Закончить магистратуру в бизнес-школе в России. Почему бы и нет
Преимущества и недостатки обучения в Высшей школе менеджмента СПбГУ.
Опыт Александра Байзарова, специалиста по коммуникациям и бизнесу компании Boft и главы оргкомитета конференции «Менеджмент будущего», проводящейся в Высшей школе менеджмента СПбГУ.
Обучение в бизнес-школе — это не только MBA для профессионалов с опытом работы. Уже много лет в мире развиваются программы магистратуры по менеджменту для выпускников бакалавриата, которые позволяют получить схожие знания гораздо дешевле.
В этой заметке я поделюсь своей историей выбора и обучения в бизнес-школе в России. Это будет полезно тем, кто сейчас выбирает магистратуру, планирует работать в корпоративном менеджменте или запускать свою компанию.
Мой опыт обучения в бизнес-школе — это Парижский технологический институт HEC Paris, Graduate School of Management SPbU, IIM Calcutta и программа CEMS. Но говорить буду в основном о Высшей школе менеджмента СПбГУ, где я провёл два замечательных года.
Предыстория
Закончив бакалавриат по международным финансам в МГИМО, я осознал, что карьера в IB — не для меня. Не хватало ума, бесконечное рисование финансовых моделей утомляло. Впереди маячила магистратура и предстояло сделать выбор направления подготовки.
Для начала я решил, что пора приземлять мои международно-экономические знания и учиться прикладным вещам в сфере экономике. С финансами не сложилось.
Но был опыт управления командами в некоммерческих организациях, желание делать крутые вещи (независимо от сферы) и стремление формализовать полученные на практике навыки.
Наверное, каждый, кто имел успешный опыт управления командой, знает, что лидерство, особенно ценностное и визионерское, — это нереальный кайф, от которого становишься зависимым. Посему мой выбор пал на менеджмент.
Где учиться менеджменту
Либо идти работать в компанию, стартап или НКО, либо отправиться на факультет менеджмента, именуемый бизнес-школой в западном простонародье.
Выбор
Какую бизнес-школу выбрать
Страна. Образование — самый удобный способ социализации и закрепления в стране. Найти друзей, подготовить почву для переезда, разобраться с визой, не торопясь.
У меня не было глобального плана переехать в какую-то страну, не было большого количества денег для оплаты жилья (если выиграть стипендию на обучение), я не хотел начинать с нуля. У меня было понимание, какие есть возможности в России, и что у меня уже есть наработанная база. Поэтому — Россия.
Вуз. «Настоящая», сделанная по всем западным канонам бизнес-школа включает в себя хорошую образовательную программу на английском языке и много кейсов, имеет сильных зарубежных партнёров. Есть возможность аккредитации и участия в профильных рейтингах.
В 2014 году я впервые побывал в бизнес-школе: ездил по обмену на семестр в HEC Paris. Тогда моё представление об образовании перевернулось: выяснилось, что это может быть интересно и увлекательно, а преподаватели могут гореть своим делом.
Анализ выявил единственную в России бизнес-школу, сделанную по западным канонам, — Высшую школу менеджмента СПбГУ.
В ВШМ был один недостаток — это Петербург. Про этот город можно написать отдельный материал, рассказать о бесконечном свинцовом небе, маленьком рынке труда, явных урбанистических проблемах местных чиновников, а также невероятных людях, потрясающей культуре и отличных булочных.
В общем, подумал, почему бы не попробовать. И когда, если не сейчас. Кроме того, помните, университет — отличный способ социализации, так почему бы не влиться в общество Санкт-Петербурга.
ВШМ СПбГУ
Кстати, у них не принято употреблять аббревиатуру ВШМ без СПбГУ. Университет очень гордится бизнес-школой и рьяно оберегает единый бренд.
1 сентября 2015 года я ступил на порог городского кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ, предварительно сдав GMAT, IELTS и пройдя собеседование о моей мотивации и профессиональных целях.
Несколько вещей меня поразили сразу:
- сотрудники охраны, библиотеки и столовой, говорящие на английском (в МГИМО на английском не говорит никто из персонала);
- деканат, состоящий из молодых приветливых сотрудниц, которые хотят решить твои проблемы и сложности;
- только англоязычные оригинальные учебники, никаких кафедральных методичек и учебников от коллективов авторов.
Учебный процесс
Нет деления на лекции и семинары (за редким исключением). Каждое занятие — это лекционная часть и интерактивные задания. Часто заранее дают кейсы на изучение и затем разбирают в аудитории.
В рамках каждого курса обязателен к выполнению групповой проект — исследование по одной из тем с обязательным отчётом и презентацией перед аудиторией. При образовании проектных групп всегда есть условие — минимум один иностранный студент (таких в школе хватает).
Учебные презентации, статьи для чтения загружаются в сеть — у нас обычно был доступ к презентации до занятия. Для курсов бизнес-школа специально покупает кейсы и научные статьи. Если что-то нужно непосредственно на занятии, преподаватель сам заранее распечатает данные для всех слушателей и принесёт на лекцию.
С первого или второго семестра студенты могут выбирать предметы, которые для них более актуальны. В ВШМ выбор небольшой, так как бизнес-школа маленькая, но всё равно есть место для манёвра.
Недостатки в процессе обучения
Разноуровневые группы. В магистратуру может поступить человек с любым предыдущим образованием: с нами учились биологи, философы и политики. У них не было никакой серьёзной подготовки по экономике и менеджменту.
Первые месяцы — это часто потеря времени для тех, у кого предыдущее образование связано с экономикой. Например, я почти не посещал корпоративные финансы и статистику.
Аудиторная нагрузка. Я — дитя традиционной российской системы образования: много предметов, мало смысла, но лишь бы расписание было забито с 9:00 до 16:00. Здесь расписание составлено так, что в университете иногда нужно появиться всего пару раз в неделю или бывают пустые недели.
В это время нужно сидеть в библиотеке и заниматься самостоятельно, но будем честны: переучиться и начать самостоятельно контролировать себя после четырёх лет пинков от преподавателей — сложно.
Второй иностранный язык. В учебной программе обязателен второй иностранный. На изучение отводят две лекции в неделю. Большинство групп занимаются с нуля. За полтора года (полгода проводишь на включённом обучении заграницей) невозможно полноценно освоить новый язык. После МГИМО и его пяти лекций в неделю это выглядело смешно.
Система оценок различается в зависимости от размера группы. Если группа большая, то применяется relative grading. Распределение оценок нормализуется, определяются промежутки баллов для каждой оценки.
Например, если группа сдала плохо, то пятёрка может начинаться с 70 баллов, а если хорошо, то только с 90 баллов и так далее. Финальная оценка в зачетную книжку и диплом выставляется как среднее между оценкой за семестр и оценкой за экзамен. Ценность экзамена — минимум 50%.
Важно. Оценка не зависит от количества посещённых лекций, посещение свободное. В разных бизнес-школах разная политика, ВШМ СПбГУ считает, что взрослые люди сами могут принимать решение о степени вовлечённости.
Преподаватели
Моё удивление и восхищение не знало границ, когда я увидел преподавателей бизнес-школы. Увлечённые своим делом, знающие свой предмет, открытые к диалогу и консультациям по почте. С ужасом вспоминаю свой предыдущий опыт, когда преподаватели умудрялись читать лекции по учебнику с отсутствующим видом.
Здесь жёсткая система контроля за релевантностью знаний преподавателей: постоянные зарубежные стажировки в школах-партнёрах и обязательные научные публикации. И не в областных международных научных журналах, а в peer-reviewed (рецензируемых) международных изданиях. Чувствуется, что преподаватели находятся на острие мировой научной мысли. Это невероятно приятно.
С другой стороны, в бизнес-школе явно не хватает сильных практиков: так, чтобы человек и исследованиями занимался, и в компании работал, и учить умел.
Справедливости ради замечу, что излишняя академичность — проблема многих бизнес-школ, она имеет ещё и институциональный характер: международную аккредитацию без преподавателей-исследователей не получишь. В общем, иногда завидую бизнес-школе Сколково — там практиков больше, но всё-таки нет магистратуры.
Включённое обучение
Поступая в магистратуру, я хотел отказаться от семестра за рубежом. Мой предыдущий опыт в HEC показал, что чаще всего exchange — это приятное времяпрепровождение с кучей тусовок и путешествий. Убеждал себя, что это пустая трата времени в моём возрасте: лучше провести время на стажировке.
Благодаря настойчивости международного офиса и советам сотрудников, я решил пересмотреть своё решение. И ни разу не пожалел. Свой exchange-семестр я провёл в Индийском институте менеджмента в Калькутте.
Это расширение культурного кругозора и понимания других практик ведения бизнеса «в полях», нетворкинг, практика английского (особенно, если на кампусе только троё русскоговорящих).
Поездка в Индию — это отдельная история про путешествия, потрясающую культуру, медитации, но также страшную нищету, отсутствие горячей воды, борьбу с комарами и страх лихорадок.
Школа предлагает очень много опций для учёбы за рубежом:
- Обычный семестр в одной из школ-партнёров.
- Двойной диплом с Лаппеенрантой, Веной или Парижем.
- Двойной диплом по программе CEMS, объединяющей 30 лучших бизнес-школ мира.
При определённых условиях (нужные оценки) можно провести два семестра по обмену в разных школах. Поступив на бюджет (про это — ниже), можно проучиться бесплатно в нескольких топовых бизнес-школах мира.
Кстати, оценки за семестр по обмену перезачитываются в ВШМ СПбГУ и вносятся в диплом.
Диссертация
Выпускной проект в ВШМ СПбГУ — это магистерская диссертация на английском языке, которую нужно защищать перед комиссией практиков и преподавателей (соотношение 80 на 20).
Магистерская диссертация — это параллельный учёбе процесс, который начинается на первом курсе. Выбираешь научного руководителя, тему исследования и берёшься за дело. В учебной программе есть специальный предмет Research Seminar, где тебя последовательно учат проводить исследование и писать работу.
Речь идёт о полноценном количественном или качественном исследовании по актуальной проблематике в области менеджмента (актуальность нужно доказать). Если исследование количественное, то нужна большая выборка, регрессионная модель и прочее.
Если исследование качественное, то нужно взять много интервью и выполнить огромную работу по структурированию информации. В любом случае, первая часть — обзор литературы по проблематике (описание и анализ). Всё на английском.
Моё исследование было посвящено влиянию занятости членов советов директоров на финансовые результаты компании.
Честно скажу, что работал полноценно над диссертацией только в последнем семестре, поэтому пришлось непросто.
О пользе диссертации для студента можно спорить долго, но одно я знаю точно: теперь, если мне вдруг захочется публиковаться в авторитетных журналах и выступать на научных конференциях, я буду знать, как это делается. И те инструменты и подходы, которые я освоил во время работы над диссертацией, даже рядом не стоят с тем, что было на бакалавриате.
Сообщество
И последнее, но не по значению — сообщество единомышленников (студентов, выпускников, преподавателей, партнёров). Обращаясь к члену сообщества, ты можешь рассчитывать на определённый уровень мышления, подход к коммуникации и работе.
Исторически в бизнес-школах создавались Ассоциации выпускников, но в ВШМ СПбГУ пошли дальше — объединили студентов, выпускников, преподавателей и партнёров на платформе GSOM Family. Технически это общий чат-песочница в Telegram и ежегодные встречи, куда приглашают все целевые группы. Философски это невероятные горизонтальные связи, которые пронизывают бизнес-школу (писал об этом в Facebook).
Лично мне такое сообщество помогло найти работу, команду на проекты и многие другие контакты.
Возможности
Будет неправильно не упомянуть, насколько в бизнес-школе открыты к инициативам и новым проектам.
За время учёбы мы провернули немало авантюр: конференцию «Менеджмент Будущего», благодаря которой в металлургической компании «Северсталь» появилась лидерская программа, а молодые ребята поверили в российский бизнес; невероятные интервью с Олей, Лешей и Серёжей; встречи GSOM Family и даже совместная с ВТБ площадка на ПМЭФ.
Резюме
В ВШМ СПбГУ стоит поступать, если:
- Нужно образование в престижной школе на международной англоязычной программе.
- Хочется пройти обучение в зарубежной бизнес-школе, но нет возможности его оплатить.
- Предыдущее образование не связано с менеджментом, но есть потребность в знаниях.
- Нужен хороший нетворкинг на перспективу.
Не стоит поступать, если:
- Не планируешь ходить на лекции и участвовать в студенческой жизни (проекты, кейс-чемпионаты и прочее).
- Живёшь в Москве и не готов переезжать.
- Ищешь глубокие академические знания.
- Плохо говоришь на английском.
Мне не удалось реализовать все изначальные планы, но получилось обрести много другого.
Напоследок
В магистратуре сто бюджетных мест. Ты не платишь ни за что, если проходишь конкурс.