Как интегрировать образовательный объект в разностилевую городскую застройку: кейс комплекса на 625 (450 +175) мест
На выставке Build School 2024 проект образовательного комплекса в ЖК «Крылья» был отмечен дипломом Союза московских архитекторов в номинации «Лучшее решение по благоустройству территорий и игровых пространств для создания комфортной среды для детей». Рассказываем о генеральном плане проекта, а также о том, каким образом удалось органично вписать само здание в эклектичный архитектурный облик окружающей застройки.
Как архитектурный контекст влияет на проектные решения
Комплекс на 625 (450 +175) мест в ЖК «Крылья» является важной составляющей развития образовательной инфраструктуры района Раменки на западе Москвы.
Согласно концепции, здание окружено парком и многоэтажными домами органических форм, входящими в состав жилого комплекса. Однако в целом сложившаяся застройка соседних районов довольно хаотична, и проектировщикам было необходимо создать такое экстерьерное решение, которое органично впишется в этот разнородный архитектурный контекст.
Ключами к фасадному решению стали простая геометрия, нейтральная цветовая гамма, визуальная легкость и обилие деталей – ламелей. Из этих компонентов сложилась нейтральная архитектура, прекрасно выполняющая роль связующего звена разных стилей окружающей застройки.
Выразительности зданию придает визуальный контраст его различных уровней. Нижняя часть комплекса выглядит более массивной за счет отделки керамогранитом с текстурами природного камня и латуни, выделяющей входные группы. Верхняя – более «воздушная», с обилием стекла и белых металлических ламелей.
Детали благоустройства территории
Идея игры на контрастах стала ключевой и для схемы генерального плана участка. Простая геометрия здания с его прямоугольными объемами и острыми гранями оттеняется плавными скругленными формами игровых площадок и дорожек между ними. Разноцветное оформление резинового покрытия площадок создает дополнительный визуальный контраст со сдержанным экстерьером образовательного комплекса.
При благоустройстве территории использовалось большое количество разнообразных малых архитектурных форм (МАФ): детские игровые комплексы и игровое оборудование для разных возрастных групп, уличная мебель, навесы для отдыха и т.д. Их геометрия также отличается разнообразием и придает участку выразительности.
Физкультурные площадки для дошкольников находятся за архитектурным объемом детского сада, для школьников – сбоку от корпуса школы. Учитывая ограничения участка, куда не вписывалось стандартное спортивное ядро для школьников, мы предложили оригинальное решение, которое было согласовано с Департаментом образования города Москвы.
Нестандартные интерьерные решения
При планировке и оформлении внутренних пространств образовательного комплекса проектировщики тоже применили несколько смелых решений.
На первом этаже, между находящимися рядом актовым залом и столовой, предусмотрены раздвижные перегородки, благодаря которым можно объединить эти два пространства и получить многофункциональную площадку для проведения разнообразных мероприятий.
В целом во внутреннем пространстве продолжается игра на контрастах, характерная для пространства внешнего. Потолочные коммуникации оставлены открытыми и их декоративный эффект подчеркивается динамично расположенными светильниками. Текстура шлифованных бетонных плит на полу и колоннах сочетается с цветной графикой на стенах.
Цветовые акценты задают динамику и пространству многофункционального рекреационного центра – в данном случае они расположены на деревянных ступенях амфитеатра. Дерево также активно использовалось при отделке спортзала и библиотеки. Общая цветовая палитра проекта выглядит следующим образом: 50% белый, 10% акцентные цвета, 30% дерево, 10% серый.
Важной деталью зоны рекреации на третьем этаже, придающей динамики пространству, является ступенчатый подиум со встроенными местами хранения книг. Здесь можно не только отдохнуть, пообщаться или почитать, но и порисовать мелом на прилегающей к подиуму стене. Такая возможность очень важна для детей, так как позволяет им легко присвоить образовательное пространство, благодаря чему они чувствуют себя в нем гораздо комфортнее.