Не смотрите на рейтинг: эксперты подсказали, на что действительно нужно обратить внимание при выборе школы
Рыбаков Фонд запустил Educational TALKS — формат, который предлагает семьям обсуждать волнующие темы с представителями экспертного сообщества. Первая встреча была посвящена одному из самых актуальных вопросов весеннего периода — как выбрать школу. В панельной дискуссии приняли участие ведущие специалисты, а атмосферу открытой дискуссии поддержало живое исполнение джаза.
Спикерами первого образовательного диалога стали:
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр» и Заслуженный учитель России;
Елена Федоренко, кандидат психологических наук, доцент;
Александр Кузьмин, академический директор школы «Новый взгляд» и сооснователь Всероссийского конкурса для учителей частных школ «Вклад учителя»;
Мария Васильева, организационный консультант, автор проектов «ПРОвыбор.рф» и «Растим школы»;
Анна Высоцкая, нейропсихолог, автор обучающего курса для родителей «Как выбрать школу для ребенка» и соавтор телеграм-канала «ПРО ШКОЛЫ»;
Владимир Погодин, автор альтернативного рейтинга школ Москвы и методолог рэнкинга частных школ Forbes;
Дмитрий Нестеренко, эксперт в международном образовании и автор телеграм-канала «Как учат у них».
Модератором встречи выступила Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда.
Разговор начался с наблюдения: «Все чаще родители формулируют запрос на выбор “подходящей” школы для своего ребенка — но наполнение этого критерия у каждого разное. Главное — создать условия счастливой жизни, и часто путь к этому лежит через поступление в лучшую школу», — отметила Мария Васильева. Поэтому многие ориентируются на рейтинги, считая их объективным и надежным инструментом. Но насколько оправдана эта уверенность? Эксперты обсудили, как формируются рейтинги и что именно они отражают.
«Рейтинг не важен за исключением того, что он показывает конкуренцию между школами. Мы видим количество стобалльников, но не учитываем, сколько учеников в целом учится в школе или какие методы используются для "заточки" детей на результат».
— Владимир Погодин.
«Рейтинги часто вводят в заблуждение, заставляя думать, что школы в “топе” — лучшие по всем параметрам. Они полезны для родителей, ценящих академические успехи, ведь такие достижения легко измерить. Но сложнее, когда речь идет о мягких навыках, комфорте среды или преемственности выпускников. Есть вещи, которые невозможно измерить, например, культуру учения в школе. Это и есть основная ловушка рейтингов».
— Дмитрий Нестеренко.
Спикеры сошлись во мнении, что ориентация только на учебные достижения может привести к потере самого главного — эмоционального благополучия ребенка. Родителям важно оценивать не только цифры и показатели, но и тональность взаимодействия, подход к ребенку и образовательную среду.
«Мы привыкли мерить успех — в оценках или баллах ЕГЭ, но забываем, что рейтинги не меряют главное — счастье ребенка. Не раз сталкивалась с ситуацией, когда школа, сосредоточенная исключительно на академических результатах, упускает из виду главное — дети приходят сюда не только готовиться к будущему, они живут здесь. Ребенок проводит в школе по шесть-семь часов в день, большую часть недели — и это его настоящая жизнь, которая должна быть счастливой. Важно, что делает школа для того, чтобы это стало возможным».
— Елена Федоренко.
«Следы ребенка — отражение атмосферы школы и показатель ее качества. Как с погодой: мы не знаем точную влажность или давление, но чувствуем, тепло или холодно. Так и в школе — человек чувствует, формальны ли надписи на стенах или в них есть живое отношение к детям. Эмоциональная реакция на пространство говорит больше, чем цифры».
— Сергей Казарновский.
Обсуждая родительские стратегии, участники дискуссии говорили и о том, что школе важно быть не просто «поставщиком знаний», но пространством смысла и роста не только для ребенка, но и для всей семьи — помогая родителям становиться компетентнее в вопросе воспитания детей.
«Что такое воспитание? Это постоянный поиск точек соприкосновения интересов детей и родителей — не навязывание, а именно поиск. Может ли помочь с этим школа? Это фантастическая функция школы — то, что хорошо было бы уметь ей делать — создавать условия, в которых случится такое взаимодействие родителей и детей».
— Сергей Казарновский.
Отвечая на вопросы родителей, эксперты также затронули особенности обучения в специализированных, гендерных и онлайн школах, а еще обсудили, что говорит о школе желание выпускников вернуться туда, нужно ли менять школу и сколько таких переходов делать нормально.
«Сегодняшняя школьная жизнь — это не линейный маршрут с 1 по 11 класс в одной школе. Это пространство для разнообразного опыта, возможности пробовать, менять и принимать взвешенные решения. Это про гибкость».
— Анна Высоцкая.
Разговор вернулся к главному: атмосфера школы, ее культура, ценности и язык общения важнее, чем любые внешние метрики. Именно это считывается родителями и детьми с первого взгляда, интуитивно — и это должно становиться основой доверия и ��ыбора школы.
Для тех, кто не смог присутствовать лично, запись панельной дискуссии можно просмотреть по ссылке
Что дальше?
Educational TALKS будет проходить регулярно и поднимать важные вопросы, волнующие семей. Например, на ближайших встречах эксперты обсудят проблемы родительских чатов и подготовки к экзаменам. Участники EdTALKS смогут наслаждаться живым джазом, задавать вопросы спикерам панельной дискуссии и предлагать свои темы для следующих образовательных диалогов.