Как сделать «из путяги — Гарвард»? И зарабатывать на образовательном бизнесе

Это отрывок расшифровки интервью на канале «ГРИБАНОВ», где я общаюсь с предпринимателями, которые делают классный продукт и меняют мир вокруг себя. Выпуск с Михаилом Сумбатяном — директором частного колледжа IThub.

Чтобы было удобно читать, я трансформировал наш диалог в статью. Прямая речь сильно урезана, поэтому, если вам интересен сам разговор и нюансы создания качественного продукта в образовательном бизнесе — рекомендую посмотреть интервью целиком: Ютуб и ВКонтакте.

В позднем СССР и в 90-х престиж среднего профессионального образования рухнул на дно. Никак иначе, как путяга, техникумы не называли. С колледжами — та же история. Однако сегодня имидж СПО трансформируется.

В 2017 году, когда открылся колледж IThub, путяга — это была норма, и 30% детей уходили после 9 класса по всей стране. В этом году 62% уходит после 9 класса по всей стране. Впервые приход абитуриентов в систему СПО превысил приход в систему высшего образования по количеству детей.

Я давно не слышу у молодых ребят, чтобы колледж называли путягой. Вот когда мы начинали, это было нормой, и когда я говорил, что я буду делать премиальный колледж, который будет работать не только на российских, но и на международных стандартах, отвечать на запросы бизнеса — мне все говорили: слушай, ты из путяги хочешь сделать Гарвард, у тебя ничего не получится. Вот, у нас получилось, мы стали трендмейкерами, и сегодня, мне кажется, в IThub почти все хотят учиться. Не каждый себе это может позволить, но все, кто про нас знают, хотят учиться у нас.

Причина такого качественного и количественного изменения — это достижение среднего профессионального образования или это провал школьного образования? Мне кажется, здесь совокупность факторов. Первое, провалилась школа как массовое образование:10−11 класс — это просто трата времени, подготовка под ЕГЭ. Провалилась высшая школа, потому что ты тратишь два года на ЕГЭ, а потом ты идёшь в высшую школу — это ещё четыре-шесть лет — и непонятно, будешь ли ты работать по специальности. Я вот на больших аудиториях спрашиваю, кто работает по специальности, поднимите руки. Обычно их очень мало. Обычно мы получили высшее образование, а потом заниматься идём чем-то другим. И в этом смысле — провал высшей школы.

Я не могу сказать, что среднее профобразование сильно отличается и не провалилось. По-разному, но то, что мы сегодня все сплотились и очень качественно начинаем смотреть на содержание, на изменения, плюс вот эти участия в международных конкурсах профессий и специальностей — это вот немножко систему всколыхнуло. И про нас же всегда забывали, я ещё в государственной системе работал в колледже, поэтому я так ответственно могу сказать, про нас всегда забывали, потому что первые были у нас школы либо вузы. Мы всегда были где-то в хвосте. И вот, может быть, благодаря этому мы очень быстро как-то почувствовали тенденции, поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, мы как-то себя собрали и начали идти вперёд. У нас нет ханжества по отношению «мы великие, нам дают много ресурсов» и прочего, у нас этого просто нет, как глобально у системы. Поэтому, мне кажется, за счёт принципа «голодный художник делает великие вещи» мы быстренько почувствовали возможность и её подхватили. И все коллеги, мы со многими общаемся, дружим, вот я вижу, какое целеполагание у директоров колледжа, оно другое, нежели в высшей школе, нежели у директоров школ.

Мы сделали «премиальный колледж». Мы одни из самых дорогих в стране. Наверное, самые дорогие в Москве точно. У нас 12 филиалов. В Москве мы стоим 450 тысяч в год. Контракт 4 года, соответственно, умножаем на 4. В региональных — под экономику региона, но в среднем — это умножить на 3 от базового колледжа в регионе. Почему? Потому что у нас дорогие специалисты, это практики. Если ты просто прочитал про технологию, то у нас ты не можешь её преподавать, ты должен ей владеть для того, чтобы у нас преподавать. Понятно, что это дорогие специалисты.

Мы сильно вкладываем в образовательную среду, потому что верим и знаем, как образовательная среда влияет на твоё психологическое развитие, на твою устойчивость. У нас «круче, чем дома» — это цитата наших студентов. Комфорт, дизайн, вот это желание здесь быть — это дорого. Культура, сервис. Мы стараемся сильно вкладывать в сервис, удобство. Мы считаем, что образование — это не услуга, но все, что связано с сервисом, должно быть выстроено как услуга. Нам всем нравится с кнопки решать задачи, нам нравится записаться в какую-нибудь медицинскую клинику с кнопки, ну в общем нам нравится сервис, и сервис стал нормой. И в этом смысле мы тоже к сервису относимся как к части продукта, который сегодня дорого стоит. У нас в сервисе три системы искусственного интеллекта внедрены, которые, в общем, очень недешевые. Мы делаем дорого не потому, что мы хотим много зарабатывать, а потому что продукт сам по себе очень сложный и очень дорого устроен. И для того, чтобы мы были устойчивы, мы делаем адекватную стоимость нашему вложению и тех людей, которые вкладывают в этот продукт свои силы, своё время. Мы должны этих людей достойно оплачивать. Вот и все.

Как мы объясняем клиентам, что стоим своих денег? Мы просто показываем, мы рассказываем, что мы делаем. У меня был один звонок, один раз мне позвонил папа и сказал: вы знаете, вы неадекватно стоите. Я говорю: я с вами полностью согласен, мы неадекватно дёшево стоим для того, что мы делаем. Больше он не звонил, контракт подписал.

Мы знаем, сколько мы стоим. Действительно, я много по миру поездил, от Сингапура до Лондона, я видел практически все лучшие колледжи мира, только в Штаты я не доехал, во всех остальных странах — Швеция, Норвегия, Германия — я все видел. Я вижу, сколько вкладывают они в продукт — мы делаем кратно больше. Средний лондонский колледж стоит 25 тысяч фунтов в год. Мы кратно дешевле. Да, мы стоим условно там 4,5 тысячи долларов. Таких цен в принципе по миру нет на колледжи. Хотя очень сомнительные продукты у многих, очень сомнительные.

Мы не делаем прямые продажи — купите у нас — перезваниваем, нет. Мы продаём через ценности. Мы рассказываем, что мы делаем, как мы делаем, и даём право принять решение.

На рынке частного среднепрофессионального образования мы лидеры. Почему мы лидеры? Потому что в 2017 году постарались сформулировать немножко другой подход к нашей системе, если в целом она строится по принципу реализации федерального государственного стандарта. Вот есть описанные ФГОС примерные программы, ты должен эту программу реализовывать. Если ты качественно реализовываешь ФГОС, ты получишь аккредитацию через пару лет. Аккредитация — это когда тебе государство говорит, что твой диплом такой же, как и государственный диплом, то есть диплом государственного образца. Государство говорит, что качество, которое ты делаешь, оно на уровне государства. Поэтому все хорошо, а за ним идут льготы. Отсрочка от армии, стипендии и прочее, проезд на метро.

Мы пошли немного другим путём. Мы попробовали не только реализовывать ФГОС, мы попробовали сформулировать, а для чего мы будем делать для сегодняшнего подростка вот такой тип образования. Мы подумали немножко за них: зачем им идти к нам.

Потом мы подумали, а почему бизнес придёт к нам и будет забирать наших выпускников? Бизнес говорит: «Забудь тому, чему тебя учили, мы тебя научим сами, не тому учат, не те программы». Классическая история, когда бизнес ругает образование. Мы пришли к бизнесу и спросили: «Понятно, что вы нас ругаете, а давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы вы нас не ругали, а вставали в очередь за нашими выпускниками?».

Бизнес сказал: «Слушай, ну так никто нам вопрос не задавал, а мы не знаем». Я говорю: «А я не сомневался, что вы не знаете — давайте вместе попробуем на этот вопрос отвечать?». Вот мы на него отвечаем уже восьмой год, поэтому у каждой кафедры нашей есть объединение крупных представителей бизнеса. Это крупные банки, начиная от представителей Сбербанка, заканчивая другими специалистами, другими банками, практически все известные. Крупные наши технологические компании от ВК до крупнейшей компании разработки игр, например, компания Леста.

Эти компании фактически управляют содержанием наших кафедр. То есть наш заведующий кафедр с командой перед ними отчитывается по программам, по тем модулям, которые мы хотим поменять, запрашивает практики, стажировки. Нам важно убрать границу между бизнесом и образованием для того, чтобы содержание было понятно бизнесу и они могли в это содержание вкладывать ту ценность, которая сегодня им необходима. Это про что? Это про то, что бизнес сталкивается с проблемой и наши ребята должны эту проблему решать. Все очень просто. Если твой выпускник или студент решает проблему бизнеса, бизнес готов в это вкладывать сначала время, а потом деньги.

***

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы увидеть мир глазами других предпринимателей:

Начать дискуссию