Как и зачем ставить цели. Обзор трех эффективных техник: SMART, OKR, HARD
В статье «Пойди туда – не знаю куда, сделай то - не знаю что» наш менеджер Даяна поделилась своей профессиональной «болью» - нечеткая задача = нечеткий результат.
Даяна предложила применить некоторые техники целеполагания по отношению к задачам. Ниже эти техники разобраны подробнее.
Все мы понимаем, что между понятиями Цель и Задача есть разница. Но есть и много общего.
Цель - чего я хочу достичь.
Задача - что поможет мне достичь цели.
Но если речь идет не о научном исследовании, а о жизни человека, эти понятия могут заменять друг друга, пересекаться. Задачи могут превращаться в краткосрочные цели. А цели - в задачи для достижения более глобальных целей.
То, что применимо к целям, может быть применимо и к задачам и наоборот.
Неудивительно, что люди часто путают эти понятия.
В любом случае, мы считаем, что техники целеполагания могут быть полезны каждому, кто с ними еще не знаком или не задумывался, как правильно формулировать свои цели и зачем это вообще нужно.
Магия начинается когда мечта превращается в цель или задачу
Если человек не знает, к чему он хочет прийти может произойти следующее:
- Он вообще никуда не придет.
- Он придет туда, где ему может очень не понравиться.
- Может случиться и так, что звезды сложатся удачно и бесцельно блуждающий человек, выйдет в сказочное и комфортное место. Но это не точно. Стоит ли полагаться на случай, или лучше взять инициативу в свои руки?
Цель и план по её достижению дают ощущение безопасности, ясности. Тренируясь в постановке целей мы налаживаем связь с собой и отвечаем на очень важные вопросы: Чего я хочу? Что для меня важно?
Пока мечта остается в нашей голове мечтой - наш мозг не будет генерировать ресурсы для ее достижения. Но как только мы превращаем мечту в цель, появляются ресурсы, мотивация и жизнь потихоньку начнет меняться именно в ту сторону, в какую мы запланировали.
В бизнесе то же самое. Нет целей - нет прогресса. Пока владелец небольшого цветочного ларька будет просто мечтать о расширении и создании большой сети и франшизы, ничего не изменится. Но как только он сформулирует свою цель, пробежится по ней с чек-листом из техник целеполагания, запланирует первые шаги - дело сдвинется с мертвой точки.
Ниже дан краткий обзор трех техник, которые могут пригодиться вам как в личной жизни, так и в работе.
Постановка задач и целей по SMART
Метод SMART-целей стал популярен во всем мире во многом благодаря своей универсальности. Он применим как к задачам в рамках жизни одного человека (изучить какую-то тему, привести в порядок здоровье, наладить питание и пр.), так и в глобальных масштабах - вывести компанию на новый уровень, открыть еще одно направление в бизнесе, разработать новый продукт и т.д.
Слово SMART в переводе с английского означает «умный».
В то же время — это аббревиатура английских слов. В ней зашифрованы пять ключевых критериев к поставленной цели или задаче.
Есть несколько вариантов расшифровки.
Самая популярная и универсальная версия выглядит так:
- Specific (Конкретность)
- Measurable (Измеримость)
- Attainable (Достижимость)
- Relevant / Realistic (Уместность/ Реалистичность)
- Time-bound (Ограниченность во времени)
- Specific (Конкретность)
- Цель / задача должны быть конкретными.
«Метод 6W»
Этот метод поможет сделать цель конкретной. Метод пришел к нам из англоязычной среды и означает шесть ключевых вопросов, которые начинаются в английском языке на букву W.
- Who (кто)? Кто ставит цель?
- What (что)? Что собирается достичь?
- Where (где)? Где все происходит?
- When (когда)? Когда цель должна быть достигнута?
- Which (который)? Относительно чего совершается действие?
- Why (почему)? Зачем вы хотите добиться этой цели?
Ответы на эти вопросы помогут вам верно сформулировать задачу, а может даже пересмотреть свое решение. Возможно, вы поймете, что не стоит тратить на нее время и ресурсы.
Пример не конкретной цели: Расширить географию присутствия.
Конкретная цель: До июля 2022 года открыть офисы «Компании» в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Measurable (Измеримость)
Дальше определяем количественный показатель. Как мы можем измерить цель? Результат должен быть определен в цифрах.
Не измеримая цель: повысить средний чек.
Измеримая цель: повысить средний чек на 20%.
Attainable (Достижимость)
Задача и цель должны быть достижимы.
Проанализируйте, есть ли нужные ресурсы у компании или у исполнителя.
Relevant / Realistic (Уместность/ Реалистичность)
Оцените насколько задача соответствует текущей действительности, здравому смыслу, насколько она актуальна для вас или компании.
Одна и та же задача при разных условиях может быть и уместной и неуместной.
Задача: сделать ремонт в офисе.
Задача уместна, если у вас долгосрочная аренда, вы собственник помещения, ремонт действительно требуется.
Задача неуместна, если вы планируете, например, переезд.
Time-bound (Ограниченность во времени)
Определите четкий срок - дата, время выполнения.
Сформулированная по системе SMART цель или задача - это уже готовый план по ее достижению. Двигаться по такой «карте» будет легче всем - и команде и её руководителю.
OKR (Objectives & Key Results)
Впервые способ целеполагания по OKR предложил успешный венчурный инвестор Джон Дорр в своей книге «Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR».
Google, Twitter, IBM, LinkedIn и Netflix, используют OKR для достижения своих амбициозных целей.
OKR, или «цели и ключевые результаты», — это способ определения измеримых целей. Концепция предполагает объединении целей и ключевых результатов, которые измеряют прогресс.
Метод состоит из двух элементов: цели (Objectives ) и ключевые результаты (Key Results).
Objectives - очень амбициозные и сложные задачи. Отвечают на вопрос - чего мы хотим достичь?
Key Results - метрики, способ измерения прогресса. Как мы хотим этого достичь и как измерить результат?
Поскольку изначально цель ставится очень сложная, успехом можно считать достижение 70-80% ключевых показателей.
OKR отлично подойдет для командной работы. Может быть применима как к одному отделу, так и масштабирована до уровня всей компании.
Схематично такое целеполагание напоминает дерево, где ключевая цель компании на текущий период (квартал) - это условный «ствол». Исходя из этой основной цели все остальные структурные подразделения самостоятельно выдвигают свои собственные цели и метрики, способные определить прогресс по их достижению -«ветви».
Таким образом все основные действия продиктованы общей целью, согласованы между собой. То есть позволяет компании сообща двигаться в одном направлении и сделать рывок в противоположность к сюжету из знаменитой басни «Лебедь, рак и щука».
Особенности целей по OKR:
- Мотивация участников этой модели не должна быть материальной. Иначе есть вероятность сознательного занижения ключевых показателей. Такой подход позволяет сотрудникам ставить амбициозные цели, не опасаясь понести наказание за неудачу.
- Цели формулируются снизу вверх. Сотрудники самостоятельно определяют свои цели и ключевые результаты, но в рамках общей стратегии.
- Задача должна быть одновременно и амбициозной и в тоже время достижимой, хотя бы на 60-70%.
- Система должна быть прозрачной - все участники процесса, включая младших сотрудников, видят OKR друг друга и общий прогресс.
- Из предыдущего пункта вытекает следующий - система требует технической реализации сведения воедино всех целей и ключевых результатов, доступ к ней всех участников и возможность вносить данные метрики. Сейчас есть много сервисов, позволяющих это реализовать.
- Цели по OKR в рамках компании - это конкретные обязательства, которые берут на себя подразделения и сотрудники. Общая цель дает каждому сотруднику ощущение сопричастности к чему-то большему, и понимание, что от его действий, и результатов зависит общий успех компании.
- Прозрачность одновременно и подстегивают сотрудников, которые могут наблюдать прогресс своих коллег, и дают возможность для взаимовыручки. Когда кто-то видит, что у коллег цель проседает, прогресса нет - они могут предложить свою помощь.
Примеры целей по OKR
Предположим, руководство отеля посчитало своей стратегической целью - улучшить качество обслуживания клиентов к следующему кварталу, чтобы увеличить доход. Задача по OKR может выглядеть так:
Задача: улучшить качество обслуживания гостей к концу 2022 года.
- KR1 – Достичь индекс потребительской лояльности выше 40.
- KR2 – Критических проблемы клиентов должны решаться не дольше 2 часов.
- KR3 – Информация в форме бронирования должна обрабатываться на 20% быстрее.
Пример из личной жизни автора концепции.
Джон Дорр поделился однажды своим опытом применения OKR в личной жизни. Он поставил себе цель проводить больше времени в кругу семьи.
- Цель: проводить больше времени с семьей.
- Ключевой результат 1 — приходить домой к ужину в 6 вечера 20 раз в месяц.
- Ключевой результат 2 — оставлять телефоны в соседней комнате во время общения.
Джону удалось достичь 70% показателя, то есть провести вечера в кругу семьи 15 раз в месяц.
Цели по HARD
Эту концепцию целеполагания Марк Мерфи изложил в своей книге «Цели по HARD. Как прийти туда, куда вы хотите» (Hard Goals: The Secret to Getting from Where You Are to Where You Want to Be).
Марк Мерфи - директор американской консалтинговой компании Leadership IQ. Он, как и многие ранее часто задумывался над вопросом целеполагания. Как сделать этот процесс максимально эффективным, как человеку можно прийти туда, куда он хочет.
В своей книге он обращается к инстинктам, заложенным в человеке природой. Это инстинкты роста - стремление и способность человека делать то, что ранее он не делал, изведывать пределы своих возможностей. В пример Марк приводит трехлетних детей - он обращает внимание на то, с какой настойчивостью и смелостью люди этого возраста приступают к достижению своих амбициозных целей.
В книге автор сравнивает создателя MacBook и трехлетнего ребенка, который пытается достать с высокой полки печенье. Они используют одну и ту же систему для постановки целей и максимально задействуют свои интеллектуальные ресурсы.
Их цели обладали четырьмя характеристиками, первые буквы которых на английском языке формируют слово HARD (англ. трудный).
Heartfelt — «истинная цель». Цель не должна быть навязанной извне, возникшей по принуждению или необходимости. Она должна вдохновлять, зажигать, волновать.
Animated — визуализированная. Визуализируем очень подробно. Что именно будет происходить со мной и с другими людьми, когда цель будет достигнута?
Required— действительно необходимая. Почему эта цель так важна? Как это достижение изменит мою жизнь, жизнь компании и других людей?
Difficult — сложная. Основная мотивация - это вызов. Это пункт преодоления и выхода на новые уровни развития. По мнению автора техники, даже если мы не получаем максимального результата, работа над трудной целью делает нас лучше и многограннее.
Исследование автора показало, что люди, которые ставят правильные цели и достигают их, чувствуют себя на 75 % более реализованными и счастливыми, чем те, кто ставит более слабые цели и не стремится к успеху. Хотите ставить невероятные цели и добиваться высоких результатов? Это несложно. Просто нужно вспомнить, как мы это делали в детстве.
Любая техника не универсальна на 100% и не обязательна к выполнению. Все это - лишь инструменты в ваших руках. Вы можете остановиться на одной, или применить сразу несколько. Как знать, может вы станете автором следующей популярной формулы, которая поможет людям быстро и безболезненно достигать намеченного. Кстати, многие техники так и рождались - на основе предыдущих, усовершенствовались с учетом недостатков.
А у вас есть цель?
Если нет, попробуйте сформулировать ее, применив одну из этих методик.