Симуляторы — тренд онлайн образования. Как сделать обучение специалистов эффективнее и кому это нужно?

Даже самый умный выпускник вуза или дистанционных курсов, получивший диплом с отличием, редко когда полностью готов к работе. Свыше 90% работодателей говорят о нехватке практических знаний у выпускников. Первые месяцы человек будет совершать ошибки и учиться применять багаж знаний и навыков на практике.

В некоторых профессиях, где специалист отвечает за здоровье других (например, в медицине), это критично. В других — ошибки новичка просто стоят работодателю части прибыли. Помочь сократить «адаптационный» период в новой профессии или даже на новом месте способны симуляторы, которые постепенно внедряют в образование за рубежом.

Симуляторы — тренд онлайн образования. Как сделать обучение специалистов эффективнее и кому это нужно?

Как они помогают человеку, как их использовать в онлайн-образовании и как выглядит такой продукт изнутри, рассказывают создатели проекта soft skills InMind Анастасия Батхина и Владислав Баймурзин.

Настя и Влад познакомились в сообществе Heg.ai — у Насти была идея создания образовательного проекта, которая откликнулась Владу. Они ее продумали, разработали и начали развивать свой проект.

Зачем использовать симуляторы

Одна из проблем образования, особенно профессионального — избыток теоретических знаний и нехватка практических. Даже при очном обучении в малых группах, где люди имеют возможность попробовать решить те или иные задачи на практике, отработки материала не хватает.

С онлайн-образованием ситуация обстоит еще хуже. Условный разработчик изучает теорию, получает диплом, а потом приходит в компанию, садится писать код и ничего не получается, потому что было недостаточно отработки.

На Западе есть успешные стартапы, которые разрабатывают симуляторы для подготовки специалистов сложных профессий: например, врачей. Проект такого типа — Medical Realities, где в режиме виртуальной реальности можно получить опыт проведения хирургической операции, или Korbit AI, который в таком же формате выстраивает индивидуальный путь обучения.

Симуляторы — тренд онлайн образования. Как сделать обучение специалистов эффективнее и кому это нужно?

То есть подобные симуляторы предназначены для специалистов, которым нужно многократно отработать практические навыки, прежде чем получить допуск к реальным клиентам из-за высокой стоимости ошибки.

Мы делаем то же самое, но для широкой аудитории: снижаем процент ошибок у специалистов разных областей. Пока охвачены не все направления, но фактически симуляторы можно создавать для любых профессий — от разработчиков и аналитиков системы безопасности до мерчендайзеров и маркетологов.

Похожую идею реализует стартап BSGames, предлагающий интерактивные командные тренажеры для повышения вовлеченности сотрудников и платформы для тимблдинга, которые позволяют выстраивать совместную работу. Кроме того, в этих симуляторах новые сотрудники компании получают базовые знания менеджмента и экономики. А Simformer родился на базе онлайн-игры и предлагает целый набор разных бизнес-симуляций, которые используются крупными компаниями вроде Procter & Gamble — через Simformer здесь отбирают стажеров.

Симуляторы преимущественно нужны людям, у которых много знаний, но их сложно применять в реальной жизни

Например, человек планирует запустить рекламную кампанию на ФБ или заняться биржевыми операциями с ценными бумагами. У него есть теория, но на практике он рискует потерять не только время, но и деньги, потому что еще не пробовал это делать. Для начала лучше потренироваться на симуляторе маркетолога или инвестора с виртуальными деньгами, разобраться, как это работает и столкнуться с ситуациями, которые были специально собраны и сформированы авторами так, чтобы человек научился их видеть и применять в реальной жизни.

Также человек с помощью симулятора может тренировать стрессоустойчивость и «правильные» реакции

Например, сотрудник технической поддержки. Неподготовленный человек, столкнувшийся с клиентами и их потоком негатива, теряется, не понимает, что ему делать, тоже раздражается в ответ и заваливает работу. Если он потренировался предварительно с виртуальными клиентами, он бы знал уже типовые запросы, жалобы. Подготовился к возможным конфликтам, знал, как наиболее эффективно действовать в каждом конкретном случае. И таких примеров множество, потому что симуляторы универсальны и всегда работают как тренировка опыта.

Как создаются симуляторы

Чтобы создать по-настоящему работающий симулятор, нужно пройти через несколько этапов и подключить разных специалистов:

  • Сбор фактуры

Нужно досконально изучить тот путь в реальности, который предстоит пройти человеку в симуляторе. Например, мы учим project менеджера, соответственно, мы должны оцифровать весь тот путь, который начинающий project проходит в компании, собрать все кейсы и проблемных персонажей, с которыми он сталкивается.

В разработке симулятора мы сначала мы концентрировались на soft skills: на том, что связано с коммуникациями. Поэтому размышляя, что может служить симуляцией для развития таких soft skills, быстро поняли — имитация взаимодействия с другим человеком. Значит, нам требовалось создавать виртуальных персонажей: клиентов, коллег, с которыми пользователь контактирует в диалоговом формате в имитированных реальных ситуациях. Сейчас мы создаем симуляторы и по прикладным и профессиональным темам.

  • Подключение сценариста

Он создает сеттинг истории, прописывает характеры персонажей и сюжетные повороты. Хороший симулятор имеет такую же логику повествования, как книга или фильм: в нем есть конфликты, нарастающее напряжение и победы над «монстрами» в виде ошибок пользователя или самых сложных заданий.

Для сценариев мы акцентировались на кейсах, через которые проходит условный сотрудник компании регулярно. Например, приходит клиент с жалобой, которая требует срочной реакции, решения возникшей проблемы. В зависимости от ответа обучающегося ситуация поворачивается в одну или другую сторону.

Симуляторы — тренд онлайн образования. Как сделать обучение специалистов эффективнее и кому это нужно?

Или симулятор в курсе для разработчиков: пользователь начинает первый рабочий день на новом месте. Его приветствует тимлид, поздравляет с успешным прохождением собеседования и дает первую задачу — запустить конкретный компьютерный код и убедиться, что все нормально работает. Если не работает — исправить ошибки. Дальше появляется ссылка на нужный код, человек выполняет с ним конкретные действия и отправляет на проверку.

  • Наполнение образовательным контентом

На данном этапе над симулятором работают эксперт и методист. Методист помогает упаковать опыт эксперта в соответствии с педагогическим дизайном и целями обучения, прописывает задания, последовательность их выполнения, обратную связь. Проработанная методология важна не меньше, чем интересный сценарий.

  • Production

Красиво оформляем контент, делаем видео или анимацию, рисуем персонажей и загружаем на платформу.

  • Апробация

Завершающий этап, на котором собирается фокус-группа, которая дает развернутую обратную связь по ходу прохождения. В некоторых проектах, кстати, уже есть отдельная позиция тестировщика образовательного контента.

Особенности разработки

Сначала мы предлагали продукт в мессенджерах, но сейчас создаем полноценную платформу, для которой разрабатываем учебные курсы в формате симуляторов. Они работают по сценарию с деревом решений: определенной логикой действий. Каждый следующий шаг зависит от предыдущего выбора пользователя.

Все сценарии прописаны лично нами, но с использованием информации от клиентов. Одни нам дают полноценные кейсы, актуальные для конкретной компании, другие — идею, изложенную в презентациях, видео, текстовых файлах. В таком случае приходится придумать игровую ситуацию самостоятельно.

В процессе создания сценария необходимо придерживаться основных методологических принципов:

  • Цикла Колба, разработанного специально для обучения взрослых;
  • Принципа поэтапного формирования навыков;
  • Включения элементов геймификации и сторителлинга.

И понимать, что хотим получить в итоге.

Мы всегда начинаем с предполагаемых результатов. Раскладываем курс на микронавыки, которым должен обучиться человек и под каждый делаем один урок или серию. И отталкиваясь от этого, начинаем разрабатывать сценарий, прописывать задания, формировать кейсы. Задача интересная, творческая и не самая простая, но наработанный годами опыт помогает.

Чтобы запустить сценарий, необходим методист, дизайнер и разработчик — последний заливает скрипт на платформу

Но в будущем мы надеемся обходиться без третьего звена: когда разработаем конструктор, который позволит в режиме no-code формировать сценарии. Тогда задачей сможет заняться человек без технического бэкграунда и это сильно ускорит все процессы. Пока же запуск каждого сценария занимает несколько недель. Точные сроки зависят от его размеров, продолжительности обучения, количества контента и срочности заказа. Например, тренинг по продукту для сети салонов красоты мы создали за 5 дней.

Ускорить это мы планируем также за счет изменения архитектуры платформы и увеличения количества сценариев в портфеле. Сейчас у нас около семи программ по разным темам. А когда их накопится больше, скорее всего, появятся какие-то более или менее универсальные шаблоны, которые удастся эффективно масштабировать.

Финансовый вопрос

Стоимость использования симулятора для клиента зависит от сложности разрабатываемого курса, его продолжительности, количества предложенных в нем кейсов и от сегмента аудитории (частный/корпоративный).

Например, b2b или b2c-курсы для разработчиков, продакт-менеджеров и сейлзов, по предварительным оценкам, обойдутся уже в 20-30 тысяч рублей — собрано большое количество кейсов, проделана огромная подготовительная работа с экспертами и создан сценарий, а также кастомные доработки под саму платформу относительно конкретного курса. Но случаются и более дорогие разработки.

А b2c-курс по конфликтам и коммуникациям в команде стоит всего 3-5 тысяч рублей, потому что несложный (относится к микрокурсам) и отрабатывает небольшой набор soft-skills. Мы начинали как b2b проект, работали с компаниями Стокманн, Альфабанк, Центробанк и другими, но сейчас активно планируем выходить в b2c сегмент. Уже есть пайп-лайн курсов и экспертов, с которыми мы запускаем подобные курсы.

На фоне стремительного роста спроса на индивидуальное обучение направление выглядит актуальным и перспективным, привлекает большие инвестиции. Как показывает опыт зарубежных стартапов, аудитория вокруг таких курсов растет и готова вкладывать средства, потому что получает более высокую отдачу, чем на обычных видеокурсах.

Результаты и планы

В образовательных проектах есть две ключевых метрики — это доходимость пользователей до конца курса и их удовлетворенность (NPS). У нас первый показатель достигает 70-80%, а второй — 90% и это отличные результаты. Уровень доходимости у симулятора в несколько раз выше, чем у традиционных онлайн-курсов (обычно это 15-20%). Кроме того, мы получаем хороший фидбек от сотрудников: они регулярно сообщают, что применяют в реальности полученные на симуляторе навыки. Значит, продукт действительно работает.

В дальнейшем мы намерены отслеживать и влияние симуляторов на бизнес-показатели у корпоративных клиентов. Сбор и анализ таких данных для крупных компаний — довольно долгий и трудный процесс, но оценки уже поступают. Мы видим, что методика работает и дает очень хорошие и быстрые результаты.

Также в наших планах разработка полностью адаптивного обучения: когда человек получает только нужные ему знания и двигается по индивидуальной программе в рамках своего профессионального вектора развития.

Например, условный разработчик IT-продукта при помощи симулятора развивает 2-3 навыка, которых не хватает именно ему, а не все навыки, которые есть в целом курсе. Для этого нужно набрать много микрокурсов по разнообразным навыкам. После этого мы сможем предлагать адаптивное обучение для каждого клиента, исходя из его профессии, имеющихся пробелов в знаниях или нехватки опыта. Это повысит эффективность образования для клиента и позволит ему сэкономить время и деньги.

Вместе с этим мы надеемся на активный количественный рост как пользователей, так и продуктов, планируем проводить запуск нескольких новых курсов ежемесячно. Поскольку по нашим расчетам количество пользователей, которые предпочтут обучение и отработку навыков с помощью симуляторов, через 2-3 года в России может достичь десятков миллионов человек.

Экспертные статьи от участников сообщества по темам образования, маркетинга, венчурных инвестиций и предпринимательства читайте в нашей колонке на vc.ru. Узнать подробнее про нетворкинг и как его применять в жизни и карьере, можно в Инстаграм и Телеграм.

24
23 комментария