От электрокара до медицинского помощника: какие проекты создают российские школьники

Рассказываем, как помочь ребенку с выбором профессии в сфере технологий

Еще десять лет назад многие родители мечтали о том, чтобы их ребенок построил успешную карьеру в нефтегазовой госкорпорации, а самыми популярными специальностями были юристы и экономисты. Сегодня ситуация изменилась и как показывают последние исследования, все больше родителей хотели бы видеть своих детей специалистами в сфере IT, “цифры” и современных технологий. Выбирать и правда есть из чего: большие данные, робототехника, микроэлектроника, искусственный интеллект, квантовые технологии, беспилотники – все эти направления сегодня активно развиваются, а специалисты востребованы и высоко ценятся. Но как выбрать технологию, которой школьник искренне заинтересуется? В этом году в 10 городах страны пройдет пройдет общероссийский фестиваль-форум “Настоящее будущее: русская электроника”. Школьники и их родители смогут познакомиться с передовыми технологиями, увидят конкретные проекты, которые создают их сверстники, участники Кружкового движения и форума “Настоящее будущее”. Подробнее о фестивале и проектах, а также о том, как выбрать профессию в сфере технологий, читайте в нашем материале.

От электрокара до медицинского помощника: какие проекты создают российские школьники

Какие профессии будут востребованы в ближайшие годы

Несколько лет назад в России был выпущен “Атлас новых профессий” – сборник перспективных профессий в сфере новых технологий, которые уже появляются или появятся в ближайшие годы. Среди представленных профессий есть совсем, на первый взгляд, необычные, например, конструктор микро- и наноэлектроники или рециклер электронного мусора. Однако основная идея состоит в том, что будет расти спрос на специалистов, которые способны творчески мыслить и создавать передовые технологические продукты. Многие профессии уйдут в прошлое, в основном те, которые связаны с рутинными процессами и которые можно автоматизировать. Это не значит, что люди останутся без работы, скорее у них будет больше возможностей для творческой реализации в профессии, в том числе для инженерного творчества.

На какие сферы стоит обратить внимание при выборе профессии? По мнению экспертов, в ближайшие годы будут особенно востребованы профессии в сфере новых технологий, на основе которых будут создаваться отечественные продукты и решения. В первую очередь, это IT-технологии, микроэлектроника, искусственный интеллект, новые материалы, медицинские технологии, технологии в сфере транспорта и логистики. И государство оказывает поддержку тем, кто выбирает такие сферы деятельности. Например, если пойти сегодня учиться на айтишника, то в университете можно получить отсрочку от армии, а в будущем и другие льготы, например, ипотеку. Не меньшую поддержку получает и технологическое предпринимательство, так для школьных и студенческих команд, которые работают над технологическими проектами сегодня запущены различные меры поддержки: это стажировки, образовательные и акселерационные программы, различные гранты. Оказалось, что для того, чтобы стать технологическим предпринимателем, не обязательно ждать окончания университета. Еще в школе можно создать собственный проект, из которого родится стартап, а затем и успешная компания. Для этого нужны идея, команда единомышленников, интерес к миру и активность.

Как российские школьники помогают врачам в лечении инсультов, и другие проекты талантливых школьников

Может ли команда школьников создать электрокар или сервис на искусственном интеллекте, который будет помогать врачам с диагностикой инсультов? Оказывается, да. И этим уже занимаются школьные команды (некоторые из школьников за время работы над проектами поступили в университеты), участники Кружкового движения, акселератора “Архипелага 2022”, фестиваля “Настоящее будущее”. Мы поговорили с лидерами трех команд из Новосибирска, Екатеринбурга и Москвы и попросили их рассказать истории своих проектов, а также дать советы тем, кто только начинает путь в технологиях и предпринимательстве.

REB, экологичные электробагги из Новосибирска

Суть проекта: Команда сделала экологичный электрический багги – небольшой лёгкий автомобиль высокой проходимости для езды по бездорожью. Электробагги будет интересен прежде всего сервисам проката и любителям активного отдыха, а благодаря его экологичности расходы на содержание и обслуживание сократятся в разы. Электробагги практически полностью собирается из компонентов отечественного производства, поэтому на нем не скажутся санкции. К тому же продукт расширит рынок электротранспорта в России.

Рассказывает Андрей Гультяев, лидер проекта, участник акселератора в рамках фестиваля "Настоящее будущее", ученик 11 класса образовательного центра «Горностай»:

Идея проекта появилась спонтанно: как-то летом мы с другом не смогли взять на прокат электросамокат, и нам пришлось долго добираться от пляжа до дома через лес. Тогда мы подумали, как круто было бы взять напрокат что-то, что может ездить по лесу тихо и желательно без вреда для природы. Так появилась идея экологичного электрического багги.

Мы изучили рынок и поняли, что сегодня в широком доступе нет багги, спроектированных специально для работы с электрической силовой установкой, а у имеющихся – много серьезных недостатков, например, высокий центр тяжести. Мы попытались преодолеть эти недостатки и сейчас разрабатываем прототип автомобиля – уже сделали 3D модель и налаживаем контакты с клиентами и поставщиками комплектующих. Для нас важно, чтобы наш багги был собран полностью из компонентов российского производства и на него не влияли поставки иностранных комплектующих, которые могут остановиться. А еще у нас будет ПО, в котором в реальном времени будет показываться на карте вся выбранная техника и её состояние.

Чтобы быстрее доработать и запустить в производство наш электрокар, мы участвуем в акселераторе интенсива “Архипелаг 2022” в рамках фестиваля “Настоящее будущее” и уже получили массу ценных комментариев и полезных контактов.

Ребятам, которые хотят запускать собственные технологические проекты, я бы посоветовал участвовать во всех акселераторах, интенсивах, хакатонах и других подобных мероприятиях, которые им доступны. Даже если вы сейчас не знаете, зачем вам это нужно, все равно лучше поучаствовать. Хуже точно не будет, даже если вы не узнаете чего-то нового, вы познакомитесь с интересными людьми. Наша команда участвует в акселераторе “Архипелага 2022”, проходит акселератор стартапов SberZ, так же я проходил школу машинного обучения "Deep learning school", соревнование "Солнечная регата" и множество других локальных мероприятий. И всем советую.

DrCAT, сервис-помощник для врачей на основе нейросети (Екатеринбург)

Суть проекта: Проект представляет собой нейросетевой сервис-помощник для врачей, который помогает диагностировать инсульт и выбирать тактику лечения. В веб-интерфейс можно загрузить КТ-снимок мозга и историю болезни пациента. Далее система сама определит тип патологии и предложит врачу варианты лечения, покажет максимальное число похожих случаев и предоставит описания действий других медиков и эффективность их лечения. Почти все опрошенные командой врачи отметили, что такая система могла бы существенно улучшить качество диагностики инсульта и очень бы им пригодилась.

Рассказывает Николай Мозганов, лидер проекта, призер Национальной технологической олимпиады по профилю «Автоматизация бизнес-процессов», первокурсник УрФУ:

Работать над сервисом я начал во время Уральской проектной смены в образовательном центре «Сириус». Там были предложены разные задачи из области медицины и у нашей команды появилась идея сделать сервис-помощник для врачей. Это решение на основе искусственного интеллекта, которое помогает определять тип инсульта по КТ-снимкам, анализирует данные и предлагает врачу варианты лечения. Чтобы повысить точность работы сервиса, мы использовали ансамбли из алгоритмов машинного обучения.

Сейчас уже готов рабочий прототип, мы его тестируем и ищем больницу, которая опробует наше решение, что называется, в бою. При поступлении пациента с подозрением на инсульт врач не всегда может по снимкам компьютерной томографии точно поставить диагноз и определить тактику лечения. В этом случае он мог бы воспользоваться нашим сервисом-помощником. По загруженному снимку и заполненным данным о пациенте несколько нейросетей системы быстро определят тип патологии, предложат варианты дальнейшего лечения и покажут схожие случаи из базы данных для сравнения. Сервис поможет врачам сэкономить время, что особенно важно в случае инсульта.

Через пару лет я хотел бы стать успешным специалистом, который реализовался в профессии и начал получать существенный доход от собственных проектов. Возможно это будут и медицинские проекты, хотя с ними непросто заходить на рынок, ведь нужно проходить различные проверки, тестирования и сертификации.

Наш проект очень сильно прокачался, благодаря мероприятиям Кружкового движения. Я сам сильно вырос как программист, потому что участвовал в профилях для программистов. Еще я узнал много новых технологий, попробовал себя в разных задачах, познакомился с интересными людьми. Так что тем, кто только начинает заниматься технологическими проектами, я советую участвовать везде, где только можно. Это не всегда легко, но дает полезный опыт и развивает с разных сторон. К тому же при разработке проектов можно обрести навыки взаимодействия с людьми и работы в команде.

Greenpl Edu, образовательная платформа для изучения Интернета вещей

Суть проекта: Образовательная платформа Greenpl Edu позволяет школьникам и студентам изучать технологии Интернета вещей. Сегодня решением активно пользуются школы и вузы в разных городах страны. Greenpl Edu также использовался для проведения технологических соревнований, например, по профилю «Инженерные биологические системы» Национальной технологической олимпиады.

Рассказывает Никита Самойлов, амбассадор Кружкового движения, лидер проекта, сооснователь компании Greenpl IoT:

Идея создать образовательную платформу появилась у меня в 11 классе. Главная задача была в том, чтобы предоставить равный доступ к образовательным возможностям и оборудованию ученикам из разных школ. Чтобы ребята, которые учатся, например, в сельских школах, могли подключиться к удаленному телескопу для проведения работ по поиску астероидов или провести биологический эксперимент с растениями в климатической камере. Так школьники могли бы работать над проектами в распределенных командах, удаленно. Пандемия коронавируса показала, что такие решения крайне необходимы.

Окончив школу, я поступил в Московский Политех, где нашел единомышленников и вместе мы разработали первую версию платформы Интернета вещей. В 2019 году мы представили ее на чемпионате WorldSkills в Казани. Уникальность решения заключается в интерактивном образовательном модуле и низком пороге входа для новых пользователей, разобраться смогут даже те, кто не знаком с программированием. Мы хотели бы помогать обучать школьников современным технологиям, формируя таким образом новую инженерную элиту страны.

Сейчас наш стартап стал частью крупной компании-разработчика современных решений для российской образовательный системы – ООО «Научные развлечения» и его используют несколько десятков российских школ, а также такие университеты, как ВШЭ и КубГТУ.

Ребятам, у которых есть идея технологического проекта, посоветую обязательно посещать профильные мероприятия, фестивали, если они хотят заниматься предпринимательством – изучать, что происходит на рынке. Проверяйте свои гипотезы, работайте над проектом, ищите финансирование и экспертов, которые помогут вам в развитии идеи.

А найти новые идеи и интересные технологии, с которыми можно связать свой профессиональный путь, можно на фестивале “Настоящее будущее”. Познакомиться с расписанием мероприятий и узнать, когда фестиваль пройдет в вашем городе, можно на сайте.

22
Начать дискуссию