Игры, которые учат

Геймификация обучения – очень дискуссионная тема. И действительно, далеко не всегда добавление игровых элементов делает обучение более эффективным и привлекательным для аудитории. В этой статье я собрал кейсы, в которых разработчикам удалось добиться выдающихся результатов за счет обучения через игру.

Кейсы от Microsoft: Пасьянс «Косынка» и Сапер

Новые технологии и инструменты, даже если они очень полезные и удобные, нередко вызывают сопротивление. Мы привыкли решать задачи определенным способом, «набили руку», а теперь нужно искать силы и время на обучение новому продукту. А нужно ли вообще? Зачем чинить то, что не сломано?

Именно с таким сопротивлением столкнулась Microsoft при запуске своего нового продукта, операционной системы Windows, где мышь была основным инструментом навигации.

Пользователи привыкли использовать только клавиатуру, к тому же для управления мышью требовались навыки. Не так просто взять и попасть курсором на нужную иконку или папку (тем более что такой инновационный инструмент стоил немалых денег).

Решение проблемы нашли в 1990 году. Оно заключалось в геймификации процесса обучения работе с мышью.

Пасьянс «Косынка»

Игровое поле состоит из 7 стопок карт, выложенных в случайном порядке. Игроку нужно разложить карты в 4 стопки одной масти, начиная с туза и заканчивая королем, соблюдая порядок.

Каждый раз, когда мы хотим переместить карту, мы должны навести на нее курсор мыши, зажать левую кнопку и перетащить в нужное место. Проделав подобный трюк несколько тысяч раз, вы становитесь мастером использования мыши. Навести курсор на нужную иконку или перетянуть файл в папку для вас теперь не проблема.

Весело, полезно и никаких сопротивлений к новому инструменту.

Сапер

Можно сказать, что это PRO-версия «Косынки». Игроку нужно искать мины, кликая на очень маленькие ячейки на игровом поле. Так еще и делать это на время! В игре активно используются как левая, так и правая кнопка мыши. Левой мы кликаем на ячейки, где нет мин, а правой, наоборот, помечаем ячейки с минами.

Игра в Сапера выводит навык использования мыши на новый уровень.

Gandalf Game

Про эту игру я уже рассказывал в статье про диалоговые тренажеры с ИИ, но она совершенно точно достойна того, чтобы поговорить о ней еще раз.

Цель игрока — заставить Гендальфа (роль которого играет ИИ) рассказать вам секретный пароль. Игра состоит из 7 уровней, на каждом из которых у Гендальфа есть инструкции не рассказывать пароль (он же секретный). С каждым уровнем «выудить» пароль из волшебника становится все сложнее и сложнее.

Игра позволяет лучше понять, как работает ИИ, и писать более качественные промпты.

Baby Type

Игра учит базовым навыкам печати. Игрок управляет персонажем, за которым гонится монстр, преодолевая препятствия в виде блоков с буквами. Правильное нажатие на букву заставляет блок исчезать, а ошибка ускоряет монстра.

Я обожал эту игру в детстве (и благодаря этому знаю, где какая английская буква находится на клавиатуре).

Кстати, я делал аналог этой игры на игровом движке Godot на e-learning хакатоне. Можете почитать подробнее про мой опыт в статье и поучаствовать в дискуссии в телеграм-канале на эту тему.

Игры по программированию

Code Monkey

Это игра для совсем маленьких программистов. Ты играешь за обезьяну, которая должна собрать все бананы на уровне. Задача выглядит очень простой, но все усложняется тем, что управляем обезьяной мы не привычными стрелочками, а используя код.

Например, мы пишем «step 15», и обезьяна идет на 15 шагов вперед.

С каждым уровнем задания становятся все сложнее, и чтобы продвинуться дальше, школьникам нужно использовать циклы, массивы, переменные и условия.

Огромным плюсом игры является редактор уровней. Учитель может самостоятельно составить уровень таким образом, чтобы он наиболее ярко раскрывал текущую тему занятий.

Flexbox Froggy

Если Code Monkey в большей степени учит базовому пониманию программирования, то Flexbox Froggy — уже более прикладная игра. В игре нужно правильно расположить лягушек на экране, используя CSS*.
*CSS (Cascading Style Sheets) — это язык, который используется для визуального оформления веб-страниц. Он позволяет задавать стиль элементов на странице, например, менять цвета, шрифты, размеры и расположение.

Elevator Saga

А вот это уже игра для взрослых программистов, при этом она отлично подойдет как новичкам, так и программистам с опытом.

Задача и дизайн игры более взрослые. Нам нужно настроить режим работы лифта, используя JavaScript. Чем меньше люди ждут лифт и быстрее добираются до нужного этажа — тем лучше.

Задача только на первый взгляд выглядит простой, но уже через десяток уровней потребуется неплохо напрячь извилины, чтобы продвинуться дальше. При этом появляется желание не просто пройти уровень, а пройти его лучше других.

Неудивительно, что у игры большое сообщество поклонников, которые соревнуются в мастерстве программирования.

Игры по дизайну

User Inyerface

Цель игры — пройти регистрацию на сайте. Казалось бы, что может быть проще? И что тут веселого, в чем игра? Мы делаем это постоянно.

Игра учит нас проектировать пользовательские интерфейсы от противного (очень похоже на «Вредные советы» Григория Остера). В интерфейсе сайта все ошибки в UI доведены до абсурда, что делает регистрацию огромным испытанием.

Хочется сказать огромное спасибо всем UX/UI дизайнерам. Вы делаете огромную работу и меняете нашу жизнь к лучшему!

Настоятельно рекомендую посмотреть на это чудо самостоятельно.

Kolor

Игра на отличение оттенков цветов. Задача: кликнуть в круг с цветом, показанным на экране. В начале задача кажется очень простой. Чем дальше продвигаешься, тем больше цветов дается на выбор, и они все меньше и меньше отличаются друг от друга. Попробуйте, это не так просто, как кажется.

Навык быстро различать оттенки цветов важен для дизайнера, не будешь же нажимать пипеткой на все элементы и сравнивать коды цветов.

Аналог этой игры мы добавляли в курс по дизайну как учебно-развлекательный элемент в блоке про колористику. Участники самостоятельно организовали небольшой турнир и делились результатами. Было не только полезно, но и весело.

Kerntype

Игра учит выставлять правильный кернинг*, чтобы текст выглядел гармонично и эстетично. Двигая буквы, вы получаете оценку по стобалльной шкале, насколько вы приблизились к идеалу.
*Кернинг — это настройка расстояния между буквами в тексте.

Factorio

Тимбилдинг, навыки командной работы, адаптация к изменениям, автоматизация процессов — все это Factorio.

Это единственная «большая» игра в этом списке. Но не включить ее в статью было просто невозможно, так как Factorio стала настоящей легендой в командах разработчиков. Некоторые даже шутят (а может, и нет), что используют Factorio для собеседований на позиции программистов.

Игры, которые учат

Твой космический корабль терпит крушение, и ты (опционально, но в нашем случае желательно) вместе с коллегами оказываешься на незнакомой планете. Задача: поскорее выбраться и улететь домой. Но чтобы улететь — нужен космический корабль. А у тебя его нет. Разве это может стать проблемой для бывалого инженера? Нет космического корабля — построим сами.

Но есть две сложности:

1. Мы точно не знаем, как строить корабли (нужно разобраться).
2. Для производства требуется много ресурсов. Очень много ресурсов. Имея ресурс в несколько пар человеческих рук, за всю жизнь не построить. Значит, будем оптимизировать процессы!

Геймплей строится вокруг добычи простых ресурсов (например, угля, медной руды или леса), построения фабрик по превращению более простых ресурсов в более сложные (например, переплавляя в печи медную руду, мы получим лист меди, а из него на заводе можно произвести медные провода; а соединив провода с листом железа, можно получить простейшую электросхему) и автоматизации всех этих процессов. Нужно выстроить сложную систему логистики, загрузки, выгрузки и производства всего необходимого, чтобы наш процесс работал быстро и непрерывно.

Звучит непросто. Ситуацию усугубляют местные жители — огромные жуки. Они не очень агрессивны, но индустриализация (а как следствие, загрязнение атмосферы) им очень не нравится. Они мутируют, становятся агрессивными и пытаются уничтожить источники загрязнения.

Единственный способ победить — командная работа. Необходимо правильно расставить задачи (Марина занимается доставкой полезных ископаемых, Сергей налаживает систему электричества, Валерий — главный по науке, а Светлана руководит обороной предприятия от захвата жуками), совместно разбираться с правилами и придумывать новые стратегии развития своего производства в быстроменяющемся мире Factorio.

По сравнению с Factorio ваши рабочие процессы покажутся простыми.

Проверено на личном опыте — это очень эффективно (и весело).

Конечно, нужно оговориться, что игра в Factorio требует опыта в компьютерных играх, а игровой процесс занимает много времени. Если хотите довести дело до конца — придется потратить не менее 10 часов на игру. Но оно того стоит.

А какие ваши любимые примеры обучающих игр?

Надеюсь, игры из списка дали вам несколько идей для решения рабочих задач.

Кстати, я веду свой канал в Телеграм про разработку курсов. Рассказываю о своем опыте и простых решениях сложных задач, в том числе и о геймификации. Присоединяйтесь.

Начать дискуссию