19-летняя дорога от любительского QA-образования к профессиональному минуя коммерческое
Меня зовут Лилия, и я уже 22 года профессионально тестирую. Из них 19 - даю рынку новых спецов в основанных мной как внутрикорпоративных, так частных QA-школах. Многие из моих подопечных уже давно стали лидами и сеньорами в десятках стран и сотнях компаниях, включая FAANG.
Но цель у меня несколько больше, чем похвалиться опытом или ретроспективно рассказать про маршрут, который начался с фразы “а можешь паре стажеров прочитать про тест-дизайн”, продолжился дорогой “нам надо на постоянной основе развивать людей внутри компании” через солнечные лужайки преподавания для души во внешнем учебном IT-центре, а потом углубился в мрачноватые заросли “а давайте откроем собственные курсы тестировщика” и направился к булькающему болоту коммерческого обучения.
Хочется на основе своего опыта сравнить три совершенно разных подхода к IT-образованию, которые удивительным образом сосуществуют друг рядом с другом. Поразительно, но разницу в этих подходах не различают не только новички-абитуриенты при начале обучения, но и опытные профессионалы при найме. В результате и те, и другие зачастую получают совершенно не то, что ожидают.
Любительский подход
Несколько приятелей, которым приятно проводить вместе время, и у которых есть общий интерес. И это, естественно, IT. У вас за плечами и работа на множестве международных проектов, и опыт организации внутрикорпоративного обучения новичков, и выступление на топовых конференциях. Кстати, именно на конференциях с кем-то из этих приятелей вы и познакомились.
Идея реализовать обучение “на том уровне, как давно хотелось” созревает постепенно.
Причина вырастает из многочисленных собеседований со свежеиспеченными джунами, каждое из которых вызывает двоякие чувства. С одной стороны, собеседование - это всегда интересное знакомство с новым потенциальным коллегой. С другой стороны - обилие теории в головах большинства выпускников курсов в сочетании с отсутствим каких-либо практических навыков слишком часто вызывает сожаление и приводит к отрицательному результату собеседования.
Повод же возникает сам собой, когда как-то на корпоративной кухне знакомый линуксоид подплывает с вопросом “Хочу научить свою девушку тестированию. Про линукс я сам расскажу, а вот непосредственно с тестированием не знаю что делать. Можешь что-то придумать?”
Что ж, попробуем сделать всё как полагается, а не как оно сейчас.
До ковида еще далеко, поэтому вы договариваетесь со знакомым, ангажируя его офисное помещение по вечерам забесплатно.
В среднем раз в неделю вы собираетесь там с полудюжиной студентов. Которым рассказываете про основы профессии, много - про тест-дизайн, чуть-чуть - про линукс и немного - про базы. Погружаете их в то, как эджальные ракеты бороздят просторы бесконечного хаоса. И немного пугаете страшным кастомером.
Программа обучения сначала несложная, на подготовку к лекциям много времени не требуется. Вечера проходят увлекательно. Материальная мотивация у менторов отсутствует как класс. Основная корпоративная работа и так хорошо оплачивается, поэтому студенты платят небольшую сумму, которая берется больше для их самодисциплинирования. Ведь всё, что мы получаем бесплатно - то не ценим.
Студентам, что удивительно, курс много что дает. Естественно, почти все пришли по сарафанному радио. Ведь рекламный бюджет-то ноль. Не потому что денег нет, а просто потому что рекламой никому не интересно заниматься. По сарафанному радио приходят как и очень толковые ребята, которые потом быстро устраиваются в IT, так и девушки знакомых айтишников - которые пошли то ли для чего-то новенького, то ли, чтобы прокачать словарный запас и понимать хотя бы половину из тех слов, что говорит любимый. Что ожидаемо, из последних в результате тестировщиками становятся единицы.
В год выпускаете буквально двадцать студентов. И решение о наборе следующего принимается случайно оброненным “Ко мне тут Х постучался, помните, у нас учился. Он хочет знакомого к нам заслать. У нас же курс этой осенью будет?”
Курс растет и понемногу развивается. Так проходит год за годом…
Отличительные черты любительского подхода к QA-образованию:
✓ Преподают один-два ментора.
✓ Их мотивация: желание видеть на собеседованиях адекватных джунов
+ Плюсы: ментор действительно любит QA и пытается передать это студентам
- Минусы: качество сильно зависит от загрузки/отпусков ментора на основной корпоративной работе; курс существует пока хватает интереса и упорства
Как это все можно было назвать с точки зрения бизнеса?
Очевидно, что никак:
✓ интересы студента на первом месте, так как коммерческих интересов у школы нет в принципе
✓ зачисление на курс после успешной оплаты - а можно и бесплатно, по знакомству
✓ KPI школы? "Э, чувак, давай без этих всех бизнес-напрягов".
Коммерческий подход, или как оно могло бы развиваться
Как и велосипед, любое хобби имеет тенденцию или ехать вперед, или падать.
Кто-то из старых знакомых преподавателей переезжает, кто-то ударяется в новые интересы вроде танцев или оказания первой медицинской помощи. По конференциям из-за ковида уже не ездим и новых знакомств не заводим. Кем пополнять преподавательский состав?..
Пора уже или бросать это дело, или выходить на новый уровень. Тем более, что вот она, новая эра обучения и из каждого утюга раздаются маркетинговые призывы Яндекс.Практикума, Skillfactory, Skillbox, Geek Brains, Netology и других. Мы-то чем хуже?
Тем более, что из-за ковида обучение и так уже в онлайн.
Деньги скоплены, начинаете действовать.
Точнее, самоинвестироваться.
Программу делаете развесистую и длительную - месяцев на двенадцать.
Нанимаете преподавателей. Мотивация у них уже не “приятно работать с приятными людьми”, а самореализация и возможность зарабатывать. Самый подходящий профиль преподавателя - это 4-5 лет опыта. Уже кое-что увидел, в нескольких местах поработал лидом.
Чтобы держать стоимость курса адекватной для абсолютного большинства, но при этом и зарабатывать, снимаете часть нагрузки с преподавателей. Это все-таки самый дорогостоящий ресурс. Подключаете наставников и кураторов, которые помогают и с учебным процессом и организацией. Под проверку домашки набираете отдельных людей, а также вербуете наиболее успешных выпускников - тех, кто в силу тех или иных причин не смог устроиться на работу тестировщиком.
Начинаете ощутимо вкладываться в рекламу. Начиная от белой - вроде Директа, посева в соцсетях и покупки интеграций у профильных ютуб-блогеров. Продолжаете в серой. Ни для кого же не секрет, что все конкуренты на профильных площадках поднакручивают отзывы, а в профильные телеграм-чаты обсуждения курсов засылают “студентов, которым обучение очень понравилось”. Если не конкурируете на их поляне, то остаетесь ни с чем. А это обидно и неприятно.
Всё это так или иначе требует значительных расходов.
Поэтому:
Во-первых, появляются менеджеры по продажам. Задача которых - принять заявку от клиента - будущего студента, проконсультировать и потом вести его до конца, пока не будет закрыта сделка. То есть не будет продан курс.
Во-вторых, так как вы теперь пусть небольшое, но уже юридическое лицо, то пора зарабатывать. В группах теперь по 50, если повезет - по 100 человек и возиться с каждым, увы, больше времени нет.
В результате всего вышесказанного вырастает число QA-специалистов, которых вы можете подготовить и удовлетворить потребности рынка. А ваше домашнее хобби превращается во вполне себе бизнес, который может успешно конкурировать с большими игроками, отгрызая себе часть общего пирога.
Итак, наше начинание обрело все черты коммерческого подхода к обучению.
Отличительные черты коммерческого подхода к QA-образованию:
✓ Курсом развивают не те, кто умеют в QA, а те, кто умеют в EdTech
✓ Юнит-экономика решает, поэтому себестоимость снижается за счет привлечения кураторов и наставников
✓ Мотивация менторов: самореализация и $
✓ Зачисление на курс после успешной оплаты
+ Плюсы: как правило, стоимость обучения для студента ниже
- Минусы: качество стремительно падает
Как это все можно было назвать с точки зрения бизнеса?
✓ Коммерческие интересы школы стоят выше интересов студента
✓ Стать единорогом или умереть
✓ KPI школы: число студентов, ROI
Профессиональный подход, или как оно получилось на самом деле
К счастью, ничего из вышеуказанного в результате не произошло.
Никакого коммерческого подхода у нас не было даже близко (а вот любительский был в точности как написано).
На самом деле, нам очень повезло. Однажды знакомый человек с приличным бизнесовым опытом, в том числе айтишным, и не одной успешно созданной компанией, в ответ на заданный вопрос “Как нам дальше конкурировать с Яндекс.Практикумом, он всех съест” погрузился в наши дела на неделю. А после сказал - “Ребята, а вам не надо конкурировать с платформенным обучением. У вас преподы с опытом от 10 до 20 лет, много индивидуальной практики и вы реально делаете адекватных спецов. У платформ - преподы с опытом дай бог лет в пять и больше половины студентов в ходе обучения отваливается. Зачем вам с ними конкурировать?”.
На резонный вопрос - “А как нам зарабатывать при группах в 15 человек и живыми дорогими преподами, когда у тех же платрфом по 100-200 студентов, а преподы часто в записи?” последовал ответ “Если вы даете качество в десять раз больше, поставьте и цену в два-три раза больше. Те, кому действительно нужно качество - найдут деньги и придут к вам. Остальные - не ваши клиенты.”
В общем-то, всё так и получилось. На уровне хобби наша стоимость была значительно меньше крупных обучающих платформ. Начали брать больше - но входящий поток не уменьшился, а, сюрприз, вырос. А когда на платформах весной 2022 года началась полная дичь в виде потоков по 300 человек, паузах в обучении по три месяца и судебными исками, мы поняли, что поступили правильно.
Что было дальше?
15 человек на сундук ме(ртвеца)нтора
Мы оставили группы максимум в 15 человек. Это то количество, где еще может справиться один живой препод-ментор без помощников в виде кураторов, помощников и прочих не очень понятных людей. При этом количестве он все еще получает удовольствие от работы с людьми, а поэтому и может, и хочет уделить внимание каждому. Главная его мотивация - не встать на виртуальную кафедру и покрасоваться и по ходу дела подзаработать. Главное - вывести на рынок новых профи. Конечно, есть у другие мотивации, про них я говорю в серии статей “В чем кайф быть QA-ментором”.
Получение этого самого кайфа позволило нам и сохранить старых, и привлечь новых менторов-IT-мамонтов, с опытом 10-20 лет и более.
А студент, что самое главное, в результате имеет возможность получать адекватную обратную связь, помощь, дружеский (преподавательский) пинок, если падает мотивация, от действительно опытного человека. Который не “с опытом пять лет и лидил на паре известных проектов”, а который работал на десятках проектов во всех сегментах рынка. И в большом энтерпрайзе, и в паре стартапов, и большом боди-шопе. И который понимает, где, когда и какие знания нужны, где какие навыки применимы и где к чему студентам нужно готовиться.
Большинство группы не поняло до конца конкретную тему? Ок, это явно где-то наш провал. Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя. Поэтому в следующий вторник проводим дополнительное занятие на эту тему. Где еще раз пройдемся по теории, все подробно разжуем. Естественно, за наш счет, без увеличения стоимости курса.
Вообще обратная связь - это единственное, ради чего имеет смысл платить за какой-либо курс. Если человек способен сам себе составить программу обучения (что несложно), придумать практические задания и организовать их проверку, например, другом-айтишником (что немного сложнее, но реально), то вполне хватит книжек или лекций на ютубе.
Никто не любит продажников. Но бизнесу ведь без них не прожить?
Продажников в результате так и не появилось. И вряд ли когда появится. Когда у тебя в группе всего 15 человек, то каждое место фактически на вес золота и торопить абитуриента, “закрывая продажу” категорически нельзя. Ведь каждый потом ушедший с курса пробивает дыру в твоем бюджете. А изначально взять 30 c запасом, с учетом, что половина уйдет, как это происходит на большинстве курсов, ты не можешь - препод порвется. Поэтому какого-то продавана к абитуриентам нельзя подпускать даже на пушечный выстрел.
Каждый студент проходит собеседование-профориентацию с одним из менторов. Почему появилась мысль в IT? От чего бежишь? Куда идешь? Какое образование? Пересекался ли с техникой? Работал ли где-то с техническими заданиями? Был ли опыт самостоятельного обучения? Сколько времени в неделю можешь уделять учебе? Какой вид работы по душе, чем готов заниматься с утра до вечера и для счастья больше ничего не надо?Учитель точных наук? Отлично. Фармацевт, юрист или бухгалтер? Замечательно!
Профориентация позволяет отсеять тех, у кого “тестирование - это просто” и “простой способ стать айтишником”. Такие обычно отваливаются в первой же четверти обучения.
Позже появляются и вступительные экзамены, которые не проверяют IT-знания (за их отсутствием у абитуриентов), но позволяют выявлять тех, у кого действительно есть тестерский склад ума.
Результат? Несмотря на крайне сложное, насыщенное и иногда даже жесткое обучение удается достигнуть цели №1 - до конца обучения доходит 90% от изначально поступивших.
Увы, 70% абитуриентов не проходит входной отбор. Но зато те, кто не поступили, экономят очень приличную сумму, полгода жизни и получают возможность найти себя в другой, более подходящей им профессии. Тестирование - это непросто.
За последние столетия образование не изменилось. Может быть, уже пора?
Формат того, как мы учимся, уже давно не менялся. Лектор рассказывает, студенты слушают, а потом - делают домашние задания. Единственное, что изменилось - лектор перешел из оффлайна в онлайн и стал кое-где предзаписываться. Но суть осталась той же самой - сиди и слушай.
Для такой прикладной профессии как QA, это смерти подобно.
Ведь как выглядит самое лучшее IT-обучение, которое каждый из нас, айтишников, получал на заре карьеры? Правильно, ты пришел на свой первый проект и лид первые недели дает тебе практические задачи проекта с постоянным повышением уровня сложности, на которых ты и учишься. Ты получаешь навыки.
Как выглядит обучение на типичном QA-курсе? Тебе читают лекции (хорошо если не в записи), дают домашки на запоминание услышанных знаний “Давай проверим, запомнил ли ты что-нибудь?”. Иногда нисходят до мастер-классов. Ты получаешь только знания. Но не навыки и умения.
Работодатель же почему-то только за знания платить не готов. Ему нужны навыки и умения. Результат - тысячи стонущих “работу не найти”.
Что делаем? Тратим год и все лекции выносим в интерактивный учебник на 700+ страниц без учета картинок. Лекции больше не нужны.
Теперь до занятия студенты должны к нему подготовиться, впитав в себя теорию из очередной главы учебника. LMS автоматически проверяет, что каждый действительно прошел квиз в конце главы и действительно готов к занятию.
Все занятия на курсе теперь только в виде воркшопов. Не где ментор что-то вещает с трибуны, а где каждый из 15 студентов в ходе воркшопа пытается и индивидуально, и в группах по 3-4 студента что-то делать.
Теперь студенту не надо после каждой скомканной лекции лихорадочно гуглить “А про что это все-таки было?”
У текста в учебнике емкость гораздо больше, чем у речи. А на воркшопе полученные знания магически превращаются в навыки. И именно полученные навыки дальше закрепляются в домашнем задании.
Практика, практика и еще раз практика
Что может быть главнее для будущего айтишника? Выпускник должен сразу садиться и давать качество на проекте, а не “термин который вы сейчас сказали мне очень даже знаком, я его уже один раз слышал”.
Практики в ходе обучения мало не бывает, поэтому иногда после обучения организовывают стажировку. Посиди на регрессе, понаходи баги. Если повезешь, пару раз пообщаешься с разработчиком.
Мы же делаем настоящую интернатуру. Нет, ИНТЕРНАТУРУ.
На первую интернатуру в качестве лида проекта мы привлекли QA-архитектора с опытом 20+ лет работы в Oracle, Sun Microsystems и Borland. Приходим на живой проект с активной разработкой, как правило стартап, открываем дверь с ноги, начинаем вот это всё: отстраиваем тестовую документацию с нуля, встраиваемся в Agile-процессы заказчика и даже пытаемся их улучшить, за месяц вскрываем всё, что можно вскрыть. На второй месяц лид-ментор уходит в тень и передает дела лиду-интерну - т.е. наиболее перспективному студенту с лидерскими наклонностями. Понятное дело, под чутким руководством “взрослого”.
На третьей интернатуре наша очередная группа уже строила качество в MedTech-стартапе из Калифорнии. Разве я еще не сказала, что в какой-то момент мы целиком перевели обучение на английский язык? А иначе, извините, без вариантов - что будет светит QA-выпускнику при текущих рыночных условиях без знания английского языка?
Все англоязычные группы проходят полноценную двухмесячную интернатуру в американских компаниях - с NDA и контрактами, с общением с аналитиками и разработчиками, с тестированием и на UI и в глубоких недрах, зачастую с созданием с нуля процессов и документации. По результатам почти каждой интернатуры заказчик берет одного из студентов в штат. Как вам - еще до выпуска с курса начать работать на американскую компанию?!
Русскоязычные группы идут на интернатуру, конечно же, в русскоязычные компании.
Что с всего этого студентам?
Один из выпускающихся как-то постучался с грустной новостью:
- Ходил на собеседование, не взяли.
- А кого взяли?
- Сеньора.
- А тебе что сказали?
- Сказали что я всего лишь мидл.
Сейчас наши выпускники работают в компаниях США и Европы - на Кипре, Израиле, Хорватии, и, конечно же Армении-Грузии. Многие - с физической релокацией.
Выпустившиеся пару лет назад приходят уже в режиме заказчиков за новыми выпускниками для пополнения кадров в своих компаниях.
Цель 2023 года - к выполненной цели №1 (до конца обучения доходит 90% от изначально поступивших) добавить выполнение цели №2 - из числа выпустившихся 90% трудоустраивается в течение 6 месяцев.
При чем здесь McKinsey?
Профессиональный подход к обучению заключается в том, что главной целью является повышение качества специалистов на рынке.
Да, этот процесс должен быть самоокупаемым. Но в случае профессионального подхода речь идет про достижение разумной самоокупаемости в среднесрочной перспективе, а не как в случае коммерческого - “сразу всё и немедленно”. Это не буддистские практики и не одевание белых одежд - это
а) с точки зрения менторов - желание заниматься чем-то осмысленным и действительно полезным
б) с точки зрения бизнеса - упор на долгосрочные цели в ущерб краткосрочным.
Вообще, профессиональный, а не коммерческий подход в работе с клиентами - это, конечно же, не наше изобретение. Мысль вычитана в умных книгах одного умного человека. Который уже давно умер, но до этого он почти с нуля создал компанию, одним из принципов которой бы��о “если клиент дает тебе деньги и просит сделать неправильную вещь, не делай этого”. Двадцать долларов - это двадцать долларов, но если ты все-таки будешь действовать как профессионал и следить за своей репутацией, то позже получишь в разы больше. Как ни странно, это все заработало, и компания существует живет уже почти сто лет. Этого человека звали Марвин Бауэр, а компанию - McKinsey. Сейчас это крупнейшая консалтинговая компания мира.
За десятилетия после смерти Бауэра компания в значительной степени отошла от профессиональных принципов, которые он внедрял. Нет такой хорошей идеи, которую нельзя было бы испортить. Но от этого сама идея не становится хуже.
Отличительные черты профессионального подхода к QA-образованию:
✓ Десяток топовых менторов с IT-опытом 10-20 лет и мотивацией в виде улучшения качества IT-специалистов на рынке
✓ Интересы студента стоят выше коммерческих интересов школы (а не наоборот)
✓ Зачисление на курс после успешного собеседования и экзамена (а не после оплаты)
✓ Плюсы: бескомпромиссное качество
✓ Минусы: дорогое и сложное обучение
Как это все можно было назвать с точки зрения бизнеса?
✓ Работа в долгую, отказ венчура, на зато и самоокупаемость на каждом этапе
✓ KPI школы: число успешных карьер выпускников (а не число обучавшихся)
Выводы
1. Даже в наше пошлое время качество может быть кому-то нужно.
2. Даже на таком манипуляционном рынке как “стань тестировщиком с нуля” работа может приносить профессиональное удовольствие и давать результат студентам.