Запомнить слова и подготовиться к диктанту. Как сделать курс-тренажер нескучным для школьника

Как мотивировать ребенка методично отрабатывать один навык, не чувствуя скуки и усталости, и какие дизайнерские, методические и игровые элементы в этом помогают — читайте в статье.

Запомнить слова и подготовиться к диктанту. Как сделать курс-тренажер нескучным для школьника

В начальной школе на уроках русского языка главной проблемой для многих детей становятся диктанты. Очень трудно быстро воспринимать слова на слух, запоминать, обрабатывать и переводить в письмо. И хотя диктанты в школе проходят порой несколько раз в неделю, отдельные навыки для их успешного написания иногда стоит отрабатывать за пределами класса. На это направлена «Словесная битва» — курс Учи.ру в новом формате игры-тренажера.

Менеджер по продукту Анна Свиридова и продуктовый дизайнер Владимир Кузьмин рассказали, как без сложных квестов и эпических сражений, а всего лишь с помощью дуэли увлечь детей орфографией русского языка.

В основе – исследование

В прошлом году в Учи.ру провели исследование среди 718 учителей и родителей, и оно показало, что тяжелее всего детям в начальных классах дается русский язык. За него как за самый трудный предмет проголосовали почти 50% и родителей, и педагогов. Каждому третьему ребенку сложно писать слова без орфографических ошибок, и чуть реже — определять безударные гласные в корне слов.

Еще одной серьезной проблемой для школьников начальных классов оказались диктанты. А это — обязательный формат проверки знаний по русскому языку. Словарные диктанты в школах проводятся несколько раз в неделю, контрольные — раз в месяц. Также школьники начальных классов пишут изложения, сочинения, тестирования и списывания, но именно диктанты остаются самой сложной формой и сильнее всего влияют на успеваемость. Об этом говорят почти 90% респондентов исследования.

Как считают учителя, детям тяжело писать диктанты из-за плохого восприятия слов на слух — это основная проблема. Также кому-то не хватает концентрации внимания и объема памяти, а кому-то мешает дисграфия.

Какую образовательную задачу решают курсы-тренажеры

В карточных курсах на Учи.ру дети, как правило, углубленно знакомятся с темами в рамках школьных предметов и отрабатывают целый спектр навыков. Это хорошо, но иногда нужно подтянуть только один, очень западающий или очень актуальный в конкретный момент. И здесь помогают как раз курсы-тренажеры вроде «Словесной битвы». Они стимулируют именно «тренировать» какую-то конкретную область знаний, фокусироваться на ней, и это позволяет быстрее ее запомнить и отработать.

Главная страница курса-тренажера «Словесная битва».
Главная страница курса-тренажера «Словесная битва».

Для того чтобы грамотно писать диктанты необходимо отработать много разных навыков: это восприятие на слух, мелкая моторика и еще много всего. Справиться с дисграфией с помощью цифровой платформы сложно. Зато можно помочь ребенку улучшить восприятие на слух. Этот навык можно тренировать регулярными повторениями и вполне эффективно над ним работать онлайн. Здесь нет большой разницы, вбивает ребенок ответ на клавиатуре или пишет на листе бумаги.

Сильные стороны формата

Первый плюс — как уже говорили выше — курсы-тренажеры помогают подтягивать определенный навык. Относительно диктанта — это восприятие слов, а позже и словосочетаний на слух, а также написание на время. В «Словесной битве» есть таймер, поэтому все как в диктанте: нужно быстро среагировать, понять, пропустить через себя и написать.

Второй плюс — тренажер удобен для быстрой подготовки к диктанту. Например, ребенок может зайти за день-два до диктанта, немного поиграть и отработать слова, чтобы получить больше уверенности в своих силах. Или вечером перед диктантом просто сбросить напряжение: такой тренажер — еще и хорошая психологическая разгрузка.

Третий плюс — формат дуэли очень вовлекающий. Технически это «тренажер»: здесь нет квестов, уровней, сюжетных веток как в полноценных играх. Но курс «завернут» в игровую оболочку, поэтому ребенок сам не замечает, что фактически он выполняет одни и те же действия (слушает слова, записывает их) и «тренируется». Ребенок соревнуется, он хочет написать как можно больше слов быстро и правильно для победы, поэтому отработка навыка идет практически сама собой.

Фрагменты курса «Словесная битва». 
Фрагменты курса «Словесная битва». 

А еще, как нам говорят некоторые родители в отзывах, после «Словесной битвы» дети начинают лучше ориентироваться на клавиатуре. Это дополнительный важный навык, который потом им пригодится уже в средней школе.

Методические находки

В тренажере 2 600 слов разной степени сложности, выбранных в соответствии со школьной программой. Часть слов из базы доступна бесплатно, можно попробовать силы в «Словесной битве» прямо сейчас.

Слова для игры подбирались с учетом того, какие орфограммы изучаются в 1-2 и 3-4 классах. Аудитории эти разведены, поэтому ученики 1-2 класса сразу же не встретятся с теми орфограммами, которые им только предстоит изучить.

Также мы расширили список словарных слов, которые обычно изучают дети в школьном курсе. Мы добавили те словарные слова, которые у детей на слуху: например, названия животных, овощей, фруктов. Для аудитории 3-4 классов мы также реализовали возможность вводить не только одно слово, но и целое словосочетание, чтобы тренировать навык раздельного написания слов и правописание окончаний прилагательных, существительных»,

— говорит методист курса Алиса Гаврилина.

После того как ребенок завершает дуэль, система предлагает ему пройти работу над ошибками. Он видит слова, которые написал неправильно, в них подчеркнуты ошибки. Ребенок может попробовать их написать иначе.

Работа над ошибками доступна всем: и тем, кто выиграл, и тем, кто проиграл. Причем, тем, кто проиграл, система предлагает исправить ошибки, чтобы вернуть часть потерянного рейтинга. Система набора очков в «Словесной битве» такая: у победителя рейтинг увеличивается, а у проигравшего — понижается. За счет такой механики у ребенка появляется стимул сделать работу над ошибками, он приступает к ней не для галочки.

Геймификация

Интерес ребенка к курсу-тренажеру поддерживают несколько элементов. Во-первых, это внутриигровой рейтинг. За пройденные слова участники получают баллы. Чем чаще ребенок отвечает правильно, тем выше у него рейтинг. Ошибается — теряет часть баллов. Механика очень простая, обычный челлендж, но эффективная. Детям хочется показать свои достижения, им нравится соревноваться, и наличие внутриигрового рейтинга поддерживает их мотивацию.

Да и просто это важно — видеть результат действия: не только детям. Если нет понимания, что сегодня ты стал чуть лучше, чем вчера, надолго запала не хватит ни на какое занятие. У нас есть участник, который провел более 8 500 дуэлей, при этом его рейтинг на уровне 2 400 баллов. То есть он часто ошибается, но очень замотивирован победить.

Второй моментрейтинг влияет также на уровень сложности дуэли. Чем больше баллов ребенок набирает, тем более сложные слова ему подбирает система. Вдобавок, ему становится труднее соревноваться: появляются более «умные» противники — которые отвечают быстрее и реже ошибаются. Сейчас мы работаем над системой формирования рейтинга, она станет более точной и позволит лучше подбирать соперников, а игра — интереснее для детей.

Фрагмент курса с повышенным уровнем сложности.

Третий момент — внутриигровые награды. Например, есть «боевой пропуск» или «пропуск чемпионов», который дети получают за то, что систематически заходят и соревнуются. Он выдается не за рейтинг, а за прилежность: чем больше слов написано, тем круче этот пропуск. Он позволяет выбирать аватар — сейчас есть коала, лягушонок и поросенок. Пропуск стимулирует ребенка чаще пользоваться тренажером.

Доступные аватары в курсе.
Доступные аватары в курсе.

Кроме того есть кубки за периодические достижения: 10 побед, 50 побед, 100 и так далее. Они ни на что не влияют, ребенок просто собирает коллекцию.

И внутриигровой рейтинг также размещает участников на лидерборде: общей таблице с рангами — «бронзовый» (0-1000 баллов), «серебряный» (1000-2000 баллов) и «золотой» (2000-3000 баллов).

Дизайн

Рейтинговая система влияет не только на уровень сложности соревнования — от нее зависит и дизайн персонажа. В больших курсах-играх при накоплении баллов и повышении уровня можно кастомизировать своего персонажа, добавлять ему какие-то возможности. В курсе-тренажере пока изменения не такие серьезные: у персонажа меняется шапочка — она показывает уровень участника. На самом высоком она превращается в корону.

Анализ отзывов пользователей показал, что дети хотят играть в определенной шапочке, которая им нравится, пусть она и ниже их уровня в игре. Мы планируем добавить возможность выбирать самостоятельно шапочку из доступных.

Дизайн самого курса перерабатывался. В первой версии каждое слово сопровождалось картинкой и озвучкой. Однако уже в первую неделю после запуска мы поняли, что онбординг получился неоднозначным: многие дети не замечали, что играть нужно обязательно со звуком. При написании слова пользователи ориентировались только на картинку. Поскольку некоторые слова и словосочетания сложно проиллюстрировать лаконично и понятно для детей, это неизбежно приводило к ошибкам. Например, звучало слово «щука» и демонстрировалась картинка рыбы. Если ребенок не включил звук на старте, то он печатал увиденное слово, проигрывал и расстраивался.

В итоге мы решили полностью отказаться от изображений и оставили только озвучку. Это позволило упростить пользовательский опыт и приблизить его к реальному диктанту. А чтобы дети не заскучали, вместо картинок мы добавили анимированного персонажа — сову, которая озвучивает все слова.

Первая и вторая версии курса (с визуализацией слова и без).
Первая и вторая версии курса (с визуализацией слова и без).

Это решение оказалось правильным с точки зрения дальнейшего развития курса. На старте у нас было 600 слов, для каждого надо было отрисовать картинку и записать озвучку. Если бы мы при расширении базы слов продолжили использовать изображения, это бы стоило намного дороже, чем исключительно озвучка. Так что благодаря пересмотру дизайна мы сделали масштабирование проекта проще и быстрее.

Опыт со «Словесной битвой» показал нам, что можно масштабировать проект, при этом не теряя в качестве. Это стало нашим внутренним стандартом — стремиться создавать новые продукты так, чтобы их можно было быстро, несложно, но качественно масштабировать и чаще радовать пользователей новым контентом.

Хочешь развивать школьный EdTech вместе с нами? Присоединяйся к команде Учи.ру! А если хотите протестировать «Словесную битву» и проверить свои силы, переходите по ссылке — часть слов для дуэли доступна в бесплатной версии.

1212
Начать дискуссию