От реализма к декадансу: краткий гайд по художественным направлениям рубежа XIX–XX веков
На рубеже XIX–XX веков литература пережила настоящую революцию: возникло множество новых художественных направлений, каждое из которых внесло уникальный вклад в развитие искусства. Почему именно этот период стал столь плодотворным? Какие факторы сформировали разнообразную палитру литературных «измов»? И главное — как эти направления повлияли на современное искусство? Подробнее на эти и другие вопросы ответит Марина Эрштейн, ректор ЧОУ ДПО «Центр НМО», кандидат филологических наук и автор курса на платформе Stepik: «История зарубежной литературы рубежа XIX–XX веков».
Конец XIX и начало XX века можно назвать переломным моментом в истории литературы. Эта эпоха подарила миру не только разнообразие идей, но и свежий взгляд на роль художника и искусства в обществе. Такие направления, как символизм, натурализм, импрессионизм, неоромантизм, эстетизм и «новая драма» возникли практически одновременно, создавая невиданное ранее многообразие идей и форм.
Для сравнения: до середины XIX века в литературе насчитывалось всего несколько направлений — реализм, барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм. А во второй половине XX века появились: экзистенциализм, театр абсурда, постмодернизм и метамодернизм. Период 1870–1920 годов стал самым насыщенным — одновременно с декадансом в рамках модернизма зародились дадаизм, кубизм, сюрреализм и экспрессионизм.
Что интересно, многие из этих направлений не только не утратили своей актуальности, но и обрели вторую жизнь: в конце XX века на их основе возникли новая «новая драма», гипернатурализм и неосимволизм. Чтобы по-настоящему понять современное искусство, важно разобраться, что стояло за этими «измами», чем они отличались и как их идеи продолжают воплощаться сегодня. Глубокое понимание направлений не только позволяет лучше воспринимать работы классиков, но и дает особое интеллектуальное наслаждение от их анализа.
На стыке XIX и XX веков в литературе и искусстве произошёл настоящий взрыв идей. Число художественных направлений было настолько велико, что их условно разделили на два периода: рубеж веков, включающий реализм, декаданс, «новую драму» и эстетизм, и начало XX века, отмеченное развитием модернизма с его многообразием течений.
Интересно, что основных направлений рубежа веков семь, как цветов радуги, что позволяет нам связать их в своеобразный акроним — РНСИННЭ. Это дает возможность легко запомнить ключевые названия: реализм, натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм, «новая драма» и эстетизм.
Перед тем как погрузиться в изучение направлений, важно понять, что же такое художественное направление. По научному определению, это:
«большие литературно-художественные общности, формируемые единством творческого метода» .
Писатели рубежа XIX–XX веков часто не ограничивались одним художественным методом, поэтому их творчество может сочетать несколько. Так, Ги де Мопассана, Джека Лондона и Августа Стриндберга относят и к реалистам, и к натуралистам. Творчество Мориса Метерлинка соединяет символизм и «новую драму», а часть лирики Поля Верлена — это не только импрессионизм, но и символизм.
Этот краткий гайд поможет вам разобраться в особенностях семи ключевых направлений, их характерных чертах и выдающихся представителях. Найдя своих любимых писателей и произведения, вы откроете для себя новые грани классической литературы и получите от нее максимальное удовольствие.
Реализм: искусство отражать жизнь
Реализм стал первым направлением в истории литературы, некоторые исследователи считают, что он появился ещё в эпоху Возрождения, и с тех пор уже никогда не исчезал. Это направление, переживая трансформации, в каждом веке находило своих почитателей, и остается востребованным и актуальным и в наши дни.
Фридрих Энгельс вывел для реализма универсальную формулу:
«Правдивое изображение типических характеров в типических обстоятельствах».
Именно стремление к объективности сделало реализм привлекательным для многих и многих поколений писателей и читателей.
На рубеже XIX–XX веков реалистический метод был особенно популярен. Его использовали такие выдающиеся авторы, как Ги де Мопассан, Бернард Шоу, Томас Харди, Генрик Ибсен, Август Стриндберг, Джек Лондон, О. Генри и Теодор Драйзер.
Натурализм: наука в искусстве
Натурализм сосредоточен на физиологической стороне жизни человека, рассматривает его как часть биологического мира. Писатели-натуралисты стремились к максимальной объективности, считали себя настоящими исследователями. Не случайно Эмиль Золя, один из основателей и главных идеологов натурализма, писал:
«Те же законы управляют камнем на дороге, что и мозгом человека».
Натурализм показывает человека в жесткой зависимости от среды, наследственности и инстинктов. Для знакомства с этим направлением идеально подойдут романы Золя «Тереза Ракен» (кстати, любимое произведение актрисы Кейт Уинслет) и «Человек-зверь», в которых проявляются основные черты натуралистического метода.
Символизм: язык тайных знаков
Символизм предлагает заглянуть за пределы чувственного восприятия, приоткрывая метафизическую реальность. Основной инструмент символистов — символ, посредством которого они передают скрытые смыслы и вечные идеи. Символисты утверждали, что у каждой вещи есть душа, и задача художника – раскрыть её перед зрителем или читателем. Теория символизма превращает окружающий мир в набор шифров, которые нужно разгадать.
Это направление всегда вызывает полярные реакции: одни считают его гениальным, другие — слишком сложным. Если вы хотите познакомиться с символизмом, начните с пьес Мориса Метерлинка «Непрошеная» и «Синяя птица» или лирики Артюра Рембо и Стефана Малларме — их работы раскрывают суть течения через яркие символистские образы и многозначные символы.
Импрессионизм: искусство мимолетных впечатлений
Импрессионизм (от французского слова «impression» — впечатление) сосредоточен на том, чтобы запечатлеть реальность в её изменчивости и непостоянстве. Для этого художники и писатели старались уловить мимолетные мгновения жизни, передать их в бесконечной подвижности.
В литературе импрессионизм нашел отражение в поэзии Поля Верлена, которого называют ведущим представителем этого направления. Его знаменитые «пейзажи души» (к примеру, «Небо над городом плачет») стали своеобразным эталоном импрессионистической лирики. Влияние импрессионизма также ощущается в творчестве Стефана Малларме, Ги де Мопассана, Марселя Пруста и Оскара Уайльда.
Неоромантизм: героика приключений и тяга к экзотике
Неоромантизм противопоставлял скучной повседневности реализма и натурализма жажду приключений и экзотики. Писатели этого направления переносили читателей в миры, полные странствий, фантастических событий и глубоких внутренних конфликтов.
Среди выдающихся представителей неоромантизма — англоязычные писатели Джозеф Конрад, Редьярд Киплинг, Роберт Льюис Стивенсон, Джек Лондон и Эрнест Хемингуэй. Их произведения погружают в захватывающие приключения, раскрывая человеческую природу в экстраординарных обстоятельствах.
Особенно выделяется роман Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», остающийся супер популярным до сих пор. Также заслуживают внимания любителей неоромантики «северные рассказы» Джека Лондона, такие как «Закон жизни», «Белое Безмолвие» и «Мужество женщины», в которых красочно показана борьба человека с суровой природой и собственными страхами.
«Новая драма»: театр внутреннего конфликта
«Новая драма» появилась на рубеже XIX–XX веков, когда драматурги начали смещать акценты с внешних событий на внутренний мир героев. Основатели направления: Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Август Стриндберг и Бернард Шоу — отказались от чёткого деления персонажей на «хороших» и «плохих». Они стремились показать сложность человеческой натуры, с её сильными и слабыми сторонами, а также создать на сцене особую атмосферу — условную, полную подтекстов и скрытых смыслов.
Знаковым примером стала пьеса Ибсена «Кукольный дом», вызвавшая бурные споры у современников, разделившихся на два непримиримых лагеря защитников и противников главной героини Норы.
Современные театры охотно возвращаются к пьесам «новой драмы», видя в них неисчерпаемый источник актуальных тем. В Москве ставятся такие произведения, как «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Синяя птица» и «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка, а также «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга. В Санкт-Петербурге зрители могут увидеть «Привидения» Генрика Ибсена. Эти спектакли продолжают восхищать глубиной психологизма и универсальностью конфликтов.
Эстетизм зародился в английском искусстве и литературе 1880-1890-х годов, провозгласив главенство красоты и совершенства формы. Главным принципом этого направления стало известное изречение: «искусство ради искусства». Для представителей эстетизма произведение ценилось не только за его содержание, но и за изящество формы.
Одним из самых ярких представителей эстетизма был Оскар Уайльд. Его роман «Портрет Дориана Грея» стал настоящим манифестом движения. Эта книга продолжает вдохновлять современное искусство, её экранизировали уже более 30 раз. Особой популярностью среди студентов пользуется версия 2007 года режиссёра Оливера Паркера с Беном Барнсом и Колином Фёртом в главных ролях.
Влияние эстетизма заметно в творчестве ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса и американского писателя Генри Джеймса.
Подведение итогов
Мы завершили короткое путешествие по ярким и самобытным художественным направлениям рубежа XIX–XX веков. Чтобы лучше запомнить их особенности, предлагаем ассоциативные слоганы:
- Реализм — правдивое изображение обычных людей в обычных обстоятельствах.
- Натурализм — акцент на физиологии и объективном изображении реальности.
- Символизм — использование символов для раскрытия глубинных смыслов.
- Импрессионизм — передача мимолетных впечатлений.
- Неоромантизм — обычный человек в необычных обстоятельствах.
- «Новая драма» — острая проблематика и новые драматургические принципы.
- Эстетизм — культ красоты и художественной формы.
Эпоха рубежа XIX–XX веков подарила литературе художественные направления, каждое из которых открыло новые горизонты для творчества и самовыражения. Реализм с его правдивостью, натурализм с научным взглядом на человека, символизм с языком метафизических знаков, импрессионизм, запечатлевший мимолетности, неоромантизм, воспевающий героику приключений, «новая драма» с её глубоким психологизмом и эстетизм, превративший красоту в главный критерий искусства, — все эти направления продолжают вдохновлять и сегодня.
Если этот небольшой гайд в мир литературы позволил вам увидеть её в новом свете и вызвал желание узнать больше, приглашаем вас пройти курс «История зарубежной литературы рубежа XIX–XX веков» на платформе Stepik. Благодаря опыту Марины Эрштейн, ректора ЧОУ ДПО «Центр НМО», кандидата филологических наук и специалиста в области истории зарубежной литературы, вы сможете глубже разобраться в направлениях этой уникальной эпохи, понять их взаимосвязи и влияние на современное искусство.
Откройте для себя ещё больше граней классической литературы вместе с курсом на Stepik и наслаждайтесь интеллектуальным путешествием во времени.