Учительский кризис в Китае: когда педагогов больше, чем учеников
В последние годы в Китае набирает обороты необычный образовательный кризис: в некоторых регионах страны учителей становится больше, чем учеников. Это явление связано с демографическим спадом, урбанизацией и изменением структуры спроса на образование.
Каждый день в стране закрывается 14 начальных школ (в 2023 году — 5,162 учреждений). К 2035 году прогнозируют избыток 200 тысяч учителей, включая 150 тыс. преподавателей начальных классов. В сельских школах на 7 учеников — 12 педагогов. До 2035 года 1 млн учителей могут потерять работу.
Хотя на первый взгляд кажется, что переизбыток педагогов — это положительное явление, на практике оно создает серьезные экономические и социальные проблемы.
До 2035 года 1 млн учителей могут потерять работу.
Причины кризиса
1. Резкое падение рождаемости.
В 2023 году в Китае родилось всего 9,02 млн детей — это один из самых низких показателей за последние десятилетия.
Китай столкнулся с одним из самых серьезных демографических спадов в своей истории. После отмены политики «Одна семья — один ребенок» рождаемость не восстановилась, а, наоборот, продолжила снижаться. В 2023 году в Китае родилось всего 9,02 млн детей — это один из самых низких показателей за последние десятилетия. В результате во многих сельских школах просто не хватает учеников.
2. Массовая миграция в города
В некоторых деревнях осталось всего 5–10 учеников на школу
Молодые семьи переезжают в мегаполисы в поисках работы и лучшего образования для детей. Это приводит к опустению сельских школ, в то время как городские учебные заведения переполнены. В некоторых деревнях осталось всего 5–10 учеников на школу, но учителей там по-прежнему столько же, сколько и раньше.
3. Завышенные нормативы по числу педагогов
школы не могут уволить «лишних» учителей, так как это противоречит трудовому законодательству и социальной политике
Государственные стандарты образования требуют определенного соотношения учителей и учеников (например, 1 педагог на 12–15 учащихся). Но из-за резкого сокращения числа детей школы не могут уволить «лишних» учителей, так как это противоречит трудовому законодательству и социальной политике.
4. Отсутствие гибкости в распределении кадров
Перевести их в города, где нехватка педагогов, сложно из-за бюрократии
Учителя в Китае привязаны к конкретным школам и регионам. Перевести их в города, где нехватка педагогов, сложно из-за бюрократии, различий в зарплатах и нежелания самих преподавателей менять место работы.
Последствия переизбытка учителей
1. Бессмысленная занятость и падение мотивации
Педагоги в полупустых школах вынуждены вести классы с 2–3 учениками или выполнять административную работу. Это приводит к профессиональной деградации и потере интереса к профессии.
2. Финансовая нагрузка на местные бюджеты
Содержание школ с малым количеством учеников, но полным штатом учителей становится слишком дорогим. Власти вынуждены тратить деньги на зарплаты, хотя эффективность таких расходов крайне низка.
3. Ухудшение качества образования
В условиях, когда у педагогов нет достаточной нагрузки, их навыки начинают устаревать. Кроме того, школы не могут привлекать новых специалистов, так как вакансий просто нет. 4. Социальное напряжение Учителя, которые годами работают в полупустых школах без перспектив, испытывают разочарование. В некоторых случаях это приводит к протестам и требованиям повысить зарплаты или предоставить альтернативную занятость.
Возможные решения
1. Объединение школ
Власти уже начали закрывать или объединять малокомплектные сельские школы, переводя учеников в более крупные учебные заведения. Однако это вызывает недовольство среди местных жителей, которым приходится возить детей за десятки километров.
2. Переквалификация учителей
Педагогов можно переобучить на другие профессии, например, в сфере дошкольного образования, где сохраняется дефицит кадров, или в IT-сфере. Экскурсоводы в музеях, наставники в образовательных турах. Бывшие школьные учителя становятся тьюторами для пожилых (рынок образования для старшего поколения к 2030 году достигнет 1 трлн юаней).
3. Стимулирование внутренней миграции
Государство может предлагать учителям из сельских регионов переезжать в города, где не хватает педагогов, с помощью льготных программ трудоустройства и жилья.
4. Гибкие формы занятости
Возможно введение частичной занятости или системы ротации учителей между несколькими школами.
В долгосрочной перспективе Китаю потребуется глубокая реформа образовательной системы,
Китайский учительский кризис, связанный с переизбытком педагогов, — это прямое следствие демографических изменений и недостаточной гибкости системы образования. Если власти не найдут способа перераспределить кадры или сократить нагрузку на бюджет, проблема будет только усугубляться. В долгосрочной перспективе Китаю потребуется глубокая реформа образовательной системы, учитывающая новые реалии — старение населения и сокращение числа школьников.
Подробнее об образовании в Китае на ТГ канале «Учеба в Китае/Заметки мамы»