Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

Более 80% компаний из списка Fortune 500 используют наставничество для адаптации и развития сотрудников. Это же исследование показывает, что компании с программами наставничества зарабатывают на 18% больше среднего показателя, тогда как их конкуренты без такого способа обучения новичков имеют прибыль на 45% ниже.

На связи команда iSpring. Это тридцать вторая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 12 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы

15. Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

16. Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

17. Тренды корпоративного обучения в 2024 году

18. Рескиллинг и апскиллинг: что это в корпоративном обучении

19. 10 современных методов обучения персонала

20. 7 лучших систем тестирования персонала

21. Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

22. Андрагогика в действии: как эффективно обучать взрослый мозг

23. 8 примеров микрообучения

24. Удалённое обучение сотрудников: 5 шагов для запуска

25. Управление знаниями в компании: преимущества, создание системы и её внедрение

26. Как построить систему обучения в компании: 8 кейсов

27. Создание онлайн-тестов для сотрудников: полный гайд

28. Создание онлайн-курса в Moodle: Пошаговое руководство

29. Обучение в ритейле: кейсы сетевых магазинов

30. Как провести вебинар и достичь целей компании: 9 советов

31. Как записать видеоурок для обучения сотрудников в компании: 9 этапов

Наставничество помогает новым сотрудникам адаптироваться в компании — быстрее влиться в работу и начать приносить пользу бизнесу.

В этой статье рассказываем, что такое наставничество, какие есть методы и приёмы, как запустить такое обучение новых сотрудников в компании.

Что такое наставничество и кто такой наставник

Наставничество — это разновидность обучения, когда опытный сотрудник помогает новичку разобраться с его задачами, правилами компании и развить нужные для работы навыки.

<i>Даже опытный специалист в первые дни работы чувствует себя некомфортно на новом месте, не понимает, с каких задач нужно начать и как всё успеть. С наставником адаптация проходит более комфортно для новичка</i>
Даже опытный специалист в первые дни работы чувствует себя некомфортно на новом месте, не понимает, с каких задач нужно начать и как всё успеть. С наставником адаптация проходит более комфортно для новичка

Наставник — это «проводник» для стажёра по компании. В течение определённого периода (3–6 месяцев) он оказывает поддержку и отвечает на вопросы, вплоть до того, какой дресс-код в компании и где можно пообедать.

Наставничество используют с древних времён: например, в ремесленном деле, когда мастер учит новичка. Исследователи отмечают, что современное наставничество отличается тем, что обучение рабочим процессам сочетается с психологической поддержкой новичка, чтобы помочь ему без стресса освоиться в компании.

Так что наставничество находится на пересечении педагогики и психологии, поэтому часто его путают с коучингом. Однако это разные понятия:

  • Наставничество используют для обучения сотрудника профессиональным навыкам, необходимым ему для работы. Наставник учит выполнять конкретные рабочие задачи, а также объясняет, как всё устроено в компании.
  • Коучинг нацелен на раскрытие сильных сторон сотрудника с помощью психологических приёмов. Коуч не даёт чётких указаний, как и что делать, чтобы получился результат, а помогает сотруднику самому выбрать лучшее решение.

Подробнее об этом в статье:

Что даёт наставничество бизнесу и сотрудникам

Исследования показывают, что компании и сотрудники отзываются положительно о наставничестве, потому что оно приносит следующие результаты:

  • Растёт производительность и прибыль. Новые сотрудники быстрее погружаются в работу с помощью наставника и начинают приносить пользу бизнесу. 70% компаний благодаря наставничеству повысили эффективность деятельности, а 55% компаний отметили увеличение прибыли.
  • Уменьшается количество ошибок в рабочих процессах. Наставники делятся своим опытом с новыми сотрудниками и предостерегают их от неправильных действий. 84% сотрудников отметили, что наставники помогли им избежать ошибок.
  • Снижается текучесть персонала. Наставник поддерживает новичка, отвечает на его вопросы, мотивирует, не оставляет его наедине с рабочими задачами. Всё это позволяет новым сотрудникам чувствовать себя комфортно и более уверенно на работе, что снижает риск их увольнения.
  • Ускоряется карьерный рост сотрудников. Стажёры, работающие под наблюдением наставника, получают повышение в 5 раз чаще, чем те, кто адаптируется в компании самостоятельно и не получает поддержки от опытного коллеги.
  • Развивается система передачи опыта в компании. Новые сотрудники постепенно становятся более опытными и многие из них в будущем становятся наставниками. На примере своих наставников они знают, как вести себя с новичками и чем им помогать.

Наставничество подойдёт любым компаниям. Например, эту форму обучения используют в программе адаптации новичков «Татнефть», «Северсталь», «Лукойл» и др.

Каким может быть наставничество в компании

Существует более 10 видов наставничества. Их можно совмещать друг с другом, чтобы достигать лучших результатов. Для удобства мы выделили три группы.

1. Форматы наставничества по способу взаимодействия

Наставник может по-разному контактировать с подопечным: лично обучать на рабочем месте, созваниваться по Zoom или совмещать очный и онлайн-формат. Каждый тип адаптации новичков имеет свои плюсы и минусы.

Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

2. Виды наставничества в зависимости от организации процесса

Адаптацию новичков можно контролировать или позволить им самостоятельно осваиваться в компании. Поэтому наставничество бывает:

  • Официальное. Когда организуется компанией как часть программы развития сотрудников. Такое наставничество имеет чёткие цели, сроки, программу и конкретных наставников.
  • Неофициальное (спонтанное). Складывается естественным путём в компании. Не имеет формальных назначений и структуры, обычно основывается на инициативе сотрудников и спонтанной поддержке новичков.

Такие типы наставничества тоже имеют свои плюсы и минусы.

Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

Хорошо, если в компании есть как официальные программы наставничества, так и сами сотрудники проявляют инициативу и помогают новичкам.

3. Модели наставничества в зависимости от ресурсов и целей компании

В компаниях разные возможности и потребности в обучении стажёров. Например, одни организации могут проводить длительное обучение (в течение 3–6 месяцев) и закреплять за каждым новичком по наставнику, в других — такой возможности нет.

В этом случае сложно говорить о плюсах и минусах разных моделей наставничества. Компании выбирают подходящий вариант под свои запросы.

Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

Можно сочетать несколько типов наставничества. Например, в компании недостаточно наставников, поэтому HR отправляет несколько стажёров смотреть, как выполняет рабочие задачи опытный специалист. То есть в этом случае сочетают групповое и теневое наставничество.

Методы наставничества: что нужно знать и уметь наставнику

Наставничество должно проводиться по определённым правилам, чтобы приносить результат. Для этого наставнику нужно знать принципы обучения взрослых и владеть разными методами.

1. Основы андрагогики

Андрагогика — это метод обучения взрослых, который отличается от работы с детьми. Принципы андрагогики описал в 1970-х годах педагог Малкольм Ноулз в книге «Взрослый ученик».

По мнению учёного, взрослые более самостоятельные и заинтересованные в обучении. Им нужно понимать, как применять полученные знания в реальной практике. В отличие от взрослых, детям важнее просто получить хорошую оценку.

К примеру, наставник должен обучить нового сотрудника в HR-отделе. Вместо того чтобы давать долгие теоретические лекции, он сразу даёт ему возможность поработать в программе с реальными данными. Такое обучение будет интересным и полезным для нового сотрудника.

Статья по теме:

2. Лестница обучения

В 1970-х годах Ноэль Берч, работая в компании Gordon Training International (GTI), разработал модель развития компетенций сотрудника. Наставник должен понимать, что новичок в процессе обучения проходит через четыре стадии:

  1. Неосознанная некомпетентность — стажёр не осознаёт, чего не знает.
  2. Осознанная некомпетентность — новичок начинает понимать свои слабые стороны.
  3. Осознанная компетентность — сотрудник применяет полученные знания на практике, но не очень быстро, вдумчиво.
  4. Неосознанная компетентность — специалист доводит свои действия до автоматизма, быстро принимает решения на основе своего опыта.
<i>Лестница обучения даёт наставнику понимание, на каком этапе находится новичок, чтобы адаптировать обучение и задачи под его уровень</i>
Лестница обучения даёт наставнику понимание, на каком этапе находится новичок, чтобы адаптировать обучение и задачи под его уровень

3. Пятилистник наставничества

В российском корпоративном наставничестве бизнес-тренеры рекомендуют использовать метод пятилистника, который визуально демонстрирует элементы этого процесса.

<i>На лепестках размещены ключевые аспекты наставничества, а в сердцевине находится обратная связь, которая должна сопровождать каждый этап</i>
На лепестках размещены ключевые аспекты наставничества, а в сердцевине находится обратная связь, которая должна сопровождать каждый этап
  1. Наставник объясняет новичку цели и задачи обучения.
  2. Показывает, как выполнять рабочие задачи.
  3. Новичок вместе с наставником пробует выполнить действия.
  4. Стажёр повторяет все действия, но теперь самостоятельно.
  5. Наставник проверяет результат, хвалит новичка и даёт ценные советы.

Метод пятилистника помогает сфокусироваться на пяти ключевых аспектах обучения и не упустить важные элементы, которые влияют на результат.

4. Цикл Колба для обучения практическим навыкам

Американский психолог Дэвид Колб в 1984 году сформулировал в книге «Обучение на основе опыта: опыт как источник обучения и развития» теорию экспериментального обучения. Суть метода в развитии навыков с помощью 4 этапов:

<i>Цикл может повторяться несколько раз, пока новичок не научится самостоятельно предлагать решения и выполнять рабочие задачи</i>
Цикл может повторяться несколько раз, пока новичок не научится самостоятельно предлагать решения и выполнять рабочие задачи
  1. Новый опыт. Ученик пробует выполнить реальную задачу.
  2. Рефлексия. Вместе с наставником обсуждает, что получилось, а что — нет.
  3. Теория и поиск решений. Приходит к выводу, какие ошибки возникли и как их не допускать.
  4. Экспериментирование. Обучающийся вновь пробует решить задачу, но уже по новому алгоритму, который сам предложил на третьем этапе.

С помощью цикла Колба наставник сможет структурировать процесс развития практических навыков, чтобы сотрудник не только выполнял задания, но и учился анализировать свои действия.

6 этапов запуска наставничества в компании

Наставничество требует тщательной подготовки. Нужно составить план, выбрать будущих наставников и обучить их, определиться с методами и инструментами, а также со способом оценивания результатов.

<i>Примерный план проведения наставничества в компании</i>
Примерный план проведения наставничества в компании

1. Определить цели наставничества

Цели наставничества связаны с потребностями компании и сотрудников. Например, ускорить адаптацию новичков. Цель нужно сформулировать по методике SMART: она должна быть конкретной, достижимой, измеримой, актуальной для бизнеса и иметь чёткие сроки.

Например, снизить текучесть новых сотрудников на 30% за полгода. Чтобы прийти к этому результату, наставник должен помочь новичку освоиться в компании, разобраться со своими рабочими задачами и почувствовать себя важной частью команды.

2. Составить программу наставничества

В учебную программу входят основные темы обучения, задания, графики встреч. Чтобы составить план наставничества, можно использовать этот чек-лист:

Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

3. Выбрать и подготовить наставников

Наставниками могут быть опытные сотрудники компании или внешние эксперты. Первый вариант может оказаться более эффективным для организации, потому что специалисты компании лучше разбираются в её особенностях.

Однако не каждый сотрудник может стать наставником. Российские исследователи объяснили, кто лучше подходит на эту роль:

  1. Опытные работники в той сфере, в которой планируется обучение новичков.
  2. Сотрудники, поддерживающие ценности корпоративной культуры.
  3. Сотрудники, которые могут простыми словами объяснить сложные действия.
  4. Специалисты с навыками управления, чтобы уметь контролировать стажёра и брать на себя ответственность за его действия во время наставничества.

Кроме того, наставник должен быть доброжелательным и желающим помогать своим коллегам.

Чтобы определить подходящих сотрудников, можно использовать тесты на проверку профессиональных навыков и метод «360 градусов» для выявления личностных качеств и компетенций. Суть этого метода в том, что другие сотрудники анонимно оценивают конкретного сотрудника по разным критериям.

Для этого удобно использовать платформу дистанционного обучения (LMS): например, iSpring Learn. Система с помощью автоматического анализа результатов сформирует список компетенций по каждому кандидату:

<i>Визуализация покажет, у каких сотрудников есть педагогические навыки, кто из них более доброжелательный и инициативный в помощи новичкам</i>
Визуализация покажет, у каких сотрудников есть педагогические навыки, кто из них более доброжелательный и инициативный в помощи новичкам

Дополнительно будущие наставники должны пройти обучение, чтобы знать принципы обучения взрослых, разные методы (пятилистник наставничества, цикл Колба и др.), а также уметь планировать и оценивать результаты.

<i>Обучение наставников можно провести в онлайн-формате, чтобы не отрывать их от основной работы</i>
Обучение наставников можно провести в онлайн-формате, чтобы не отрывать их от основной работы

Онлайн-курсы размещают на платформе дистанционного обучения. Поэтому для обучения наставников в удалённом формате нужны 2 инструмента: LMS и конструктор онлайн-курсов.

4. Закрепить сотрудников за наставниками

Нужно сформировать список сотрудников, которые нуждаются в наставничестве. Чтобы обучение проходило эффективно и без большой нагрузки на наставника, за каждым стоит закреплять 1–2 подопечных.

Важно, чтобы наставникам и стажёрам было комфортно работать друг с другом. Как отмечают специалисты, совместимость наставника и стажёра желательно проверить с помощью психологических тестов . Дополнительно можно провести опросы, чтобы узнать предпочтения обучающихся. Возможно, некоторым больше нравится работать с наставником своего пола и возраста.

5. Основной этап — обучение персонала с помощью наставничества

Процесс наставничества можно разделить на несколько этапов:

  • Знакомство и формирование доверительных отношений. На первой встрече наставник знакомится со стражёром, они обсуждают цели обучения, желаемые результаты, методы работы, а также график и способы взаимодействия. Чтобы новичок почувствовал себя комфортно, нужно создать атмосферу открытости, поддержки и дружелюбия.
  • Введение в обучение. Наставник рассказывает о компании и корпоративной культуре, объясняет стажёру его обязанности, знакомит с основными инструментами и стандартами работы.
  • Практическое обучение. Наставник пошагово демонстрирует, как выполнять рабочие задачи, и даёт подопечному возможность повторить действия самостоятельно. Анализирует его действия, сообщает об ошибках, при необходимости повторно всё объясняет.
  • Постепенное повышение сложности задач. После освоения базовых задач наставник увеличивает их сложность. Например, даёт в работу проекты, требующие принятие сложных решений.

В процессе наставничества можно использовать не только обучение на рабочем месте, но и онлайн-курсы, которые сотрудник может проходить в любое удобное время.

<i>В онлайн-курсе можно рассказать о ценностях и правилах компании, а также сделать проверочные тесты</i>
В онлайн-курсе можно рассказать о ценностях и правилах компании, а также сделать проверочные тесты

Статьи по теме:

6. Оценить эффективность наставничества

На этом этапе нужно провести проверку знаний и навыков, полученных стажёром в процессе обучения. Для этого можно использовать следующие способы:

  • Тесты. Так можно проверить теоретические знания. Например, запомнил ли сотрудник последовательность выполнения рабочих задач.
  • Наблюдение на рабочем месте. Стажёр демонстрирует навыки, которые ему удалось развить. Например, под наблюдением наставника общается с клиентом и приводит его к покупке продукта.
  • Сравнение результатов до и после. Этот способ подойдёт, если сотрудник уже имел какой-то опыт и его действия зафиксировали до обучения: например, скорость выполнения конкретных задач, объём продаж за месяц и др. Данные можно зафиксировать в LMS, сравнить с предыдущими и сделать вывод.
  • Обратная связь от стажёров. Можно предложить заполнить форму обратной связи, чтобы узнать, как подопечные оценивают эффективность наставничества. Например, комфортно ли было работать с наставником, чётко ли он объяснял задачи, помогал ли разобраться в сложных вопросах. Кроме того, обратная связь от стажёров способствует улучшению обучения наставников.

Пример такого опроса:

Наставничество в компании для обучения новых сотрудников

iSpring Learn для развития наставников

Наставник выступает ключевым звеном в системе наставничества. Он должен обладать определёнными знаниями и умениями, чтобы помочь сотруднику научиться работать в компании. Обучение наставников можно провести в iSpring Learn.

Разработчики и методисты iSpring сделали готовый цикл онлайн-курсов для обучения наставничеству, который поможет подготовить наставников за 1 месяц.

<i>Онлайн-курс можно проходить в любое удобное время со смартфонов, планшетов и ПК</i>
Онлайн-курс можно проходить в любое удобное время со смартфонов, планшетов и ПК

Обучение наставничеству состоит из следующих модулей:

  1. Погружение в наставничество. Что это такое и зачем использовать этот способ обучения?
  2. Хороший наставник, кто он. Какими качествами должен обладать наставник и какие цели перед ним ставятся?
  3. Проклятие знания. Что это такое и чем оно мешает наставничеству?
  4. Принципы обучения взрослых. Будущие наставники знакомятся с основами андрагогики, узнают, что такое цикл Колба и лестница наставничества.
  5. Пятилистник наставничества. Чем полезен этот алгоритм для обучения сотрудников? Подробный разбор каждого этапа.
  6. Обучение планированию и постановке задач по SMART. Как формулировать задачи, чтобы они были понятны подопечному? Как планировать время на их выполнение?
  7. Документы наставника. Что понадобится наставнику? Как вести отчёты и статистику? Где создавать анкеты обратной связи?

Платформа iSpring Learn поможет подобрать и обучить подходящих наставников, а также провести адаптацию новичков. В LMS можно провести оценку компетенций будущего наставника методом «360 градусов», а также выявить совместимость со стажёрами с помощью психологических тестов.

<i>Психологический тест поможет выявить лучшие пары «наставник — стажёр»</i>
Психологический тест поможет выявить лучшие пары «наставник — стажёр»

В LMS можно делать анкеты и опросы, планировать встречи в календаре, фиксировать результаты обучения на рабочем месте, смотреть уровень обученности каждого стажёра.

<i>Все данные хранятся в одном месте, и к ним можно вернуться в любой момент, чтобы сравнить их за разные периоды</i>
Все данные хранятся в одном месте, и к ним можно вернуться в любой момент, чтобы сравнить их за разные периоды

Резюме

  1. Наставничество — это способ обучения сотрудников с помощью опытного специалиста. Наставник помогает адаптироваться в компании, развить необходимые навыки и приступить к работе.
  2. По данным исследований, наставничество полезно как сотрудникам, так и компании. Уменьшается количество ошибок в бизнес-процессах, растёт производительность и прибыль, снижается текучесть персонала, ускоряется карьерный рост персонала.
  3. Существуют разные типы наставничества: онлайн и очное, официальное и неформальное, индивидуальное и групповое и др. Выбирать подходящий тип нужно в зависимости от потребностей сотрудников и возможностей компании.
  4. В наставничестве применяются разные методы и принципы: основы андрагогики, лестница обучения, цикл Колба и др. Наставник должен владеть этими инструментами, поэтому предварительно его нужно обучить.
  5. Внедрить наставничество в компании помогут 6 шагов: от определения целей и обучения наставников до оценки эффективности программы.
Начать дискуссию