Цифровые профессии и выход корпоративного образования в онлайн: 5 трендов российского EdTech

На прошлой неделе, с 7 по 8 декабря проходила конференция EdCrunch - крупнейшее в Европе событие по новым технологиям в образовании. Более 300 спикеров из 25 стран обсудили, к чему привела пандемия, чего ожидать от 2022 года и как трансформируется онлайн-образование. Вместе с командой Яндекс.Практикума мы проанализировали ключевые выводы форума - делимся подборкой главных трендов российского EdTech, которые выделили эксперты конференции

1. Усилившийся в пандемию рост рынка продолжится в 2022 году

Сектору онлайн-образования в пандемию повезло: в локдаун все обучение стало цифровым, и спрос на EdTech-проекты вырос кратно. Если до 2020 года они демонстрировали рост в среднем на 17-25%, то по итогам первого пандемийного года суммарная выручка 60 крупнейших компаний в этом секторе увеличилась на 113%— до 34 млрд рублей. Стремительный рост показало число пользователей: только на программы Яндекс.Практикум за период с февраля 2019 по февраль 2021 года зарегистрировалось более 1 млн студентов.

В 2021 году рост продолжился. В третьем квартале выручка топ-100 EdTech компаний увеличилась на 89,6% по отношению к тому же периоду 2020 года. Фактически, темпы роста соответствуют прошлогодним, и в 2022 году с высокой вероятностью останутся теми же.

На мировом рынке российский EdTech пока занимает небольшую долю: $0,7 против $227 млрд. Но важно понимать, что малый объем рынка с лихвой окупается более высоким темпом роста — плюс 20-25% за год, в то время как у мирового — только 16,3% по оценке HolonIQ.

2. Растет популярность цифровых профессий

В 2021 году 12% респондентов опроса сервиса Работа.ру ушли в новую сферу деятельности, еще почти 40% намерены это сделать в ближайшее время. Наиболее актуальными среди соискателей стали цифровые профессии — на фоне повсеместной удаленки, ограничений и массовых закрытий бизнесов, онлайн-сфера стала восприниматься как наиболее стабильная и надежная. В результате взрывной рост показали EdTech компании, предлагающие обучение цифровым навыкам.

О значимости цифровых профессий для россиян говорят и результаты государственной программы «Цифровой сертификат» — за 2019-2020 годы в проекте приняли участие почти 43 тыс. человек.Самыми популярными направлениями стали цифровой маркетинг и дизайн, программирование и большие данные. В 2021 году программа по-прежнему остается востребованной. Как партнер проекта «Цифровые профессии», Яндекс.Практикум получил несколько тысяч заявок от соискателей из разных регионов страны. Топ-3 по популярности среди студентов стали курсы по обучению на Python-разработчика, аналитика данных и QA-инженера.

И популярность цифрового обучения в данном случае полностью оправдана. Цифровые специалисты нужны рынку, по данным HeadHunter бум IT-вакансий продолжается — спрос на программистов, аналитиков, IT-менеджеров и цифровых дизайнеров по-прежнему растет.

3. Корпоративное обучение уходит в онлайн

Пандемия увела в интернет не только школьников — 90% компаний по всему миру внедрили электронное обучение в 2020 году, как сообщает Research and Markets. К 2026 году рынок e-learning в корпоративном секторе может достигнуть $50 млрд при темпах роста в 15% ежегодно. Компании благодаря такому формату экономят до 30% расходов на образование сотрудников — эти цифры получили в IBM.

После частичного смягчения ограничений на удаленной работе остался примерно каждый десятый россиянин — такие данные приводит Работа.ру в июле 2021 года. Это в три раза меньше, чем было весной 2021 года. 6% россиян заняты в гибридном формате и работают как из дома, так и из офиса. Еще 36% респондентов опроса говорят, что в их компаниях планируется введение гибридной работы. Поэтому корпоративное онлайн-обучение будет все глубже проникать в нашу реальность. Об этом говорит и исследование экспертов бизнес-школы Сколково.

Формат корпоративного образования постепенно меняется: сейчас здесь главенствует комбинация из асинхронного и синхронного онлайн-обучения, а также обучения в очном формате, которые останутся ключевыми и в 2022 году. Их совмещение позволяет сделать процесс получения знаний максимально эффективным и минимизировать минусы каждого из методов.

4. Набирает обороты смешанный формат обучения

Опыт всеобщей дистанционки показал, что оптимальный формат обучения — это грамотное совмещение онлайн- и офлайн-инструментов или гибрид. И именно смешанный формат или HyFlex, по данным опроса, проведенного среди участников конференции EdCrunch станет главным трендом 2022 года в образовании.

Гибрид расширяет возможности как для потребителей, так и для игроков всего образовательного рынка. В частности, в вопросе сотрудничества вузов и создания новых программ. Как отмечают представители российских вузов, смешанное обучение, повсеместно организованное в последние два года, дало студентам доступ к лучшим образовательным практикам и помогло повысить успеваемость.

По нашему опыту, гибрид помогает сделать максимально результативными те программы, где необходим нетворкинг. В данном случае общение с менторами и сокурсниками переходит в офлайн, а обучение и отработка конкретных навыков остаются на дистанционке, там, где онлайн уже доказал свою эффективность.

5. Пользователь становится требовательнее

Онлайн-образование стало практически повсеместным, и возможностью учиться откуда угодно и почти чему угодно теперь никого не удивить. Сегодня пользователи строже оценивают сервис и ищут близкую к абсолютной гарантию результата. В приоритете не только интересная программа и квалифицированные преподаватели: важными критериями стали формат уроков, удобство обучения, возможность получить индивидуальный план и экосистема.

У EdTech- рынка появился новый вызов — довести качество услуг до максимума и найти, чем заинтересовать и удержать более искушенного теперь пользователя.

Мировой EdTech уже изменился — игроки берут качеством, а не количеством продуктов и стремятся удерживать пользователей, делая акцент на коллаборативном обучении и технической стабильности. Это тенденция “взрослого” рынка, и в 2022 к ней придет и российский EdTech.

В целом, набравший обороты еще в 2020 году российский EdTech снижать скорость развития не собирается и продолжает обгонять мировой. Потребители привыкают к онлайн-образованию, и теперь игрокам рынка нужно еще активнее работать над качеством и идеей своего предложения. Аудитория становится требовательнее, конкуренция — все жестче.

1111
Начать дискуссию