«Методист – тот, кто востребован сегодня и через 5 лет»
Время прочтения: 7 мин. 25 сек.
В 2021 году создается впечатление, что онлайн-курсы запускаются ежедневно. Еще год назад эксперты прогнозировали рост рынка онлайн-образования в России на 15-20%. В действительности рост составил около 30-35%.
Что стало причиной такого роста?
1. Массовый переход образовательной сферы в онлайн в период пандемии.
2. Онлайн-образование доказало преимущества над традиционным. Сегодня можно сменить профессию, не выходя из дома.
3. Развитие цифровизации.
Многие компании, проекты и даже блогеры сегодня используют онлайн-курсы как новый источник дохода. Наверняка вы встречали в своей новостной ленте прогрев аудитории блогерами, которые спустя несколько дней объявили о запуске уникального авторского курса. В связи с этим, многим кажется, что открыть онлайн-школу или запустить курс – легко, просто и прибыльно. Достаточно иметь контент, камеру и микрофон. Так ли это?
На самом деле нет. Самая профессиональная техника и полезный контент от эксперта не спасет, если нет главного - команды!
За каждым курсом, вебинаром, прямой трансляцией всегда стоит команда. В нее входят: менеджер, продюсер, эксперт, маркетолог и методист. Именно о роли методиста мы поговорим сегодня. Чтобы понять значимость методиста в создании и запуске онлайн-школ и курсов, познакомимся с этой профессией поближе.
«Кто такой методист»?
В основные задачи методиста входит: анализ потребности в обучении, разработка плана (траектории) учебной программы, коммуникация с экспертом, сбор контента, выбор формата обучения, разработка курса и системы оценки знаний. Однако, методист не только создает с экспертом полезный продукт. Он делает процесс обучения интересным, комфортным и увлекательным.
Опытный методист может как улучшить готовый курс, так и создать качественный продукт с нуля. Ниже мы рассмотрим стандартный чек-лист методиста, который лежит в основе разработки курсов и программ.
Чек-лист «Этапы разработки программы / курса»
1. Этап «Start»
2. Этап «Analysis»
3. Этап «Design»
4. Этап «Development»
5. Этап «Implementation»
6. Этап «Evaluation»
Давайте разберем каждый этап.
На первом этапе «Start» методист совместно с командой предлагает идею (концепцию) курса. Здесь важно прийти к общему представлению о курсе, его ценности (как для команды, так и для будущего пользователя). Методист должен четко понимать цель, ведь на ее основе он определяет формат и строит дальнейшие действия.
Третий этап разработки — «Design».
На данном этапе начинается сбор и анализ информации, поиск экспертов (если их нет), интервью с экспертами, разработка структуры программы и ее наполнение. А также выбор форматов и инструментов. В среднем, данный этап занимает 1 – 1,5 месяца.
На этом этапе методист тесно работает с экспертом. Одна из его главных задач — помочь эксперту структурировать свои знания и опыт. Даже самый крутой эксперт не всегда может транслировать свои знания в понятной форме. Можно сказать, что методист является «переводчиком», который адаптирует информацию для аудитории.
Кроме того, на этапе «Design» методист решает проблему «разрыва» теории и практики с помощью принципа обратного проектирования. Давайте рассмотрим его.
Данный принцип строится следующим образом:
- Цели. Методист разбивает цель программы / курса на задачи и описывает конечный желаемый результат. Чему научится пользователь по итогам обучения? Какие знания и умения он приобретет?
- Измерение. Здесь мы отвечаем на вопрос «как выяснить, что ученик достиг цели?»
- Опыт. Методист разрабатывает практическую часть курса, отвечая на вопрос «какой опыт должен приобрести пользователь для достижения цели?»
На 4-м этапе «Development» тестируется программа курса. Эксперт проверяет готовый продукт, предоставляет обратную связь. Проводится корректура (поиск и исправление грамматических ошибок).
На 5-м этапе «Implementation» запускается сама программа. Отдельное внимание на этом этапе уделяется взаимодействию методиста, эксперта и административного персонала с пользователями. На первый план выходит коммуникация и обратная связь от пользователей.
Заключительным этапом является «Evaluation».
После реализации и запуска программы проводится работа над ошибками: выявляются технические ошибки, анализируется обратная связь от пользователей. Этот этап является важным, так как позволяет устранить недочеты и оптимизировать программу.
Мы рассмотрели все этапы работы над курсом. Как видите, роль методиста незаменима на каждом этапе. А сейчас давайте попробуем на практике применить принцип обратного проектирования. Представьте, что нам предстоит запустить курс для начинающих маркетологов.
На этом курсе мы даем представление о профессии маркетолога и начальную базу знаний.
1. Как мы помним, обратное проектирование начинается с цели (Какие знания и умения должен приобрести пользователь?)
Цель: пользователь умеет заводить рекламный кабинет в FB, умеет настраивать рекламу внутри кабинета и знает по каким причинам рекламные компании могут не пройти проверку FB.
2. Далее мы прописываем измерение (Как мы выясним, что пользователь достиг цели?)
Измерение: мы просим пользователя создать рекламный кабинет и настроить рекламу по определенным параметрам — и оцениваем, как он проявляет свои умения и знания на практике.
3. Последний этап — создать условия для приобретения опыта (Что конкретно должен уметь пользователь, чтобы достичь цели?)
Опыт: пользователь должен сам потренироваться в создании рекламного кабинета, зафиксировать алгоритм настройки рекламной кампании, увидеть пример неправильно настроенной рекламы и причины бана рекламной компании, а также найти примеры самостоятельно.
Поздравляю! Мы только что применили с вами технику обратного проектирования.
Безусловно, в реальности она выглядит сложнее, и только профессиональный методист сможет применить и встроить ее в курс. Но теперь вы имеете представление о том, как сложно учесть все нюансы в разработке программы курса и как в команде нужен методист.
Методист занимает ключевую роль в создании образовательных продуктов. Он упаковывает знания эксперта и выстраивает обучающую стратегию. Кроме того, он помогает масштабировать и улучшать уже существующие курсы, тренинги, учебный материал.
Уже сегодня в образовательной сфере ощущается нехватка данных специалистов. Это заметно по программам курсов и отзывам учеников. Можно с полной уверенностью сказать, что спрос на методистов в ближайшее время будет только расти. Не зря методист входит в ТОП-10 самых востребованных должностей.
Не пропустите голубой океан классной профессии! :)