Воспитание детей. Наказывать или принимать?
Всем привет! Меня зовут Надежда. Работаю репетитором английского языка уже 7 лет. Провожу занятия со взрослыми и детьми. Использую методику КЭСПА (Как Это Сказать По-Английски) для отработки грамматических конструкций в говорении.
Эту статью я подготовила для родителей. Но те принципы, которые здесь разъясняются, могут быть интересны всем, кто общается с детьми.
Время прочтения: 5-6 минут.
Почему нам бывает сложно найти общий язык с ребёнком?
Мы хотим для своих детей только самого лучшего. Дать хорошее образование и воспитание. Но порой достучаться до детей и научить их вести себя правильно не получается. Повышать голос и повторять одно и то же уже надоело.
Раньше я мучилась с некоторыми учениками и не могла настроить их на занятие. Пока не нашла ответ на этот вопрос в книге Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»
Основная мысль книги:
"Между чувствами и поведением детей существует прямая связь. Когда дети испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут. А чтобы помочь им испытывать правильные чувства, нужно просто понять и принять то, что они чувствуют".
Именно поэтому, наказание за плохое поведение не учит детей ни правильному поведению, ни внутреннему контролю. Когда ребёнка наказывают, он лишь решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным.
Я думаю это знакомо всем. Но почему-то мы продолжаем ругать и наказывать. Это происходит, потому что мы не знаем другой модели поведения. Именно с ней я хочу вас познакомить.
Что делать?
- Признать право ребенка на собственные чувства, даже если его поведение неприемлемо. Принять его чувства и реагировать на них адекватно.
К сожалению, мы разговариваем со своими детьми точно так же, как с нами разговаривали родители и учителя. Чтобы перейти от «Это не больно. Это всего лишь маленькая царапина» к «Да, от царапин бывает больно!», придётся много работать над собой. - Показать ребенку реальную модель решения проблем путем честного и уважительного общения, вдохновить и направить на верный путь. И дать решить самому, как лучше поступить.
Если решать за него, как ему следует поступить, ребенок так никогда и не научится принимать ответственность за свои поступки.
Например, когда ученик на занятии по английскому начинает отвлекаться я говорю:
"Я понимаю, тебе сложно усидеться на месте и хочется играть с друзьями на улице. Если ты не настроен на учёбу, мы можем позаниматься в следующий раз или оставим задания сегодняшнего занятия на дом".
А мы вместо этого:
- отрицаем чувства детей
- эмоционально реагируем на случившееся
- даем советы и навязываем свое личное мнение о ситуации
- иногда жалеем и даже наказываем
Если взрослые полностью игнорируют их чувства, им трудно задуматься над своей проблемой, изменить поведение и научиться принимать на себя ответственность.
В то время как сочувственная реакция на огорчение ребёнка помогает ребенку сосредоточиться на своей проблеме и даже самому найти решение.
А теперь давайте посмотрим, как показать ребёнку правильный путь и как следует себя вести.
Для этого нам нужно:
- Говорить о своих чувствах, не обвиняя и не ругая. Так ребёнок с большей вероятностью прислушается к нашим словам и будет вести себя ответственно.
Чтобы зарядить ученика на учёбу я часто говорю, что я очень рада его видеть и ждала нашей встречи. - Спокойным тоном описать проблему. Не прибегать к обвинениям или приказам. Тогда ребёнок с большей готовностью начинает вести себя ответственно.
"Нам стоит подучить это правило. Ведь у тебя завтра контрольная", - объясняю ученику. - Отказаться от нотаций и обвинений, которые дети жутко не любят. Одного неодобрительного слова или жеста может быть достаточно, чтобы он задумался над проблемой и нашёл способ ее решения.
- Предлагать альтернативное решение проблемы. Выбор открывает ребёнку дорогу к новым возможностям, а не обязывает выполнять то, что ему не хочется.
Я обычно предлагаю ученику выбрать, какое задание мы будем выполнять, если он меньше обычного настроен на учёбу. И он с удовольствием выполняет задание, которое он сам выбрал. - Или если чувства переполняют, и вы боитесь сказать что-то лишнее, можно написать и оставить записку ребёнку. Такой необычный способ донести информацию.
Я могу написать в What's app. И ученик ко мне прислушивается.
Вывод
Для того чтобы воспитать в ребёнке ответственного человека, умеющего самому принимать решения, нужно понять главное: он ещё мал и неопытен. И что ему нужна поддержка и понимание. И только иногда ваша помощь.
Переключиться на новую стратегию поведения нелегко, если вы используете старую. Но действительно стоит. Убедитесь в этом сами.
Бонус
Приглашаю на пробное занятие вас и вашего ребенка, где расскажу о приемах, с помощью которых мы с учениками в 2 раза быстрее запоминаем английские слова. Составлю пошаговый план и дам конкретные действия 1,2,3... для освоения грамматики и быстрого вывода на разговор.
Чтобы записаться на пробный урок — выберите любой мессенджер, перейдите по ссылке и напишите в лс слово: «УРОК».
Я не родитель, но всё равно спасибо за статью
Спасибо)
Интересная статья. Спасибо.
Пункты и правда рабочие, жаль что «родитель-плохой полицейский» приходит часто . Но я стараюсь переучить себя