Если я такой умный, то почему такой бедный? Ловушка Мудреца

Если я такой умный, то почему такой бедный? Ловушка Мудреца

В этой статье я буду говорить о проявлении архетипической модели Мудреца в нашей психике. Если вы не знакомы с понятием архетипа, прочитайте сначала статью с определением:

Сначала я вкратце расскажу, как проявляется энергия архетипа в благом намерении, если у нас нет явных искажающих фильтров, которые преобразуют энергию архетипа в тень.

Архетип Мудреца (на ряду с Правителем, Магом и Шутом) — это архетип САМОСТИ, который наиболее полно раскрывается во второй половине жизни, когда пройдены все этапы взросления и человек обуздал архетипы своего ЭГО.

В раннем возрасте архетип Мудреца проявляется более поверхностно (например, когда ребенок разбирает игрушку, чтобы посмотреть как она устроена, или задает вопросы об устройстве жизни — он уже в эти моменты проявляет энергию мудреца, или как молодой учёный, который пытается познать мир через определенные инструменты). Но к глубокому проживанию этого архетипа в большинстве своём люди приходят с возрастом.

Архетип Мудреца — это не про внешний мир (как, например, архетип Героя), а про внутренние процессы.

Даже если происходит исследование внешних явлений, они все равно проходят сквозь внутренний мыслительный процесс и исследование является результатом внутренних процессов человека.

Основное стремление Мудреца (если он проявляется в своей чистой энергии, а не находится в ловушках своих травматизаций) — это выйти за пределы своего ЭГО, из своих проекций, чтобы познать этот мир без искажений и собственных интерпретаций.

Главный страх Мудреца — это оказаться в иллюзии, оказаться обманутым. В том числе он боится обмануть сам себя.

И самое большое разочарование — это разрушение собственной картины мира, особенно когда новая картина мира ещё не построена.

Когда возникает какая-то проблема или задача Мудрец стремится разобраться в ней на глубинном уровне (ему важны причины, связи, контекст, скрытые мотивы, и тд.). Мудрец — это своего рода сыщик. Он стремится добраться до сути, увидеть картину шире, встать над проблемой, чтобы разглядеть её под разными ракурсами.

Мудрец всегда ставит под сомнение то, что говорят другие, а так же собственные интерпретации, стремясь видеть ЗА пределами данности.

Архетип Мудреца в человеческой психике проходит несколько этапов развития, и каждый из этапов очень важен. Мы не можем пропустить какой-то этап и сразу стать просветлённым и мудрым старцем.

Зачастую человек застревает на каком-то из этапов, попадая в ловушку, и не может двинуться дальше в развитии своего сознания и своей души.

Далее я разберу несколько теневых проявлений, которые важно преодолеть, чтобы выйти из замкнутого круга.

Теневой Мудрец — это мудрец который не сбалансирован нашим сердцем и другими архетипами.

Наш разум в идеале должен быть соединен с сердцем и душой, соединен с нашим телом. Но наш Мудрец стремится к отделению (энергия познания жаждет объективности и понятности, и это стремление в какой-то момент начинает отделять рациональный ум от нерациональной души).

Несмотря на то, что Мудрец стремится к познанию и объективности, он способен выстроить свою виртуальную конструкцию мира и начать действовать на основании её, будучи убеждённым в её рациональности, и невзирая на то, что она активно противоречит реальности. Такой парадокс.

И в этой своей картине мира Мудрец становится тем самым "бедным" отшельником.

Под бедностью я имею ввиду не только отсутствие денег как таковых (хотя это, конечно, тоже важно), а в первую очередь нереализованность потенциала.

Мудрец, который находится в ловушке собственных иллюзий, видит вокруг менее компетентных людей, которые проявляются в его сфере, и по разным причинам очень их осуждает и критикует (они несут чепуху, да это уже всем известно, да у меня бы лучше получилось и тд). Но на самом деле Мудрецу больно видеть чужое проявление, потому что в глубине души ему тоже очень хочется проявляться, но что-то как будто мешает.

Если я такой умный, то почему такой бедный? Ловушка Мудреца

А мешает Мудрецу его ГОРДЫНЯ.

Мудрец себе объясняет это так: "Они говорят очевидные вещи, я так не хочу. Я хочу говорить сложно и необычно, но меня либо никто не поймёт, потому что ума не хватит, либо я ещё не придумал тот самый гениальный способ, как продемонстрировать свою гениальность".

На самом деле Мудрецу стыдно говорить "очевидные вещи", потому что в его картине мира с очевидными вещами ему сложно выглядеть самым умным.

Но очевидно здесь только то, что этот самый Мудрец не знает свою целевую аудиторию, а видит только коллег-конкурентов.

Ещё одна сторона гордыни (которая является также обратной стороной стыда), когда Мудрецу кажется, что он ещё недостаточно знает, а если быть точнее, он ещё не знает всех ответов на ВСЕ возможные вопросы, которые возникнут у людей, если он начнёт проявляться в мир.

И ещё одна любимая игра теневого мудреца — это всё максимально усложнить. То, что он делает, должно быть сложным, запутанным, громоздким, ну очень грандиозным. Иначе, опять же, какой он самый умный, если не сотворил самое сложное.

Если я такой умный, то почему такой бедный? Ловушка Мудреца

Но все эти ловушки только иллюзии, которыми руководит та самая гордыня (она же стыд).

И выход из этих ловушек в том, чтобы актуализировать другие стратегии своей психики.

Например, архетип Шута, который превратит сложное в простое. Или Славного малого, который не из высокомерия будет пытаться поучать кого-то заумными мудростями, а на равных поделится той информацией и опытом, которые у него есть, с теми, кому он нужен.

Еще одно теневое проявление Мудреца — это, наоборот, упростить реальность. Если сознание человека недостаточно широкое, то реальность становится для него слишком сложна, чтобы всю её в себя вместить, и тогда Мудрец начинает обрезать то, что считает лишним.

И появляются такие явления, как догматизм и борьба с инакомыслием — это ранние примитивные теневые формы Мудреца. Но это уже другая история...

Вот почему важно знать себя и стратегии своей психики. Мы можем годами ходить по кругу одних и тех же ловушек, а можем увидеть свои паттерны поведения на системе координат и перестроить маршрут.

Людям очень нравится думать, что они слишком умные, чтобы делать что-то не достойное их уровня. Поэтому...

Прежде чем приписывать себе теневое проявление Мудреца, стоит убедиться, что вы не застряли, например, в инфантилизме Простодушного. Симптомы могут быть очень похожи :)

Разобраться во всех стратегиях нашей психики, научиться видеть все тени и ловушки своего и чужого сознания, можно на курсе Замыслы.

Больше про бессознательное и архетипы в ТГ-канале

Поработать со мной лично можно на сессиях: перейти на сайт

1
Начать дискуссию