Telegram-чатботы на Python: Как школьники создают свой коммерческий проект
Предисловие
15 декабря на территории конференц-зала мультимедийного пространства - “Умный город” на ВДНХ прошел 2-й ежегодный Хакатон KIBERone. Мероприятие организовано детской школой программирования KIBERone совместно с ИТ-компаниями BSL и АСТ Холдинг, при поддержке Минцифры России и Павильона «Умный Город».
Хакатон KIBERone – ежегодная олимпиада по программированию для всех старших групп, организованная с целью проверки знаний и навыков резидентов, которые они получили за время обучения на уроках в КИБЕРшколе.
Шесть команд-разработчиков от 14 до 16 лет собрались на ВДНХ и как настоящие программисты соревновались в командах, а также искали нетривиальные решения проблем, с которыми столкнулся потенциальный бизнес-заказчик Telegram-чатбота.
ИТ-компания BSL оказала экспертную поддержку школе, помогая с составлением заданий. Кроме того, сотрудники BSL приняли участие в Хакатоне в роли членов жюри.
Описание кейса
Необходимо было создать чат-бота в Telegram для коммерческого проекта на языке программирования Python. Главная цель - упростить и автоматизировать взаимодействие с клиентами. Каждой команде рандомно досталась одна тема: недвижимость, автобизнес, кафе и рестораны.
Задачи:
- Создать структуру проекта и прописать все взаимодействия в программе Twine. По данной структуре далее проводилась презентация проекта
- Создать код проекта в программе Replit (код должен содержать комментарии по действиям)
- Запустить чат-бот и проверить работоспособность всех частей проекта и отразить проверки в чек-листе проверок (перечисляются все действия, которые были произведены для проверки, указываются все разделы, которые были проверены)
- Финальный этап - презентация проекта с комментариями по бизнес-логике и пользе
Команды
Ребята случайным образом поделились на 6 команд, каждая из которых занялась созданием собственного чат-бота с нуля в течение трех часов. Каждому участнику была присвоена определенная роль и зона ответственности:
- Архитектор: Принимает решения относительно внутренней структуры функций в боте. Основная задача включает в себя проектирование структуры бота для Telegram.
- Программист: Занимается реализацией функций для Telegram бота. Основная задача включает в себя программирование команд и функций для бота Telegram, а также устранение багов в коде.
- UX/UI-Дизайнер: Оформляет внешний вид бота, определяя форму и цвет элементов. Задачи включают в себя также отрисовку изображений для работы бота.
- Тестировщик: Выявляет ошибки и баги в боте, проводит тестирование и предоставляет обратную связь после завершения тестов.
- Капитан: Назначается организаторами исходя из состава команды. Задачи включают в себя организацию рабочего процесса, контроль за выполнением задач, а также предоставление помощи команде при возникновении проблем.
Таймлайн
Итоговые решения
Сфера “Автобизнеса”
Грамотно спроектированный чат-бот может стать очень полезным инструментом для автодилеров, продавцов автозапчастей и автосервисов, помогая им увеличивать количество лидов, как минимум, на 15-20%.
Команда №1, которой досталась сфера автобизнеса, взяла на себя задачу создания чат-бота для магазина автозапчастей.
Разработанный ребятами бот:
- Поможет клиенту выбрать необходимые автозапчасти или другие товары в магазине;
- Расскажет о скидках и акциях;
- Ответит, какие товары имеются в наличии.
Команда №4, которой также досталась сфера автобизнеса, реализовали проект для автосалона. В результате разработки чат-бот выполняет следующие функции:
- Предоставление информации о наличии автомобилей в автосалоне;
- Сведения о моделях, комплектациях и ценах на автомобили;
- Автоматизация процесса записи пользователей на тест-драйв.
Из заметок жюри:
Команда №1: качественно написанный код, приятная презентация.
Команда №4: реализован сайт в дополнение к боту и презентации, качественный код, хорошая командная работа
Сфера “Кафе и рестораны”
Команда №2 разработала чат-бот для кофейни с функцией показа меню с фотографиями блюд и ценами, заказа доставки на дом или на вынос. Команда №3 сделала чат-бот для ресторана, который может помочь клиенту забронировать стол �� также показать меню.
Из заметок жюри:
Команда №2: интересное выступление, хорошая командная работа
Команда №3: хорошая командная работа, приятная презентация
Заведение точно выиграет у своих конкурентов, если в его арсенале появится подобный инструмент. Боты команд также могут решить следующие задачи:
- Выдать купоны на скидку в день рождения;
- Рассказать о заведении и покажет фотографии;
- Рассказать о режиме работы, программе лояльности и т.д.;
- Попросить оставить отзыв о качестве обслуживания.
Сфера “Недвижимости”
Команды №5 и №6, занятые разработкой чат-ботов для сферы "Недвижимость", представили инновационные решения для вымышленной компании-застройщика, способные сократить затраты на лид не менее чем в два раза и обеспечить менеджерам по продажам поток уже "горячих" клиентов.
Разработанный бот команды №5 подбирает квартиру по предпочтениям клиента, может связать с менеджером и назначить встречу. Команда №6 сделала бота, который подберет квартиру по районам Москвы, расскажет про действующие акции и выгодных финансовых условиях. Оба бота предварительно выясняют бюджет потенциального покупателя, уточняют, нужна ли ему ипотека, какой площадью помещения он интересуется, производят фильтрацию по количеству комнат, этажам, типу дома и т.д.
Представьте, сколько времени потратит менеджер на решение всех этих вопросов — несколько часов, а то и дней. Клиент не готов столько ждать, и он может обратиться к конкурентам. В данном случае выиграет тот, кто оперативно выяснит потребности клиента и предложит ему подходящий вариант.
Из заметок жюри:
Команда №5: отличное командное выступление, качественный код, приятная презентация.
Команда №6: качественный код, хорошая командная работа
Чат-боты, разработанные участниками Хакатона KIBERone, также могут:
- Отправить PDF-файл с планировкой помещения, документами, фотографиями или презентацией жилого комплекса;
- Выяснить, что именно останавливает пользователя при покупке недвижимости: недостаточный бюджет, недовольство районом или сроком сдачи дома, и предложить альтернативный вариант;
Питч
Каждая команда успешно презентовала свою разработку перед членами жюри. Состав:
- Иван Спиридонов, COO ИТ-компании BSL,
- Постников Олег, ИТ-специалист в UI / UX дизайне,
- Александра Аштаева, Solution Engineer в компании IREV,
- Максим Крамар, Исполнительный директор ООО “АТС Холдинг”,
- Николай Гурьев, Fullstack Developer ИТ-компании BSL.
После защиты своих работы команды отправились на мультимедийную выставку павильона “Умный город”, а члены жюри приступили к бурному обсуждению. Обменявшись мнениями, эксперты единогласно присудили победу команде №4.
Завершилось мероприятие праздничной церемонией награждения, на которой отметили не только команду-чемпиона, но и выдающихся участников разных команд: лучший разработчик, лучший дизайнер, лучший тестировщик, лучший архитектор.
Ссылка на фотоотчет с мероприятия: https://vk.com/bsl_business_solutions_lab?w=wall-216535365_148