Как успевать работать и учиться: эксперт Нетологии разбирает опыт студентки
Когда вы работаете и планируете новое обучение, кажется, что на него легко можно выделить 8-10 часов в неделю. Каждый день по полтора часа — столько примерно длятся два эпизода сериала. На самом деле совмещать работу и учёбу не так просто. И есть ловушки, которые могут убить всю мотивацию продолжать.
Алина раньше была программистом, а потом перешла в маркетинг и сейчас учится на директора по маркетингу. Помимо учёбы она работает и воспитывает двоих детей. Помогает муж, но Алине всё равно пришлось пересмотреть свой прежний график, чтобы достичь цели. Какие шаги она предприняла и как их оценит руководитель учебно-методического отдела Нетологии Мария Панкова — читайте в материале tutortop.
Начала планировать и ввела жесткую дисциплину
Каждый обед я планирую, что у меня будет вечером. Обычно прихожу домой, даю себе буквально полчаса на ужин и домашние дела, а потом сажусь учиться как минимум на два часа. Когда чувствую, что сил и настроения на это совсем нет, выбираю какой-то блок информации, который можно прочитать перед сном, — примерно с 21:00 до 22:00.
Я ввела для себя жесткую дисциплину — и ни разу не переносила дедлайны по домашкам. Для меня важно не сбиваться с ритма, как я часто это делала в прошлом. Знаю, что если забью на учёбу сегодня, то завтра будет сложнее. Мне это точно не нужно. Когда есть настроение на послабление, силком заставляю себя сесть и учиться. Лишь бы не отстать от программы. Бывает так, что в неделю только один-два дня, когда я вечером могу себе позволить ничего не делать и побыть с семьёй.
Комментарий Марии Панковой
Планировать и соблюдать дисциплину — очень хорошо, но подходит не для всех: кого-то, как Алину, дисциплина подстёгивает, а у других может отбить всю мотивацию.
Я тут советую прислушаться к себе. Например, обратить внимание на то, какой контент, даже развлекательный, вы потребляете. Если вы любите короткие видео из TikTok — это один подход к планированию, если с удовольствием смотрите двухчасовые интервью и разборы — другой. Поклонникам коротких форматов я рекомендую немного обманывать мозг — выделять на обучение полчаса в день. Вы успеете посмотреть теорию, подступиться к практике, а там, глядишь, и затянет. На это весь расчёт. Если не затягивает, продолжайте учиться слотами по полчаса, но чаще.
Хорошо, если вы на время учёбы будете пользоваться сервисами для планирования времени, например, календарём в телефоне. Распределяйте по дню слоты на обучение, но не исходя из требований на курсе. Ориентируйтесь на личные особенности восприятия.
Договорилась с семьёй, что им придётся потерпеть
Когда я шла на обучение, то понимала, что будет нелегко, и сразу предупредила семейство: им придётся потерпеть, а мне — постараться ради нашего общего будущего. Муж поддержал: взял часть забот на себя. Например, помогает сыну-первоклашке делать домашние задания. Чувствую, что к концу моего обучения он тоже устал. Но осталось совсем немного.
Комментарий Марии Панковой
Классно, что Алина договорилась с семьёй. На подсознательном уровне она выбрала сильный инструмент — внешнюю мотивацию. Как если бы в соцсетях объявила, что садится на диету, и теперь у неё нет вариантов слиться. Обещание давит в хорошем смысле.
Здесь можно внедрить ещё одну внешнюю мотивацию — найти человека, которому интересна тема, и договориться, что будете учить его по итогам своего обучения. Так вы будете закреплять пройденный материал и приносить пользу другим. Если делиться не с кем — рассказывайте хоть коту. Лишний раз проговорить новую информацию очень полезно.
Когда выдохлась в середине обучения, вспомнила о своей цели
Первые несколько месяцев я училась с большим энтузиазмом и мотивацией, но они потихоньку сходили на нет. К середине курса я почувствовала, что выдохлась: хотелось вечером отдыхать, а не делать домашку, на маникюр сходить, с детьми провести время, с мужем.
Это были тяжёлые моменты, и хотелось всё бросить. Но тогда я снова подумала о своей конечной цели, вспомнила настроение в начале курса и поняла, что дойду до конца. Когда середина обучения прошла, я осознала, что большая часть пути пройдена. Я многое узнала, и теперь осталось только отточить знания.
В сложный период мне ещё очень помогли воркшопы. Потому что живое общение с экспертами вдохновляло и мотивировало двигаться дальше.
Комментарий Марии Панковой
Очень правильный шаг, что вспомнила об изначальной мотивации, когда было трудно. Но кризиса можно было избежать. Хоть к нейролинвигстическому программированию многие и относятся скептично, студентам я советую оттуда один рабочий приём — выстроить пирамиду Дилтса. По ней надо идти снизу вверх, как будто вы уже отучились на курсе и достигли цели. Вы увидите себя в будущем, свои перспективы, и это невероятно драйвит продолжать путь.
Начала заниматься спортом во время вебинаров
Спорт мне очень помогает разряжаться. Так как ходить в зал сейчас особо некогда, я купила домой степпер и занимаюсь на нём прямо во время вебинаров или воркшопов, когда спикер долго что-то рассказывает. А бывает, после тяжелого дня иду на кухню, включаю музыку, беру обруч и начинаю его крутить — минут 20. Приходят дети, тоже начинают танцевать — и я тогда чувствую всплеск радости.
Комментарий Марии Панковой
Спорт и правда участвует в выработке серотонина, который, в свою очередь, помогает мозгу быстрее и эффективнее выстраивать нейронные связи. А если подключить к занятиям спортом ещё и здоровый сон, медитации и сбалансированное питание — то будет совсем идеально.
Когда появляется энтузиазм, действую без промедления
Ещё во время студенчества я как-то увидела список из 21 правила успешных людей, но запомнила только одно: если у вас появился энтузиазм что-то сделать, не надо ждать понедельника — действуйте. С тех пор я стараюсь придерживаться этого правила: касается оно учёбы или домашней уборки. Есть энтузиазм убраться, есть 10 свободных минут, убираюсь. Если каждый день это делать по чуть-чуть, то всегда будет чисто. Согласны?
Комментарий Марии Панковой
То что Алина не откладывает на завтра, а делает хоть чуть-чуть, но сегодня — это очень хороший крючок для мозга. Он ленится работать, пока его не пошевелишь. На примере это выглядит так: сделали вы домашку, сидите с чувством полного удовлетворения, и можно пойти делать другие дела или открыть следующую тему и просто одним глазком на неё взглянуть — одну минуту буквально. Сделайте второе. На следующий день вернуться к новому материалу будет гораздо легче.
Ещё 4 небольших совета от эксперта
- Не ругайте себя, если вы в состоянии стресса и не в состоянии учиться. Сначала разберитесь, чем вызван стресс, потом постарайтесь устранить его причины, и только потом возвращайтесь в прежний ритм обучения.
- Распишите цель на обучение максимально подробно. Опишите свои чувства, когда вы её достигните. Внутрення мотивация — это фундамент дома, который вам предстоит строить.
Разбейте большую цель на подцели. Уделите этому особое внимание, ведь двигаться маленькими шагами гораздо легче, чем смотреть вдаль на год вперёд.
Позаботьтесь о внешней мотивации для подцелей. Можете сделать таймлайн — визуализировать учебный путь и зачёркивать пройденные этапы. А ещё можете в конце каждого периода назначить себе награду.
Получайте удовольствие от обучения. Подключайте к ежедневной учёбе рутинные ритуалы, которые доставляют вам удовольствие. Чашка кофе по утрам, музыка, конспекты в красивом блокноте. Вы сформируете ассоциативную связь для мозга, что учёба — это приятно. Тогда учиться станет легче.