно-белом мышлении, оно же дихотомическое или поляризованное. Это такое стремление мыслить крайностями.
Такое когнитивное искажение, когда человек воспринимает мир через фильтры: чёрный — белый, выгодно — невыгодно, идеально — никак, хорошо — плохо, надо — не надо, приводит к тому, что люди перестают находить компромисс, альтернативу. А для предпринимателя это важнейшие качества.
В психологии есть такой термин — ригидность. Он означает неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям. А если предприниматель приобретает эту ригидность, то любой кризис, изменение ситуации в стране, на рынке валют и так далее, будут тяжело переживаться, а то и вовсе приведут к банкротству. Более того, даже выход компании на другой, более высокий уровень масштаба, может сильно подкосить собственника.
Любые изменения требуют от нас адаптивности.
Вторая сторона вопроса — это самооценка предпринимателя и комфорт работы в его команде. Часто бывает так, что компания рассчитывала добиться определённых показателей, но итоговый результат оказался ниже. Если у предпринимателя дихотомическое мышление, то простраиваются выводы:
не идеальный результат = я плохой предприниматель или у меня плохая команда.
И дальше срабатывает ловушка мышления, выбраться из которой без психолога почти невозможно. Чем больше человек недоволен результатами, тем менее он гибок. Это приводит к разочарованию и огромному количеству стресса. А стресс приводит к ещё большей потери гибкости. Ловушка захлопнулась.
При этом, мы все — цельные личности. Мы не можем в бизнесе мыслить одними категориями и ценностями, а в личной жизни, с друзьями — другими. Мы везде проявляемся одинаково, основываясь на своих базовых наборах ценностей и убеждений.
И тут возникает третья сторона вопроса. Предприниматель, выучившись жить по принципу выгодно — не выгодно, начинает делать выбор НЕ в пользу жизни. «Я не буду тратить время на свидания — лучше потрачу его на бизнес и решение текущих вопросов», «Я не поеду отдыхать с друзьями, потому что там нет людей, с которыми мне будет выгодно пообщаться по бизнесу» и так далее.
Человек выбирать не жить. Вкус к жизни, радость от ежедневных событий, краски всего мира — всё это исчезает.
А потеря удовольствия от жизни, отсутствие положительных эмоций, это всё уменьшает энергию предпринимателя. В свою очередь возникает риск депрессивных эпизодов: «Идеально не получается, а кое-как я не хочу. Мне тогда вообще ничего не надо».
Многие предприниматели, оказавшись в таком состоянии, начинают закрываться от контактов, погружаясь в бизнес всё больше и больше. Гоняясь за призраком идеальных результатов.
Со временем они теряют окружающих их людей: жена не идеально моет посуду, встречи с друзьями не приносят выгоды... Большое количество конфликтов приводит к разрыву всех отношений. Человек остаётся один.
Есть простые способы обнаружить у себя дихотомическое мышление:
- Первый красный флаг — вы постоянно всем недовольны. Вам не нравятся результаты, которых вы достигаете — они недостаточно идеальные, недостаточно крутые.
- Вторым сигналом будут такие слова в речи, как: «всё», «ничего», «всегда», «никогда», «абсолютно все». Эдакая категоричность в мышлении.
- Ещё один пункт — вас перестают радовать мелочи, обыденные вещи, которые раньше радовали и дарили удовольствие.
- Постоянное сравнение себя с другими, хроническое недовольство собой — тоже симптомы чёрно-белого мышления.
Что делать?
Если вы обнаружили у себя поляризованное мышление, попробуйте для начала замечать эти признаки в моменте. Хорошее тренировочное упражнение: запишите хотя бы одну чёрно-белую мысль, которая пришла за день и переформулируйте её на гибкую.
Гибкое мышление — это когда мы даём себе возможность видеть в ситуации какую-то пользу. Приведу пример. Чёрно-белое мышление: «Мы недостаточно поработали и не сделали план». Гибкое мышление: «Да, мы не достигли плана. Но теперь у нас есть опыт, опираясь на который мы сможем усилить свои действия».
Гибкое мышление делает восприятие любой ситуации как возможность развития и роста, а не источник неудач. И когда мы меняем мышление на гибкое, то начинаем видеть варианты: что можно сделать в текущей ситуации. Да, мы продолжаем замечать свои слабые стороны, но и начинаем видеть сильные. А где-то даже находить выгоду в происходящем.
Мир не совершенен. Более того, идеал или совершенство — это что-то такое статичное, неизменяемое.
Бизнес, условия, обстоятельства — всё это меняется каждую минуту времени. И мышление наше тоже меняется каждую минуту времени. И вот это внутреннее психологическое перфекционистическое стремление к идеалу — нереально к исполнению. Это такая гонка в никуда.
Само признание, что в принципе никто не совершенен уже терапевтично. Идеал — это не то, что есть, объективное. Идеал — это то, как Я вижу это.
И стремление достичь идеала при внутреннем перфекционисте — бег, который выматывает, но не приносит результата. Можно принять мысль, что на сегодняшний момент, именно здесь, при тех условиях которые у меня были, то, что у меня получилось, — это уже и есть идеал. Да, в следующий раз я могу проанализировать сделанное, найти вещи, которые можно усилить, и я могу попробовать сделать лучше. Но и то, что есть — тоже уже идеал.
То есть мы вот это чёрно-белое мышление немножечко расшатываем — начинаем допускать другие варианты.
Ещё хорошо начать находить промежуточные варианты. Да, может быть для моего бизнеса в этой встрече не будет выгоды, но это может мне принести что-то другое. Например, удовольствие, приятный вечер, возможность переключиться от дел. То есть нужно учиться находить что-то, что будет расширять видение.
Каждому предпринимателю с чёрно-белым мышлением я рекомендую прочитать книги на эту тему. Мои любимые это Кэрол Дуэк «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» и Кевин Даттон «Чёрно-белое мышление. Почему мы стремимся к категоризации и как избежать ловушек бинарной логики».
Нашли ли вы у себя признаки чёрно-белого мышления?