Предприниматели неприятные люди, жаждущие власти и денег. Итоги моего научного исследования
В этой статье я раскрываю личностные характеристики, которые влияют на психологическую готовность к предпринимательской деятельности и по сути отвечаю на вопрос "Кто такие успешные люди?" и "Можно ли научится успешности?".
Предпринимательство и предпринимательская деятельность одно и тоже?
Если мы опираемся на Гражданский кодекс РФ, то да предпринимательство и предпринимательская деятельность одно и тоже.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Конечно у нас тут еще есть понятие "бизнес", которое тождественное с определениями выше, но иногда имеет иное значение. Стоит предположить, что бизнес связан с чем-то более крупным по типу ООО, а предпринимательство с ИП, но так как никакой истины в последней инстанции не существует на данный момент, то здесь можно плясать во все стороны и никто вас за хвост не схватит.
Даже ОЭСР не может определиться с дефиницией этих терминов, поэтому предлагаю договориться о том, что есть юристы, есть экономисты, а есть психологи, которые тоже этот вопрос изучают и лично для нас предпринимательство и предпринимательская деятельность - это не одно и тоже.
Различия между предпринимательством, бизнесом и предпринимательской деятельностью в психологии
Бизнес и предпринимательство мы сразу объединяем в одно понятие, которое по сути отражает результат предпринимательской деятельности. Важно понимать, что для психологии деятельность очень важное понятие, так благодаря советской школе психологии, а именно деятельностному подходу (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский и другие) мы имеем структуру деятельности.
Как мы видим на таблице в итоге деятельности всегда получается результат(продукт), так вот мы берем за основу, что бизнес как организация, которая генерирует прибыль, является продуктом предпринимательской деятельности. То есть если мы хотим понять, что влияет на успех личности в бизнесе, то мы должны узнать что влияет на успех бизнес-деятельности, так как согласно деятельностному подходу деятельность определяет сознание (и наоборот тоже).
Итак, предпринимательство это продукт предпринимательской деятельности, но тогда что такое предпринимательская деятельность? Вопрос более чем сложный и наверное здесь нужна отдельная статья, но давайте попробуем.
Предпринимательская деятельность - это сложносоставная разновидность профессиональной деятельности, которая осуществляется в условиях неопределенности и риска и направлена на получение прибыли.
Важным тут является Мотив и Цель (направлена на получение прибыли) и Средства и Процесс, вернее некая среда, которая диктует определенные требования к средствам, методам и процессу, а именно деятельность в условиях неопределенности.
Представьте себе предпринимательскую деятельность без риска и неопределенности. На какую деятельность это будет похоже?
В начале был мотив
Давайте снова обратимся к структуре деятельности, в начале всегда стоит мотив(мотив в свою очередь это опредмеченная потребность) или иными словами делается то, что хочется, а что не хочется не делается, так как нет смысла делать, то что не удовлетворяет ваши потребности. Возможно сейчас будет мысль, что мы же не всегда делаем то, что нам хочется, но там поверьте есть другой мотив (потребность в безопасности, когда вы делаете поручения начальника, которые не хотите, чтобы платить за ипотеку).
Но мотивы у всех разные при том, что потребности к слову во многом у всех схожие. К примеру потребность в доминации может проявляться в виде мотива получить докторскую степень или мотива создать прибыльный бизнес. По сути потребность это то что чешется, а мотив это чесалка (а когда мы чешем чесалкой с определенной техникой и получаем удовлетворение или неудовлетворение(результат) - это деятельность).
Мотивы по сути входят в состав ценностно-мотивационных особенностей деятельности и разбирать мотивы без ценностей не уместно.
Ценность - это устойчивое убеждение в том, что определенный способ действия или определенные жизнен��ые цели более предпочтительны для индивида и общества другим способам деятельности или другим конечным целям
Согласно теории Д.А. Леонтьева, ценности являются эффективными регуляторами поведения, функционирующими внутри личности и воздействующими на её действия независимо от их осознания.
Основная идея, к которой я клоню, заключается в том, что ценности и мотивы в большей степени влияют на нашу деятельность. Наша сегодняшняя жизнь это результат деятельности, таким образом нашу жизнь определяют наши мотивы и ценности.
Именно поэтому в своем исследовании я изучал именно ценностно-мотивационные особенности психологической готовности к предпринимательской деятельности. Цель исследования: выявить какие мотивы и ценности преобладают у людей, которые лучше готовы к бизнесу.
Хороший предприниматель - жизнестойкий предприниматель
Перед тем как я перейду к результатам исследования, я освещу некоторые тезисы из того что выделил из теоретического материала. Если обобщить весь материал, который можно найти по данной теме, то качества успешного предпринимателя можно свести к определению Жизнестойкость (по Мадди)
Жизнестойкость определяется как некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора.
Если мы вернемся к определению предпринимательства в Гражданском кодексе РФ, то там тоже будет тезис про риск. По сути с начала научного осмысления предпринимательской деятельности ученные в основном говорят о готовности к риску как о важнейшем факторе успешности предпринимателя. Однако важным дополнением стала теория предпринимательства Йозефа Шумпетера, а именно идея о инновационной деятельности предпринимателей.
Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие
Результаты исследования
Переходим к самому вкусному!
ВАЖНО! Ниже представлены результаты корреляционного анализа, корреляция не говорит о том, что одно влияет на другое, а только показывает наличие связи(отрицательной или положительной) между одним показателем и другим. Вот один из примеров такой корреляции, а подробнее об этом здесь
Вот теперь держим эту мысль в голове и переходим к данным.
1. Мотивы
между уровнем психологической готовности к предпринимательской деятельности и мотивами профессиональной деятельности
Высокие показатели финансовых мотивов, мотивов ответственности и содержания работы способствуют высокому уровню психологической готовности к предпринимательской деятельности. Для более высоко уровня психологической готовности к предпринимательской деятельности такие мотивы как мотивы отношения с руководством, мотивы карьерного роста и мотивы достижения личного успеха теряют свою значимость.
Более высокий уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности связан с мотивами влияния на других, мотивами социальной активности. Более низкий уровень связан с мотивами одобрения другими.
2. Ценности
В целом по выборке высокий уровень психологической готовности к
предпринимательской деятельности связан с такой ценностью как ценность
обучения и образования. Студенты с более высоким уровнем
психологической готовности к предпринимательской деятельности
обладают более высокими показателями ценностей реализации своих
творческих возможностей, ценностей постижению конкретных и
ощутимых результатов и общественно-политических ценностей.
Выводы
Исходя из изначального тезиса о корреляциях мы не можем утверждать, что все именно так, возможно предприниматели успешные, потому что каждый из них пережил предательство, это в свою очередь отразилось на том, что они теперь более хладнокровные и им все равно, что о них подумают другие. И вот это событие отразилось как на ценностях и мотивах, так и на готовности к бизнесу. Тем не менее давайте посмотрим с какими ценностями и мотивами должен быть человек, чтобы стать потенциально успешным предпринимателем (конечно же в рамках нашего исследования).
Потенциально успешный предприниматель:
- Безразличен к мнению окружающих (нелицеприятный)
- Хочет менять что-то в обществе, иметь некую власть
- Считает, что важно быть образованным человеком
- Берёт ответственность на себя
- Хочет быть материально обеспеченным
- Ставит перед собой четкие достигаемые цели
- Интересуется или занимается творчеством, инновациями
- И абсолютно не интересуется карьерным ростом и налаживанию отношений с начальством
Как по мне данные более чем реалистичные, этот портрет нам вполне знаком, возможно где-то есть неожиданные корреляции как с мотивом личного успеха (чем выше выраженность мотива личного успеха, тем ниже значения псих. готовности к бизнесу), но в остальном все стандартно.
И тут есть важный момент №1: Волна инфобиза принесла нам образ "святого предпринимателя", который несёт миру только добро и весь такой на высоких вибрациях. Но объективно бизнес - это война и на войне нужно принимать неприятные решения. Предприниматель и не должен быть хорошим, порой ему нужно уволить 5 неэффективных работников, чтобы 10 оставшихся продолжали получать зарплату. Если он будет мешкать и пытаться всем угодить, то останутся без работы уже не 5 и даже не 15, а 16 человек. Да, это звучит не гуманно, но кто-то должен брать на себя такую ответственность.
Важный момент №2: Опять таки волна инфобиза поселила в умы тезис, что любой может стать любым, что предпринимателем может стать любой и вообще бизнес это легко. И первое, что я советую человеку, который в это поверил и решил открыть бизнес - это пройти методики на выявление своих ценностей и мотивов. Возможно бизнес не про вас и вам эту идею нагло навязали, чтобы заработать на ваших потребностях.
Вспомните, что я говорил в начале! Чешется у нас у всех плюс минус в одних местах, а уже окружающий мир предлагает нам всяко разные чесалки на любой вкус. В любой непонятной ситуации выбирайте чесалки, которые соответствуют вашим ценностям.