Креативная экономика. Как виртуальная и дополненная реальность меняют подготовку кадров

Благодаря новым технологиям, образование перестает быть скучным процессом и становится точкой притяжения — как для учеников, так и для преподавателей. Учебные аудитории ближайшего будущего сильно отличаются не только от привычных нам классов, но и вообще от знакомой реальности. Потому что речь как раз о выходе за ее рамки. Про то, какие возможности открывают VR/AR/MR рассказывает Андрей Лысенко, основатель проекта «Визионеро» (резиденты Инновационного центра “Сколково”).

Креативная экономика. Как виртуальная и дополненная реальность меняют подготовку кадров

Когда появились компьютеры и Интернет, традиционные образовательные учреждения отреагировали не сразу. Сначала было не заметно, что происходит смена парадигмы и уроки уже никогда не будут прежними.

В 2000 году только 8% школ использовали возможности онлайн-обучения. В 2008 году их было уже 20%. В 2016 — 43%, а еще через три года их число приблизилось к 80%. Сегодня сложно представить обучение любого уровня, полностью игнорирующее компьютеры и Интернет. Весь процесс трансформации занял чуть больше 20 лет — невероятно быстро по историческим меркам для системы образования, которая складывалась веками.

Судя по всему «плато» с длительным фиксированием текущих результатов не будет. Нас ждет следующая волна модернизации учебного процесса, которая уже началась. Следующим драйвером обновления станет виртуальная и дополненная реальность.

«Объемная визуализация с полным погружением качественно меняет восприятие. Это не просто 3D-картинки. Зрители ощущают себя полноправными участниками происходящего. Больше нет разделения на экран и просмотр, вы будто сами проживаете сюжет. Применение VR/AR дает такой уровень внимания, которого крайне сложно добиться другими способами»

Андрей Лысенко, основатель проекта «Визионеро»

Одной из ключевых проблем, с которыми сталкивались разработчики учебников, методик преподавания, а также сами учителя во время занятий — тяжело наглядно и доступно объяснить сложные вещи. В идеале на каждый урок требуется целая пачка детализированной инфографики, но такой раздаточный материал обычно нереально подготовить в рамках бюджета. А кроме того, занятие превратится в перелистывание схем и наглядных пособий.

Людям сложно фокусировать внимание на разных каналах восприятия. Как правило, человек либо читает, либо слушает. Разглядывание картинок дается гораздо лучше, но и они отвлекают от лекции или семинара. Получается, что даже очень хорошо проработанная визуализация «крадет» внимание у слушателей.

Виртуальные миры отличаются тем, что такой вид графики не воспринимается в качестве изображения. Фактически это нечто вроде Матрицы из одноименного фильма. Только в кино технология использовалась в интересах злых роботов, а VR-уроки преследуют добрые цели. Они дают возможность ненадолго забыть обо всех отвлекающих факторах, полностью проникнуться главной темой и что особенно важно для гуманитарных наук — прочувствовать ее.

Многим точным наукам пригодятся похожие инструменты. Удобно рассматривать сложные устройства в любых разрезах, видеть как взаимодействуют узлы и модули агрегатов, безопасно проводить химические опыты и другие эксперименты. В этом смысле виртуальная реальность тоже незаменима, тем более что только так можно получить доступ к изучению дорогих объектов.

Школа и даже университет не могут себе позволить настоящий самолет, тем более целый модельный ряд техники. Экскурсия на настоящий завод тоже сложное и хлопотное дело, в том числе из соображений безопасности. Несколько проекторов с программным обеспечением для VR/AR превращают любую комнату в корабль, космическую станцию, АЭС, что угодно. Безусловно, такие технологии — находка для точных наук.

Однако для изучения гуманитарных дисциплин виртуальные миры не менее полезны. Например, будущим сотрудникам в сфере культуры помогут экскурсии по лучшим мировым музеям, «личное» присутствие на выступлениях известных поэтов, диспуты с научными и культурными деятелями разных эпох. Такой опыт несопоставим с перелистыванием книг или оригинальных документов. Единственный способ стать амбассадором какой-то идеи — прикоснуться к ней, впитать тот тонкий, сложный образ, который не отражается в обычных учебниках.

Проект дополнительного образования «Школа креативных индустрий»

Одна из первых реализаций новой концепции образования в России будет запущена в рамках национального проекта «Культура». Согласно нему до 2024 года будут построены Культурно-образовательные и музейные комплексы. Речь о филиалах Российского государственного института сценических искусств нового образца — Высшие школы музыкального и театрального искусства:

  • Балтийская ВШМТИ в Калининграде
  • Сибирская ВШМТИ в Кемерово
  • Приморская ВШМТИ во Владивостоке

География широкая, планы еще шире. Обучение в «Школе креативных индустрий» бесплатное, сроком 2 года. За это время подростки получат глубокое представление о разных творческих профессиях, чтобы сделать осознанный выбор и подойти к началу карьеры не с пустыми руками. Они выполнят учебные проекты в одной из шести студий: театра и театральных технологий, фото- и видеопроизводства, анимации, дизайна, интерактивных цифровых технологий, звукорежиссуры и электронной музыки.

Креативная экономика. Как виртуальная и дополненная реальность меняют подготовку кадров

Все эти специальности обогатятся новым подходом к обучению, с применением виртуальной реальности. Режиссеры смогут примерить на себя профессию с более реалистичным пониманием того, как происходит съемка настоящих больших кинофильмов. Театралы могут начать с посещения виртуального театра, чтобы иметь представление о развитии этого вида искусства в новых объемных декорациях.

Креативная экономика. Как виртуальная и дополненная реальность меняют подготовку кадров

Что такое виртуальный театр

Представьте театральный зал без сцены. Декорации вокруг, они повсюду — на всех стенах, потолке. Реквизит между сидениями, в руках участников. На таком спектакле нет зрителей, каждый становится актером, а иногда и режиссером происходящего.

Яркая реалистичная картина для погружения, объемный звук, динамичный сюжет, по ходу которого можно и нужно говорить, кричать, танцевать. Так выглядит программа «Часовщик» в детском театре новой реальности. Для ее разработки использовались технологии VR/AR, но ими не ограничились.

Здесь реализована иммерсивная реальность, которая отличается от виртуальной и дополненной активными действиями участников. От их обратной связи зависит происходящее на экранах. Можно воздействовать на реальные и нарисованные объекты, что стирает границу между реальным и придуманным.

Детский спектакль использует антураж для наблюдения за динозаврами, полета сквозь звезды и других увлекательных аттракционов. Учебные программы могут подключать иммерсию для многоканального обучения, проверки знаний, необычных семинаров.

«Иммерсивная реальность включает проактивное отношение, человек начинает жить в ней. В ряде сценариев предусмотрено взаимодействие с виртуальным окружением. Разница колоссальная, потому что прожить представление или урок — совсем не то же самое, что на них присутствовать! Чтобы зритель получил правильный яркий не травмирующий опыт мы подключаем к работе над проектом психологов и методистов. Иммерсивная реальность сложная по воздействию абстракция, она требует ответственности»

Андрей Лысенко, основатель проекта «Визионеро»

Впрочем, дополненная реальность тоже позволяет создавать увлекательные и динамичные сюжеты. Они не дают настолько глубокого погружения в смоделированный мир, зато мотивируют следовать квесту и выполнять задания.

Например, в Пермском театре кукол инженеры «Визионеро» разработали необычный проект для погружения зрителей в историю здания театра и города. По условиям игры нужно ходить с телефоном в руках и находить на стенах, потолке, в коридорах и по всему пространству театра виртуальные метки. Их не видно невооруженным глазом, но подросткам и детям нравится пересечение гаджетов с реальностью.

В этом заключается еще одно преимущество новых технологий — они притягательны сами по себе, становятся драйвером для привлечения молодежи. Сложная задача в то время, когда большая часть времени (в том числе учебного, отчего страдают многие учебные заведения) тратится на Интернет и соцсети.

Неочевидные преимущества виртуального обучения

Создание ART-пространств и учебных залов, лабораторий практически в любых помещениях решает одну из серьезных проблем, которая тормозит модернизацию обучения в России. Многим школам и гимназиям, особенно в глубинке, недостает материально-технической базы, а также оборудованных помещений.

Местные бюджеты не позволяют рассчитывать на быстрые и масштабные прорывы, в то время как технологии VR/AR способны превратить любой зал в аудиторию из будущего. В том числе это касается устаревших промышленных предприятий, а также других зданий в центральных районах многих городов. Такие объекты подлежат переводу в статус креативных кластеров. Их можно превращать в культурные кластеры, причем не только местного значения — но и в качестве новых туристических, культурных точек притяжения.

В качестве примера такой концепции «старой школы» можно привести Центр современного искусства Винзавод в Москве. Это бывший комбинат виноградных и десертных вин пивоваренного завода «Московская Бавария», который много лет простоял в заброшенном состоянии, а потом на его территории было развернуто выставочное пространство, известное уже не только в столице и даже за пределами России.

Масштабный проект по конверсии промышленного объекта в культурный может быть реализован значительно быстрее, экономичнее и эффективнее с применением виртуальных и иммерсивных технологий. Помимо экономических аспектов у такого подхода есть еще одно важное преимущество.

Глобальная тенденция развития медиапространства, мира коммуникаций и центров внимания в целом переместилась в Интернет. Сейчас уже нет смысла говорить о его влиянии — оно всеобъемлющее. Пора задуматься о том, что можно противопоставить «ловцам взглядов» в мире социальных сетей, компьютерных игр и других онлайн-ловушек.

Иммерсивные миры в образовании могут помочь с ответом на один из главных новых вызовов, с которым столкнулось образование — как сохранить внимание к учебе, причем не только в узко-прагматичных, но и в гуманитарных, культурологических дисциплинах. Это серьезная проблема, с решением которой учебные заведения старой формации очевидно не справляются. Возможно, виртуальная реальность парадоксально окажется более реальным инструментом в борьбе за умы молодежи и наше общее будущее.

44
Начать дискуссию