ТОП-5 правил эффективного делегирования
Как эффективно делегировать и не совершать ошибки.
Ошибки делегирования
- Концепция "только Я"
"Только я знаю, как лучше выполнить эту задачу", «Я сделаю быстрее и лучше». Кому знакомо? Желание все выполнить самому (конечно, ведь кроме нас никто не справится) становится нашей привычкой. И она тесно связана с гиперконтролем и перфекционизмом. Нам важно, чтобы было сделано «идеально» и «все контролировали». Конечно же, это иллюзия, живущая в нашей голове.
Как-то раз на выступлении в Сколково, владелец компании Splat Евгений Демин сказал, что он утро начинает с вопроса себе:
«Какие задачи никто не сможет выполнить, кроме меня?». И, на удивление, таких задач оказывается очень мало.
- Неверный выбор исполнителя
К этому пункту следует отнестись со всей ответственностью. А для этого точно понимать, какая задача перед нами, какой требуется исполнитель: с какими качествами и навыками, какой по психотипу. И только затем приступать к делегированию и поиску «нужного» сотрудника.
- Отсутствие контрольных точек
Неверно забывать описать конечный результат, который ожидается, и критерии оценки. Особенно важно намечать в процессе контрольные точки, по которым можно судить о верном выполнении.
Например, при разработке бизнес-плана важно представлять, как он выглядит, какие пункты должны быть в нем. Этапы разработки и будут контрольными точками, по которым руководитель сможет судить о ходе работы.
- Отсутствие смысла для сотрудника
А зачастую и для руководителя. Если ни одна из сторон не видит смысла в выполнении задачи, то к чему бесполезная трата времени?
- Отсутствие своевременной обратной связи и позитивного подкрепления
Сравните: «Переделай к четвергу!»
Или: «Вижу, какую глубокую работы ты проделал. Молодец! Особенно тебе удалось исследование целевой аудитории. Было бы классно доработать раздел про маркетинговые исследования и закончить все это к четвергу.»
Делегирование VS директива
Очень часто возникает путаница между двумя понятиями.
«Я же передал задачу и ответственность работнику. Так в чем проблема?»
Давайте разбираться.
Делегирование:
- Даю возможность самому решить, как сделать наилучшим способом
- Даю развивающую обратную связь
- Стимулирую развитие и рост сотрудника
Директива:
- Даю четкие указания, как лучше сделать («я сам лучше знаю»)
- Постоянно контролирую
- Требую выполнение, не описав контрольные точки и ожидания
Важно понимать, что сам контроль не является неверной стратегией. В критических ситуациях и в условиях сжатых сроков контроль необходим.
Как делегировать эффективно:
1. Правильно выбирать человека
Того, кто обладает нужными навыками и личными качествами, а не просто сейчас свободен.
«Иначе неважно, насколько высокая лестница, если она не у той стены».
2. Грамотно формулировать задачу и параметры оценки
Должно быть ясно руководителю и сотруднику. А для этого обязательно сверяемся: «Все ли тебе понятно?»
3. Определять контрольные точки
4. Давать развивающую обратную связь на каждой контрольной точке
Сотрудник должен чувствовать поддержку, и что его работа действительно ценится.
5. Не считать себя единственно способным
Вспомнился фильм «Брюс всемогущий»))
Что было полезно и забираете себе?
***
Если было полезно, то буду рада вашим реакциям.
Вам полезно, а мне приятно)
Анастасия Таганцева,
предприниматель и сертифицированный коуч
Подписывайтесь в Телеграм!