Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Если мы хотим достичь более богатой культуры, богатой контрастными ценностями, мы должны признать всю гамму человеческих возможностей и, таким образом, сплести менее произвольную социальную ткань, в которой каждый человеческий дар найдет подходящее место.—МАРГАРЕТ МИД.

Происхождение термина СДВГ

Точно не известно как появился в свет СДВГ. Можно предположить, что беспокойный, гиперактивный ребенок был всегда, как существовали дети. И с такими жестоко обращались. На самом деле, многие люди с СДВГ очень умны. И их умы запутываются внутри как в клубке. Разорвывать который может занять больше терпения и настойчивости, чем они могут последовательно вынести.

Отношение к таким детям было ужасным на протяжении всей истории, но мало упоминаемых почти в каждой эпохе человеческой цивилизации; люди редко дифференцируют, когда дело доходит до детей, которые вели себя «плохо». Слишком часто просто рекомендовали избивать таких детей, а в некоторых случаях и убивать. В самой бесчеловечной части человеческой природы есть что-то такое, что любит причинять боль меньшим и более слабым существам, особенно если они раздражают нас или предъявляют к нам требования. Документирование жестокого обращения с детьми, которое расследует историю человечества, выходит за рамки этой статьи; я поднимаю эту тему связи именно с СДВГ, потому что дети которые подвергались худшему насилию имели СДВГ. Только недавно мы наделили детям права, выходящие за права животных, и решили рассмотреть их «неправомерное поведение» как возможное, означающее что-то другое, чем сатанинское владение или моральная слабость, заслуживающая наказания.

Поэтому неудивительно, что, хотя синдром, который мы сейчас называем СДВГ, существует на протяжении веков, он просто был обруган со всеми другими ярлыками «плохого поведения». Однако в недавнем веке это стало признаться медицинским состоянием. Хотя трудно сказать, кто первым определил синдром, но заслуга обычно переходит к британскому педиатру Джорджу Фредерику.

Он предположил, что состояние не было результатом плохого воспитания или моральной мерзости, а скорее биологически наследованным или вызванным травмой при рождении. Тема травмы при рождении и повреждения мозга продолжалась в тридцатых и сороковых годах в идее «ребенка с травмой мозга». Даже когда не удалось найти фактических доказательств неврологических нарушений, для объяснения неконтролируемого поведения ссылались на «повреждение мозга». В течение этих десятилетий было впервые успешно опробовано стимулирующее лекарство (амфетамин), чтобы помочь сдержать поведение некоторых из детей.Начали появляться другие термины, некоторые довольно описательные, такие как «органическое движение», другие довольно аморфные и мрачные, такие как «минимальная дисфункция мозга». Один должен был задаться вопросом, был ли сам мозг минимальным или дисфункция была минимальной, или, возможно, было ли понимание того, что происходит в первую очередь, минимальным. Отделяя симптом гиперактивности от любого понима повреждения мозга, Стелла Чес в 1960 году и другие эксперты примерно в то же время начали писать о «гиперактивном детском синдроме». Шахсы рассматривали симптомы как часть «физиологической гиперактивности», причины которой были основаны на биологии, а не на ок��ужающей среде.*К 1970-м годам многие крупные исследователи начали исследовать синдром гиперактивности.

Вирджиния Дуглас в Канаде начала широко смотреть на симптомы, связанные с гиперактивностью, и обнаружила четыре основные признака, которые учитывают клиническую картину: (1) дефицит внимания и усилий, (2) импульсивность, (3) проблемы с регулированием уровня возбуждения и (4) необходимость немедленного подкрепления. Во многом из-за ее работы, в 1980 году синдром был переименован в синдром дефицита внимания. За десятилетие с тех пор исследования возросли. Вероятно, самый актуальный и окончательный отчет об истории и текущем состоянии этой области можно найти в книге, написанной одним из великих исследователей в этой области, Расселом Баркли; его книга называется, просто - синдром дефицита внимания и гиперактивности

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Гораздо меньше информации существует в отношении истории СДВГ у взрослых, в основном потому, что на протяжении большей части прошлого века СДВГ широко считался строго детским расстройством. В то время как популярный интерес к возможности того, что у взрослых может быть СДВГ, скорее всего, возник с бестселлера «Отвлечение», опубликованного в 1994 году психиатрами Эдвардом Хэллоуэллом и Джоном Рати, клинические и научные статьи, признающие существование взрослой версии этого расстройства, датируются не менее 40 лет и, возможно, даже столетием.

Около 15 миллионов американцев имеют СДВГ сегодня и большинство из них не знают, что у них это есть. Это состояние встречается у детей и взрослых, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, и оно отторгает все этнические группы, социально-экономические слои, уровни образования и степени интеллекта. Раньше считалось, что это было расстройство только у детей, и что его переростают в подростковом возрасте. Теперь мы знаем, что только около трети населения СДВГ перерастает.

Знаковым моментом в признании СДВГ у взрослых стало исследование, которое продемонстрировало значительные различия в церебральном метаболизме глюкозы у взрослых с СДВГ по сравнению с контрольными субъектами (Заметкин и др., 1990). Это исследование было новаторским в двух отношениях: оно применило новую парадигму исследования нейровизуализации к СДВГ, и это было сделано на выборке взрослых, а не детей. Исследование фМРТ Буша и др. в 1999 году — первое, продемонстрировавшее отсутствие ингибирующей активности передней поясной извилины при СДВГ — также было проведено на взрослых. В дополнение к признанию в клинической практике, СДВГ у взрослых превратился в самостоятельную область исследований. За последнее десятилетие количество научных отчетов о СДВГ у взрослых возросло экспоненциально.

Нейроотличие СДВГ

Обнаружины уникальные различия в структуре, химии и сетях мозга при СДВГ. Эти различия могут объяснить многие симптомы и проблемы, с которыми сталкиваются люди с СДВГ.

Исследователи из Национального института здравоохранения (NIH) обнаружили, что симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) связаны с нетипичным взаимодействием между лобной корой головного мозга и центрами обработки информации, расположенными глубоко в мозге. Исследователи изучили более 10 000 функциональных изображений мозга молодых людей с СДВГ.

Они обнаружили, что у молодых людей с СДВГ наблюдается повышенная связь между структурами, расположенными глубоко в мозге, которые участвуют в обучении, движении, вознаграждении и эмоциях (хвостатое ядро, скорлупа и семена прилежащего ядра), и структурами в лобной области мозга, которые участвуют во внимании и контроле нежелательного поведения (верхняя височная извилина, островок, нижняя теменная доля и нижняя лобная извилина).

Одним из самых существенных различий между мозгом с СДВГ и типичным мозг��м является уровень норадреналина (нейромедиатора). Норадреналин синтезируется из дофамина. Поскольку эти два вещества идут рука об руку, у людей с СДВГ более низкие уровни дофамина и норадреналина. Обнаружен дисбаланс в передаче дофамина в мозге связан с симптомами СДВГ, включая невнимательность и импульсивность. Это нарушение также влияет на путь вознаграждения дофамина, изменяя то, как мозг с СДВГ воспринимает вознаграждение и удовольствие. Это затрудняет сохранение информации, необходимой для успешного выполнения задач. Это также ухудшает тормозной контроль, который помогает подавлять отвлечения, побуждения или поведение, которые мешают целям. Между тем, дофамин помогает регулировать эмоции и связан с чувствами удовольствия и вознаграждения

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

При СДВГ уровень дофамина в мозге ниже среднего и это затрудняет поддержание мотивации, особенно когда вознаграждение кажется маленьким или не мгновенным. Мозг при СДВГ склонен отдавать предпочтение краткосрочным, меньшим вознаграждениям, чем долгосрочным, более значительным за счет этого дифицита.

Структура мозга с СДВГ также отличаться от мозга без СДВГ в определенных областях, включая следующие:

▪ Фронтальная кора: эта область регулирует поведение, эмоции и внимание.

▪ Лимбические области: лимбическая система влияет на эмоции и мотивацию. Изменения в этой области мозга, связанные с СДВГ, могут способствовать гиперактивности, невнимательности и ухудшению принятия решений.

▪ Базальные ганглии: базальные ганглии отвечают за моторное обучение (приобретение определенного навыка посредством практики или опыта). Они также помогают регулировать поведение, эмоции и способность планировать, сосредотачиваться и выполнять несколько задач одновременно — все это связанно симптоматикой СДВГ.

Еще одно существенное отличие касается сети режима по умолчанию (DMN) мозга. DMN активируется, когда вы мечтаете или не сосредоточены (или не можете сосредоточиться) на задаче или деятельности. При СДВГ DMN активируется чаще. В результате ощущается, что внимание постоянно отвлекается от текущей задачи на посторонние мысли. И это объясняет, почему сохранение сосредоточенности на утомительных или повторяющихся задачах дается тяжелее чем остальным с СДВГ. В мозге с СДВГ дисбаланс в функционировании и структуре этих сетей может привести к тому, что мозг будет передавать сообщения менее эффективно.

Обноружен дефицит в нейронных сетях, связанных с вниманием и исполнительной функцией у детей и взрослых с СДВГ. Это влияет на способность организовывать, расставлять приоритеты, планировать, сосредотачиваться, запоминать инструкции и работать над достижением своих целей. Кроме того, СДВГ может изменить сетевые связи между префронтальной корой (частью лобной доли) и другими областями мозга. Ученые полагают, что это связано с плохим планированием, отвлекаемостью, импульсивностью и забывчивостью при СДВГ.

Симтоматика СДВГ

СДВГ бывает разных форм и размеров. У многих людей, особенно у взрослых, симптомы СДВГ маскируются более очевидными проблемами, такими как депрессия, азартные игры или употребление алкоголя, и основной СДВГ никогда не обнаруживается. У других людей симптомы берут на себя определенный гипс, сплетающийся с личностью человека, поскольку она развивается с течением времени, так что симптомы никогда не замечаются так, как могут быть симптомы простуды или гриппа, а скорее отвергаются как часть «такой, какой он есть», не оправдывая медицинского или психиатрического вмешательства. И в области правильно диагностированного СДВ также существует большая изменчивость симптоматики. Если лбди гиперактивные и без, а кто-то просто отвлекаются не имея никаких тенденций гиперативности.

Эти люди постоянно в движении. Личности типа А. Искатели острых ощущений. Высокоэнергетичные, ориентированные на действиях, которые должны постоянно бежать. У них много проектов, которые идут одновременно. Они всегда суетятся. Они много прокрастинируют, и у них возникают проблемы с завершением этих проэктов. Их настроение может быть довольно нестабильным, от высокого к низкому без видимых причин. Они могут быть раздражительными, даже яростными, особенно при прерывании или при переходе внимания с одного действия на другое. Их память пористая.Они много мечтают. Они любят ситуации с высоким стимулом. Они любят действие и новизну. Иэто может помешать на работе, также как может мешать в отношениях.

Люди с СДВГ могут испытывать постоянную тенденцию:

▪ Невнимательность: трудности с концентрацией и переключением внимания▪ Гиперактивность: проявление слишкого большого количества энергии, слишком большая прдвиженность и разговорчивость▪ Импульсивность: резкие действия или без раздумий о последствий, трудности с самоконтролем

Признаки невнимательности могут включать частые трудности с:

▪ Уделением внимания деталям, что приводит к ошибкам по неосторожности в школе, на работе или во время других занятий▪ Концентрацией на задачах или занятиях, например, во время разговоров, сдачи тестов, выполнения заданий или чтения статей▪ Слушанием, когда с ними говорят напрямую тяжело концентрироваться▪ Следованием инструкциям или завершением заданий в школе, на работе или дома▪ Организацией задач и занятий, управлением временем и соблюдением сроков▪ Выполнением задач, требующих постоянного внимания, таких как домашние задания, крупные проекты и тп.▪ Потерей вещей, таких как рюкзаки, книги, ключи, кошельки и телефоны▪ Легко отвлекаться на посторонние мысли или стимулы▪ Забыванием о повседневных делах, таких как домашние дела, поручения и события или другие важные вещи, такие как задания, встречи и телефонные звонки

Признаки гиперактивности и импульсивности могут часто включать:

▪ Суетливость, постукивание руками или ногами или ерзание▪ Движение туда-сюда, когда от него ожидают оставаться на месте, например, в классе или офисе, или чувство беспокойства в этих ситуациях▪ Бег, лазание или движение туда-сюда в моменты, когда это «неуместно»▪ Постоянное нахождение «в движении» и поведение, как будто им управляет мотор▪ Неспособность спокойно играть или участвовать в хобби и мероприятиях▪ Чрезмерная болтовня▪ Ответы на вопросы до того, как их полностью зададут, или завершение предложений других людей▪ Попытки ждать или быть терпеливым, например, во время игры или ожидания в очереди▪ Перебивание или вторжение в чужую жизнь, например, во время разговоров, игр или встреч.

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Люди с СДВГ действительно отвлекаются и им тяжело удерживать концентрацию. Но мы также видям новые вещи или находим новые способы видеть старые вещи. Мы часто нацелены на свежее и новое. Люди с СДВГ часто являются изобретателями и новаторами, движущимися и деятелями. Мы должны быть достаточно мудры, чтобы не заставлять их в форму, в которую они никогда не поместятся.

Интересно, что существует теория, предполагающая, что черты СДВГ могли развиться, чтобы принести пользу ранним человеческим обществам. Согласно исследованию Университета Пенсильвании, мозг с СДВГ может быть особенно хорош в распознавании того, когда пора сокращать потери и двигаться дальше — полезная черта для собирателей, которым нужно было знать, когда покидать непродуктивные области в поисках лучших ресурсов. Эта теория подчеркивает, как характеристики, связанные с СДВГ, могут по-прежнему обеспечивать практическую пользу в современном мире.

Люди с СДВГ часто обладают сильными сторонами, которые хорошо подходят для различных областей, от творческих отраслей до академической и профессиональной среды. Одной из выдающихся черт является креативность. Исследования показали, что люди с СДВГ часто преуспевают в дивергентном мышлении, что позволяет им генерировать больше оригинальных идей по сравнению с нейротипичными людьми. Такое творческое мышление позволяет им находить нестандартные решения и устанавливать связи, которые другие могут упустить, что делает их особенно ценными в таких областях, как дизайн, письмо, предпринимательство и исполнительское искусство.

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Помимо креативности, многие люди с СДВГ преуспевают в спорте. Физическая энергия и предпочтение быстро меняющейся среды, характерные для СДВГ, могут повысить производительность в спорте. Исследования показывают, что люди с СДВГ часто демонстрируют лучшую, чем в среднем, координацию и время реакции, что делает их подходящими для динамичных видов спорта, таких как баскетбол или футбол, где быстрое принятие решений и адаптивность имеют решающее значение.

СДВГ также может быть преимуществом в академической и профессиональной среде. В частности, в таких областях, как наука и технологии, люди с СДВГ способны использовать свою способность к гиперфокусировке на предметах, которые их увлекают. Эта гиперфокусировка позволяет им глубоко погружаться в задачи, часто достигая высококачественных результатов в областях, требующих постоянных усилий и внимания к деталям, таких как кодирование или исследования. Некоторые исследователи предполагают, что люди с СДВГ могут быть отличными решателями проблем, особенно когда сталкиваются со сложными или инновационными задачами.

Исполнительское искусст��о — еще одна область, где люди с СДВГ часто блистают. Спонтанность и энтузиазм, связанные с СДВГ, могут трансформироваться в захватывающие выступления. Будь то актерское мастерство, музыка или танцы, эти черты могут способствовать успеху многих исполнителей, которые используют свою природную энергию и креативность, чтобы вовлекать и развлекать аудиторию.

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Одним из наиболее заметных преимуществ является дивергентное мышление — способность генерировать широкий спектр решений данной проблемы. Эта черта, часто встречающаяся у людей с СДВГ, позволяет более творчески и нетрадиционно подходить к решению проблем. Например, вместо того, чтобы следовать линейному пути решения проблемы, человек с СДВГ может выбрать более гибкий путь, рассматривая несколько вариантов или возможностей, которые другие могут упустить. Такой тип мышления высоко ценится в таких областях, как дизайн, исследования и технологии, где инновации являются ключевыми.

Гиперфокусировку часто описывают как способность входить в состояние интенсивной концентрации на задачах, которые особенно стимулируют или интересны. Представьте себе объектив камеры, который с абсолютной четкостью приближает объект, в то время как все остальное отходит на второй план. Для человека с СДВГ это может означать работу с лазерной резкостью в течение нескольких часов над проектом, который ему нравится, часто теряя счет времени в процессе. Хотя гиперфокусировка может быть непредсказуемой, она также может привести к впечатляющей производительности, особенно в таких областях, как кодирование, письмо или творческая работа, где для достижения высококачественных результатов требуется глубокое погружение.

Еще одним когнитивным преимуществом СДВГ является способность преуспевать в неопределенности. Там, где некоторые люди могут чувствовать себя подавленными непредсказуемыми или быстро меняющимися ситуациями, люди с СДВГ часто преуспевают. Это отчасти потому, что мозг с СДВГ ищет стимуляцию, делая динамичную и развивающуюся среду более комфортной, чем рутинные задачи. В профессиях с высоким давлением, таких как службы экстренной помощи, где требуется быстрое мышление, или в предпринимательстве, где адаптивность является ключевым фактором, люди с СДВГ могут оказаться в выгодном положении.

Распознавание паттернов — еще одна когнитивная сила, которая была отмечена у людей с СДВГ. Исследования показывают, что у них может быть повышенная способность обнаруживать образы и связи в данных или визуальной информации. Это делает их ценными в таких областях, как наука о данных, математика и инженерия, где выявление паттернов может привести к значительным прорывам.

Движенный к рассеянности. Нейроразнообразие СДВГ.

Сама концепция нейроразнообразия обеспечивает более сбалансированную перспективу. Вместо того, чтобы рассматривать традиционно патологизированные группы населения как инвалидов или больных, акцент в нейроразнообразии делается на различиях. Люди с СДВГ имеют другой, более рассеянный стиль внимания, но не отсутствия его. Очень важно подчеркнуть, что эти состояния влекут за собой огромные трудности, страдания и боль.

Облегчение этих страданий заключается в акценте на позитивных измерениях людей, которые традиционно стигматизировались как ненормальные. В некотором смысле нейроразнообразие черпает часть своей жизненной силы из нового движения в позитивной психологи��, возглавляемого бывшим президентом Американской психологической ассоциации Мартином Селигманом, который предполагает, что психология потратила слишком много времени на то, чтобы сосредоточиться на том, что не так с человеческой личностью, и теперь должна исследовать позитивную сторону человечества.

‿︵‿︵‿୨♡୧‿︵‿︵‿୨♡୧‿︵‿︵‿୨♡୧‿︵︵‿୨♡୧‿︵‿︵‿୨♡୧‿︵‿

//////////////////

sources:«driven to distraction, recognizing and coping with attention deficit disorder from childhood through adulthood» - edward m. hallowell; john j. ratey

[1] Liu, Y., Zhao, J., & Guo, W. (2018). Emotional Roles of Mono-Aminergic Neurotransmitters in Major Depressive Disorder and Anxiety Disorders. Frontiers in Psychology, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02201

[2] Ulke, C., Rullmann, M., Huang, J., Luthardt, J., Becker, G. A., Patt, M., Meyer, P. M., Tiepolt, S., Hesse, S., Sabri, O., & Strauß, M. (2019). Adult attention-deficit/hyperactivity disorder is associated with reduced norepinephrine transporter availability in right attention networks: a (S, S)-O-[11C]methylreboxetine positron emission tomography study. Translational psychiatry, 9(1), 301. https://doi.org/10.1038/s41398-019-0619-y

[3] del Campo, N., Chamberlain, S. R., Sahakian, B. J., & Robbins, T. W. (2011). The Roles of Dopamine and Noradrenaline in the Pathophysiology and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Biological Psychiatry, 69(12), e145–e157. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2011.02.036

[4] Volkow, N. D., Wang, G. J., Kollins, S. H., Wigal, T. L., Newcorn, J. H., Telang, F., Fowler, J. S., Zhu, W., Logan, J., Ma, Y., Pradhan, K., Wong, C., & Swanson, J. M. (2009). Evaluating dopamine reward pathway in ADHD: clinical implications. JAMA, 302(10), 1084–1091. https://doi.org/10.1001/jama.2009.1308

[5] Gehricke, J. G., Kruggel, F., Thampipop, T., Alejo, S. D., Tatos, E., Fallon, J., & Muftuler, L. T. (2017). The brain anatomy of attention-deficit/hyperactivity disorder in young adults – a magnetic resonance imaging study. PloS one, 12(4), e0175433. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0175433

[6] Plessen, K. J., Bansal, R., Zhu, H., Whiteman, R., Amat, J., Quackenbush, G. A., Martin, L., Durkin, K., Blair, C., Royal, J., Hugdahl, K., & Peterson, B. S. (2006). Hippocampus and amygdala morphology in attention-deficit/hyperactivity disorder. Archives of general psychiatry, 63(7), 795–807. https://doi.org/10.1001/archpsyc.63.7.795

[7] Lanciego, J. L., Luquin, N., & Obeso, J. A. (2012). Functional neuroanatomy of the basal ganglia. Cold Spring Harbor perspectives in medicine, 2(12), a009621. https://doi.org/10.1101/cshperspect.a009621

[8] Rubia K. (2018). Cognitive Neuroscience of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) and Its Clinical Translation. Frontiers in human neuroscience, 12, 100. https://doi.org/10.3389/fnhum.2018.00100

[9] De La Fuente, A., Xia, S., Branch, C., & Li, X. (2013). A review of attention-deficit/hyperactivity disorder from the perspective of brain networks. Frontiers in Human Neuroscience, 7. https://doi.org/10.3389/fnhum.2013.00192

Начать дискуссию