Эмпатия, коучинг и визионерство: главные тренды в бизнес-образовании

К руководителю сегодня предъявляется много новых требований: нужно действовать «осознанно», обладать развитым эмоциональным интеллектом и хорошо разбираться в новой этике. Бизнес-образование тоже меняется: программы MBA предлагают не разрозненный набор навыков, а целостную картину мира.

О подготовке новых лидеров и главных образовательных трендах в реалиях 2021-го поговорили участники онлайн-диалога Skillbox и Высшей школы менеджмента СПбГУ. Делимся главными инсайтами беседы.

Эмпатия, коучинг и визионерство: главные тренды в бизнес-образовании

Каким должно быть бизнес-образование?

Образование завтрашнего дня — это дидактика, а не технологии

Революцию в сфере образования произведет не искусственный интеллект или дополненная реальность, а приемы дидактики, то есть новые методы обучения, которые позволят эффективно и точечно доносить контент. Задача бизнес-школ (и любых учебных заведений в целом) — это построение нового образовательного трека, который станет эталоном на рынке. При этом технологии должны стать вспомогательным инструментом, а не самоцелью. VR-гарнитуры и машинное обучение могут принести пользу, но в бизнес-образовании зачастую лучше срабатывают “аналоговые” приемы, например, нетворкинг-сессии, коучинг и менторство.

EdTech-индустрия давно занималась поиском новых форматов дидактики, но до пандемии эта проблема беспокоила только игроков рынка. Сегодня в процесс поиска решений включены все, в том числе непрофильные компании и даже государство.

"В академической среде сложилась атмосфера стартапа, а его участники пытаются изобрести новые форматы контента и способы его донесения. Фактически, мы работаем над образованием завтрашнего дня"

Ольга Дергунова

"Изменения сегодня происходит не в технологиях, а в требованиях, которые предъявляют человеку. Каким должен быть современный менеджер? Какие новые скиллы у него появятся после пандемии? В какой-то степени мы переживаем кризис, но это смысловой кризис"

Дмитрий Крутов

Деление образования на офлайн и онлайн устарело — будущее за смешанными форматами

Еще недавно эксперты спорили, могут ли онлайн-программы MBA сравниться с офлайн-занятиями в кампусе, но сегодня такое разделение на категории отходит на второй план.

"Мне кажется, разделение на онлайн и офлайн уже не совсем актуально. Все программы смешанные и коммуникация введется во всех возможных форматах. Тут важно другое: логика программы, преподавательский и кураторский состав и, конечно, ценообразование, большие и глубокие программы не могут быть бесплатными"

Дмитрий Крутов

Многие бизнес-школы комбинируют синхронные онлайн-занятия с офлайн-учебой в кампусе, а также выделяют время на самостоятельное изучение материала — такой гибридный формат называют blended learning. Это формирует единую учебную среду, в которой нет четкого разграничения между виртуальными и "живыми" занятиями, а студенты могут осваивать программу асинхронно, в комфортном ритме. Такой формат подходит современным лидерам, которые часто не могут посвятить несколько месяцев только занятиям и совмещают учебу с рабочими и семейными делами.

MBA-программы должны развивать визионерские качества и формировать цельную картину

Студенты бизнес-школ получают MBA не ради получения диплома или определенного скиллсета, а для развития визионерских качеств.

"Люди идут на MBA не за дополнительными навыками, а за тем, что принято называть holistic view ("целостным видением"). Программа должна предлагать системный способ решения задач"

Ольга Дергунова

Часто после получения диплома выпускники меняют компанию, направление деятельности и даже индустрию. Но, в любом случае, их уровень дохода вырастает. С этим явлением связано понятие Opportunity Cost — поступая на MBA, студент платит не только за образовательный контент и доступ к экспертам, но и за новые возможности в будущем.

По мнению участников онлайн-диалога, на MBA изначально поступают люди с высоким уровнем осознанности — они по какой-то причине не удовлетворены текущей ситуацией и хотят добиться большего в карьере и в индустрии в целом. Главный вопрос, которым задаются студенты бизнес-школ: "Какого результата я хочу добиться через несколько лет?" И за достижение этого результата лидеры готовы платить не только деньгами, но и временем. Поэтому качественная программа MBA не может быть короткой.

Руководитель может сам понять, что ему пора меняться и переходить на новые уровень. Но существуют и стандартизированные методы оценки, например, чек-листы компетенций — они показывают, какие навыки потребуются лидеру для перехода на следующий этап развития. В процессе обучения нужно также отслеживать свои результаты — например, можно предложить студентам вести дневник личностного роста, в котором они будут фиксировать свой прогресс.

Каким должен быть лидер изменений в 2020-е?

Лидеру нужен новый набор личностных навыков

В 2020-е мало разбираться в digital-индустрии, ориентироваться в трендах и применять новые технологии на практике. Для управления компанией в ближайшем будущем потребуется набор не только знаний и практических навыков, но и soft skills новой формации. Например, с переходом на удаленку возник запрос на навыки личностной эффективности и цифровой коммуникации.

"Созвоны в Skype существовали и раньше, но не было потребности проводить по 10 встреч в день. Некоторые команды работали удаленно и до пандемии, но о массовой командной работе в цифровой среде речи тогда не шло. Отсюда запрос на навыки работы с информацией, на построение новых коммуникаций"

Антон Степаненко

Еще один недооцененный навык современного лидера (да и любого сотрудника в целом) — это умение выстраивать баланс между работой и отдыхом. На удаленке людям сложно разграничивать рабочее и личное пространство, а границы рабочего дня стираются. Согласно опросу HeadHunter, половина россиян отмечает у себя симптомы выгорания — отсюда растущий спрос на вебинары по work-life balance.

"На эту проблему в России впервые обратили внимание всерьез, с ней стали считаться. Поэтому самые востребованные корпоративные курсы сегодня — это курсы по осознанности, антивыгоранию, управлению личным временем”

Ольга Дергунова

Эмпатия — недооцененное качество лидера

Две главные ценности топ-менеджера в 2020-е — это этика и эмпатия, а не достижение эффективности любой ценой. При этом российский бизнес слишком сфокусирован на фигуре лидера — от его воли и решений зависит все, а вступать с ним в дискуссию нежелательно. Но такой формат управления уходит в прошлое.

"Навыки общения, новая этика, эмпатия и эмоциональная связь сегодня особенно важны. Как научиться разговаривать с командой, как выстраивать связи в коллективе? Лидер должен стать гармонизатором, он должен подавать пример"

Дмитрий Крутов

Бизнес-образование должно включать модули, которые помогали бы руководителю освоить новый тип управления. По словам Татьяны Гомзяковой, вице-президента и директора департамента подбора и развития персонала банка "Открытие", это в первую очередь коучинговый метод (executive coaching). Глава компании занимает позицию коуча и наставника, он учится договариваться, слушать и слышать, решать конфликты — в том числе в цифровой среде, когда команда работает удаленно.

Лидер не только координирует команду, но и становится инициатором новых процессов — так, цифровизация всегда проходит по принципу "сверху-вниз", а запускает процесс именно топ-менеджер. Нужно обладать определенной смелостью и решительностью, чтобы инициировать изменения и брать на себя ответственность. Поэтому эксперты рекомендуют включать в программы MBA трек по лидерству и личностному развитию.

Спикеры подвели итог и предложили несколько лайфхаков, которые пригодятся при выборе программы MBA:

  • Комбинируйте классическое образование с MBA, но учитывайте специфику индустрии. Условно, инженеру по работе с big data важно получить профильное IT-образование, но не обязательно получать MBA. Но если он хочет в будущем перейти на позицию CDO (Chief Data Officer), то степень по деловому администрированию ему пригодится.
  • MBA всегда подкрепляется бизнес-опытом и бизнес-средой, поэтому оптимальный возраст абитуриента — 25-35 лет, для Executive MBA — 35+. Конечно, эти рамки условны, но зачастую именно в этом возрасте у человека есть достаточный опыт в управлении проектами.
  • Работодатели в крупных корпорациях по-разному оценивают значение степени MBA. Для многих это маркер эффективного менеджера и перспективного лидера. Но есть и более оригинальные точки зрения. Леонид Черный, директор по управлению данными компании "МегаФон", считает, что наличие MBA доказывает, что человек умеет последовательно проходить испытания и системно получать знания. А это говорит о его потенциале.
  • Если вам легко учиться на MBA, то, вероятно, с программой что-то не так. Обучение должно требовать усилий — в этом случае вы будете больше ценить свои достижения.
  • Нетворкинг — это недооцененный компонент любой программы бизнес-школы. Общайтесь с коммьюнити, оценивайте сообщество, которое формируется вокруг курса — если среди них есть единомышленники, программа наверняка вам подойдет.
  • MBA — это всегда социальный лифт, поэтому вы должны четко понимать, куда приведет вас обучение и на какую новую ступень вы сможете подняться. При этом вы участвуете в ценностном обмене — инвестируя в образование, вы вкладываете в свой профессиональный и личностный рост в долгосрочной перспективе. Полноценных бесплатных программ MBA не бывает, а хорошие стоят денег. В среднем цены стартуют от $60 тыс. (около 4,4 млн рублей) за границей и от 1 млн рублей в России.
15
3 комментария