Почему семья и деньги - это НЕ ценность или что нам нужно знать про свои ценностные установки - мнение психодиагноста
Меня зовут Милана Джиджоева, я эксперт в области психодиагностики личности. В моём бэкграунде 1 000+ часов личностной диагностики предпринимателей и первых лиц компаний. Сегодня хочу поговорить о том, почему почти никто из нас не знает о своих настоящих ценностях и как это отражается на нашей жизни.
Про ценности я могу рассказывать долго и интересно. Меня искренне занимает эта тема, которая сквозит в самых разных заголовках красной нитью - от HR бренда компаний до описания своей личности. А фраза «мы не сошлись по ценностям» - уже становится крылатым выражением.
Я часто на личных и партнерских сессиях работаю с карточками по ценностям, вручая в руки большую колоду карт. И почти у многих сразу возникает соблазн, собрать самый тривиальный джекпот: семья, друзья, свобода, богатство… дальше, от однообразности хочется начать зевать.А давайте я усложню задачу и скажу, что та же семья - это не ценность?Удивительно правда?Давайте разбираться, что такое ценности. Но прежде поговорим, что же ценностями не является.
Итак, ЦЕННОСТИ – это ….
▪ ЦЕННОСТИ ЭТО НЕ ЧУВСТВА
Чувства временны и изменчивы, а ценности остаются стабильными независимо от эмоционального состояния. Ценности – это не про "быть счастливым", а про "быть верным тому, что важно".
Ценности могут вести к дискомфорту.
Примеры:
Ценность честности может потребовать признать свою ошибку перед коллегами, что вызовет чувство стыда.
Ценность заботы о здоровье может означать ранний подъём для тренировки, когда очень хочется поспать.
▪ЦЕННОСТИ ЭТО НЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Ценности незыблемы, а предпочтения и вкусы зависят от ситуации или настроения.
Ценности влияют на жизненные выборы и стратегии при решении моральных дилемм.
А предпочтения – на то, какой фильм будете смотреть вечером или что заказывать из меню.
Пример:
Ценности гедонизма с вами останутся на всю жизнь и будут определять выбор в пользу удовольствий, а вот вкусы на эти удовольствия могут неоднократно измениться
.▪ЦЕННОСТИ ЭТО НЕ ПОЖЕЛАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Ценности касаются только нашего собственного поведения и формируют основу для самоконтроля и личной ответственности.
Они связаны с внутренней мотивацией, а не с ожиданием, что окружающие будут вести себя по аналогичным стандартам.
Ценности не предполагают морального осуждения или критики других.
Пример:
Если один из бизнес-партнёров привержен семейным ценностям, то он не вправе ожидать от компаньона, что тот тоже жениться и станет отмечать рождественские вечера вместо весёлых загулов.
Призыв экологов "спасти природу" - это тоже не ценность.
▪ ЦЕННОСТИ ЭТО НЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
Ценности – это не области, где мы проявляем активность. Это фундаментальные убеждения, которые могут направлять поведение в любой сфере – карьере, бизнесе, семье, дружбе.
Сферы жизни – это "где".
Ценности – это "как" и "почему".
Пример:
Если человек считает ценностными ориентирами верность и преданность, то он будет верным и преданным во всех статусах – как партнёр, как коллега, как друг.
▪ЦЕННОСТИ – ЭТО НЕ ЦЕЛИ
Цели – это то, что мы выбираем, руководствуясь ценностями. Какие у нас ценности, такими и будут цели.
Пример:
Если наши ведущие ценностные ориентации – мудрость и постижение истины, тогда логично, что мы будем ставить цели, связанные с образованием, саморазвитием, духовными практиками.
Продолжение следует ...
Ещё больше инструментов в моём ТГ-канале Мастерская партнёрства. Я рассказываю в нём об инструментах психодиагностике, бизнес-партнёрстве, бесплатно делюсь авторскими методиками.
Например, там вы можете найти подборку бесплатных, валидных, научно обоснованных тестов по самодиагностике.