Первый в России онлайн-курс, созданный нейросетью: от темы и тестовых заданий до лендинга и озвучки
Мы, команда онлайн-школы управленческих и цифровых профессий WINbd, отдали на аутсорс ChatGPT задачу с нуля создать полноценный онлайн-курс. А потом пришли к дизайнерам и попросили их собрать лендинг тоже при помощи только AI. Рассказываем, что у нас получилось и почему мы не станем (или станем) повторять этот опыт.
О целях проекта
Мы часто думаем о том, какой еще проект можно запустить в онлайн-школе. Тема нейросетей очень популярна, поэтому мы решили с ней поэкспериментировать. Нам было важно понять как можно использовать искусственный интеллект в онлайн-образовании: можем ли мы упростить производство новых курсов, не опасно ли доверять информации от нейросети и останемся ли мы в итоге без работы.
Дисклеймер
🔹Нам не пришлось никого увольнять. Команда онлайн-школы WINbd продолжает пополняться, несмотря на работу с нейросетями.
🔹Мы сделали нестыдный продукт при помощи ChatGPT и Midjourney.
🔹Этот текст написал человек. Он обращался только к тем нейронным сетям, из которых состоит его мозг.
Что у нас получилось
Онлайн-курс, который вы можете пройти в любое время и получить сертификат участника необычного для онлайн-образования проекта. Продукт, который поможет вам прокачать свои soft-skills и получить навыки, которые реально нужны для жизни и работы в современном мире. Кейс, который, возможно, вдохновит вас на создание подобных онлайн-курсов.
Тему курса тоже придумал AI
Все говорят о нейросетях и мы решили спросить у ИИ совет — дали ему задачу сгенерировать темы курсов, которые будут полезны человеку в современном мире. За помощью обратились к СhatGPT. Теперь он нам как родной, потому далее будем называть его просто Чат. Искусственный интеллект твердо решил, что мир переменчив, а развивать стоит мягкие навыки — многие знают их как soft-skills. Так появился курс «Защитите свою карьеру от будущих изменений: навыки для успеха в меняющемся мире».
Как мы общались с Чатом
Мы попросили Чат продумать подробную структуру онлайн-курса на основе придуманной им темы. Так мы получили программу занятий с разделами и темами — списком софт-навыков, которые и легли в основу. После мы попросили разделить каждую тему на несколько блоков.
Сгенерированную структуру онлайн-курса мы снова отправили Чату в проработку. Попросили написать тексты для каждого преподавателя, который он озвучит во время онлайн-лекций. На каждом этапе уточняли, что нам важна определенная продолжительность занятий — около 50-60 минут.
Не все шло гладко: Чат часто разливал по абзацам воду, повторялся и приводил примеры, которые невозможно было подтвердить лично. На каждом шаге мы просили нейросеть развивать ее же идеи — добавлять примеры из реальной жизни, результаты исследований или цитаты из профессиональной литературы. После каждой генерации, мы проводили вычитку текста. Что-то нужно было дополнить, отдельные вещи — уточнить, а некоторые — переделать полностью.
На сбор всего текстового блока и все правки ушло 3 дня.
А что с источниками?
Чат часто грешит упоминанием несуществующих ссылок или неподходящих теме источников. Списки литературы по каждому блоку курса проверяли вручную с экспертами школы. Если понимали, что источники — это просто ссылки на короткие статьи в газетах и журналах, снова уточняли запрос.
В основном, нейросеть ссылалась на англоязычную литературу, практически игнорируя источники на русском. Но мы сошлись на том, что для курса о мягких навыках это скорее неудобство, чем серьезный минус. Да и переводчики тоже прокачались)
Итог первого этапа
Результат оказался вполне рабочим. Мы получили черновик курса из 8 модулей по 3 подтемы в каждом.
Уроки были разделены по 6 компетенциям
- Адаптация к изменениям
- Критическое мышление
- Эмоциональный интеллект
- Цифровая грамотность
- Творчество и инновации
- Сотрудничество и коммуникации
Например, в первом блоке об адаптации к изменениям у нас получились следующие темы
- Понимание необходимости адаптации на рабочем месте
- Техники развития адаптивности
- Стратегии управления изменениями
А в модуле про эмоциональный интеллект такие
- Понимание эмоционального интеллекта и его влияния на успех
- Техники развития эмоционального интеллекта
- Стратегии управления эмоциями на рабочем месте
Ещё мы ставили Чату ТЗ на генерацию домашних заданий курса. Причем не простые тесты с вариантами ответов, а открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы. Следили за тем, чтобы эти вопросы были логичные и в тему.
Что сказали наши методологи-эксперты
Сборку сгенерированных материалов передали методологам онлайн-школы WINbd. Они занимаются разработкой курсов, в том числе — для крупных федеральных проектов.
Мы обращались к ним дважды. В первый раз, чтобы убедиться в логичности структуры курса, ведь образовательная программа должна строиться по определенным принципам и правилам. На предложенную Чатом структуру методологи утвердительно кивнули и мы продолжили работу.
Второй раз мы пришли к ним уже за проверкой самих текстов. Но не напрямую. Мы запросили их экспертное мнение о мягких навыках: какие навыки важны человеку сегодня, чтобы он развивался профессионально, личностно и был успешен в будущем, в изменчивом мире. То есть мы задавали экспертам те же вопросы, что и AI. Сравнили ответы. В целом, они совпадали (хорошая работа, ChatGPT).
❗Fun fact
После того, как мы уже упаковали курс, у Всемирного экономического форума вышло исследование. По его результатам, оказалось, что в ближайшие 5 лет главным критерием развития карьеры будут не hard skills, а именно мягкие навыки.
Исследование было очень объёмным, поэтому перечисленных софтов там было больше. Но все те, что были у нас, совпали с теми, что были в исследовании.
Дальше — больше: спикеры на AI
Мы решили идти до конца и сделать на искусственном интеллекте вообще все. Поэтому не стали озвучивать курс и подобрали для него искусственно интеллектуальную “говорящую голову”.
Всей командой выбирали аватара, который озвучит нам курс в Синтезии. Это платформа, которая позволяет озвучивать и визуализировать тексты с помощью цифровых аватаров. Загружаете материалы в личном кабинете, выбираете подходящего персонажа и генерируете видео.
Всей командой мы несколько дней выбирали аватара, который озвучит наш курс. Девушек наповал сразила улыбка цифрового парня, и они отказались рассматривать другие варианты для генерации курса. Пришлось договариваться.
Чтобы разнообразить уроки, мы выбрали отличные образы преподавателей для разных тем. Да, парня оставили.
Не всё так просто. Сложности с цифровыми спикерами
На этапе сбора фактуры и составления текстовой части уроков мы сразу говорили Чату про конкретный хронометраж. Тексты были расписаны с расчетом на 50-60 минут урока. Но это не сильно помогло для следующего этапа.
У каждой модели своя интонация, темп речи и речевые особенности. Поэтому нельзя просто загрузить текст в сервис озвучки аватаров и одной кнопкой сделать красиво. Пришлось создавать скрипты: где ставить ударения, как разделять в речи заимствованные и русские слова, идущие друг за другом, где уместно сделать паузу подлиннее и т. д.
На этот процесс мы потратили около одной недели (и пару сотен нервных клеток). Но и плюсы в этом мы тоже нашли: уроки по 10-20 минут легко проходить от начала до конца во время прогулки или стоя в пробке по пути на работу.
Интересно, как вы воспримите и как отнесетесь к лекторам-аватарам. Поделитесь, пожалуйста, мнением в комментариях по итогам курса.
Весь дизайн что, тоже на нейронках?
Короткий ответ — да. Но не совсем.
ТЗ для дизайнеров мы решили, не изменяя традициям, отдать на аутсорс Чату. Текст для лендинга, УТП и само ТЗ оказались настолько банальными, не продающими и сухими, что дизайнеры — команда из Plan 9, с которой мы сотрудничаем — отказались использовать это в работе. Отредактировали вручную.
Но общий вайб дизайнеры подхватили и тоже отправились к AI. Концепции картинок они генерировали в Чате, а визуализировали это все в Midjourney.
Причем у Чата они запрашивали не только идеи, но и промты к ним (особый текстовый запрос; уточняющие технические данные, по которым нейросеть понимает, что именно от нее требуется), которые можно сразу использовать в Midjourney. Вместе мы выбирали варианты, оценивали метафоры и пр.
Отметим, что дизайн от Midjourney, на взгляд дизайнеров, оказался недостаточно крутым, не смог создать достаточно ясную концепцию. AI делал все очень художественно, а не структурно. В финальном варианте лендинга у нас все же есть правки от дизайнеров.
Вот он
Этап визуального оформления растянулся примерно на неделю. Нейросетями мы здесь воспользовались как креативным помощником. Без человеческого вмешательства и руководства они ещё не умеют выдавать самостоятельный крутой продукт.
Плюсы, минусы, подводные камни
Поделимся выводами и инсайтами от проделанной работы
- На практике мы в очередной раз убедились в том, что никакие нейросети в ближайшее время не заменят ни хороших дизайнеров, ни копирайтеров, ни авторов курсов и прочих профессий, которые тревожатся о своей карьере из-за бурного развития ИИ. Но нейросети — это отличный вспомогательный инструмент, который реально может упростить, ускорить и усовершенствовать рабочие процессы.
- Безграничного доверия к искусственному интеллекту не стоит испытывать. Критическое мышление, проверка и оценка информации обязательны в современном мире. Даже если вы слушаете лекцию маститого профессора в университете. Кстати про критическое мышление даже есть блок в нашем курсе (ИИ посоветовал его добавить).
- Наш опыт может быть полезен. Использовать AI с минимальным вмешательством можно тем, кто хотя бы иногда создает образовательный контент, но не умеет круто писать и/или обладает ограниченным количеством времени и ресурсов. Например, HR-специалисты для процессов обучения, адаптации, онбординга и пр. В целом, ИИ полезен для всего, что поддается регламентации; описания инструкций, сбора фактуры и т.д. Ограничения накладывают только ваша фантазия и здравый смысл.
Резюмируем
Мы не хотели провернуть революцию в EdTech. Для этого у нас есть другие инструменты. Мы поставили перед собой простую задачу. Раз все вокруг говорят о нейросетях, значит людям нужно людям дать возможность прикоснуться к ним самостоятельно.
Курс опубликован на нашей платформе. Вы можете оценить его сами. Все лекции, домашки и тексты.
Курсу можно доверять, как если бы его записали с участием и на материале академического или индустриального эксперта
- Материалы курса проверили и одобрили методологи
- Эксперты сошлись на том, что компетенции, предложенные чатом действительно актуальны
Кто мы такие
Мы команда онлайн-школы управленческих и цифровых профессий WINbd. Это новый проект Академии управления WINbd, которая с 2010 год обучает руководителей российских корпораций и университетов. Мы создаем сложные тренинговые программы, запускаем студенческие акселераторы и проводим конференции в онлайн. Занимаем 2 место среди динамично растущих EdTech-компаний по итогам 1 полугодия 2023.
Plan9 — команда разработчиков и дизайнеров, специализирующаяся на финтехе и блокчейне. Мы используем AI и ML в своих проектах и обучаем этому студентов на курсах онлайн-школы WINbd.
К нам можно прийти с любой задачей в области цифровых продуктов: от расчета экономики и стратегии до запуска mvp продукта.
Насколько я понял из новостей, создаются законодательные предпосылки для борьбы с инфоцыганством. Да и достаточно многие уже устали от них. А вот опыт Вениамина действительно достаточно интересный. С удовольствием изучил бы его подробнее.
скоро инфоцыгане возьмут для себя возможности ИИ на заметку и будут на этом делать деньги
думаю, что так и будет.
пока ИИ не дает глубины и качества, но дает скорость...
И это точно породит какое-то количество массового "не супер качественного контента и продуктов"