Adobe (кстати, вы знали, что это произносится «Эдоуби»?) верит, что будущее заключается в цифровой дистрибуции и сервисах по подписке. Поэтому компания запускает Creative Cloud, перемещая все свои популярные продукты в облако. Всё облачное удовольствие станет полностью доступно 17 июля.
Что это такое вообще?
Creative Cloud — это инструменты для дизайнеров, фотографов, видеомейкеров, веб-разработчиков и звукарей. Причём всё это доступно только через интернет — по-другому никак. Теперь пользователи будут не покупать программы, а «брать погонять», то есть в аренду. Creative Suite 6 всё ещё будет продаваться (непонятно, как долго), но поддерживаться перестанет. То есть, конечно, будут приходить патчи и багфиксы; кроме того, будет сделана оптимизация для следующих версий Mac OS X и Windows. Но новых функций можно больше не ждать.
На этом заканчивается эпоха Adobe Creative Suite и числовых наименований вообще — у Creative Cloud не будет циферок и всего такого. Для компании это означает переход к новой бизнес-модели — теперь продаваться будут не коробки, а подписки на сервис. Конечно, это всё будет работать и без интернета, просто надо с какой-то периодичностью подключаться к серверу.
С момента анонса у Creative Cloud появилось 2 миллиона бесплатных подписчиков и 500 тысяч тех, кто решил оплатить сервис. И в Adobe считают, что это единственно верный путь для компании.
Некоторые покупатели не смогут пользоваться всеми преимуществами облачного сервиса — например, правительственным учреждениям нельзя публиковать какие-то файлы в Behance, а школьников вообще лучше как можно реже пускать в интернет. Для особых случаев Adobe предлагает специальные тарифные планы с ограниченной облачной функциональностью.
Те, у кого уже есть комплект CS3 или выше, могут купить начальную подписку за 1000 рублей/месяц — через какое-то время им придётся платить в месяц 1500 рублей, как и всем. За это Adobe предоставляет сами программы, 700 шрифтов, качественную синхронизацию и 20 Гб дискового пространства. На самом деле, стоимость месяца варьируется в зависимости от длительности подписки, количества продуктов, фазы луны и навыков менеджера по продажам. Правда, я толком не смог разобраться в этих разветвлённых тарифных планах — на это способен только какой-нибудь заслуженный консультант одного из операторов «большой тройки». В общем, будьте готовы к тому, что это в среднем будет выходить в 1000 рублей ежемесячно.
Так а что там с пиратством?
Перейдём к тому, ради чего, собственно, и затевался этот пост. Дело в том, что Adobe решила переместить своё ПО в облака не только ради изменения бизнес-модели, но и для окончательного решения пиратского вопроса. Ведь при его заоблачной, простите за каламбур, стоимости, Photoshop всегда был самым популярным лотом на торрент-трекерах. Его пиратят даже больше, чем Microsoft Office.
Adobe хотела сделать ход конём — казалось бы, нельзя украсть то, что не попадает тебе в руки, к тому же, невозможно обмануть подписку, раз уж придётся так или иначе подключаться к серверу раз в месяц. Он-то в миг пресечёт любые злонамерения.
Но нет. Всё пошло не так, и Adobe Creative Cloud был взломан в первый же день — версии всех программ из набора
появились на The Pirate Bay.
Не хочется оправдывать преступников, но их мотивы понятны — у Photoshop нет никаких пристойных бесплатных аналогов; платных, впрочем, тоже. А ПО такого плана может понадобиться абсолютно любому человеку. Поэтому миллионы людей, неспособных выложить 700 долларов за программу, устанавливают себе палёные версии.
Так что уже сейчас можно скачать программы Creative Cloud с торрентов — к слову, если соберётесь это делать (что мы крайне не рекомендуем), то будьте предельно осторожными — нетерпеливых пользователей часто поджидают вирусы и прочие зловредные программы. Лучше проверить по три раза все полученные файлы, подождать отзывов или, конечно, купить лицензионную версию. Пиратские копии предоставляют полный функционал самих рабочих инструментов, но, конечно же, не открывают доступ к фишкам Creative Cloud.
Утверждает ли эта история провал благих намерений Adobe? И да, и нет.
Во-первых, Adobe по-настоящему сдвигает фокус на облачные сервисы, которые доступны только при покупке лицензии. То есть продукт сам по себе не так интересен без того, что он может делать в интернете. И, в общем-то, гораздо проще зарегистрироваться на Creative Cloud, чем пройти долгий и тернистый путь установки пиратского ПО. Может, вы и привыкли раз в полгода править hosts-файл, чтобы не дать Фотошопу попытаться активировать себя через интернет, но стоит однажды задуматься — правильно ли тратить время и силы на игру в хакера, когда можно получить всё то же в два легальных клика.
С другой стороны, фактически мы не можем напрямую уязвить Adobe — открыто они никогда не говорили, что собираются уничтожить пиратов при помощи облака. Но грустно наблюдать за тем, сколь бесплодны попытки сделать взлом Фотошопа хоть чуточку более сложной задачей.
Облако, может быть, и не панацея, но оно точно может создать особый кластер функций, которые никогда не будут доступны пиратам. Кроме уникальности, важным фактором станет удобство — это крайне необходимое условие для тех, у кого есть деньги, но кто всё ещё решает: платить или нет.
И последнее — пользователи Creative Cloud получают моментальные и частые обновления: патчи и новые функции. Процесс получения этих обновлений для пиратского ПО кажется мне невероятно сложным и громоздким, что может конкретно придушить поток взломанных фотошопов и дримвиверов.
В качестве бонус-трека мы немного разберём хедлайнера Adobe Creative Cloud — новый Photoshop.
Многие пользователи недовольны стоимостью нового Photoshop. Хотя, если подумать, таким образом он может обойтись дешевле, чем в случае покупки целой коробки за четыре месячных зарплаты. Но давайте выясним, стоит ли это своих денег.
Интерфейс Photoshop CC практически не отличается от своего предшественника Photoshop CS6. Это логично — Adobe почти смогла достичь идеала, и нет смысла что-то резко менять.
При первой установке вам даже предложат импортировать настройки из предыдущей версии. То есть за пару секунд Photoshop CC обрастёт всеми настройками, лейаутами, экшонами и шорткатами, которые вы бережно собирали ещё со времён Photoshop 2.5.
В Photoshop появилась кнопка «Behance» — можно моментально отправить свою работу в эту дизайнерскую социальную сеть, чтобы друзья и прохожие её оценили. Конечно, это дело выбора — кому-то нравится выкладывать картинки во Flickr или Twitter. Но это уже придётся делать ручками.
Smart Sharpen
Smart Sharpen, «Умная резкость» всегда был одним из самых востребованных фильтров в Photoshop — и сейчас Adobe переделала его от начала и до конца. Он и до этого был «умным», так можно ли было сделать его ещё умнее? Ранее пользователи жаловались на то, что вместе с нужными областями изображения обработке подвергался и фоновый шум. Adobe исправили эту проблему, и хороший фильтр стал ещё лучше. Smart Sharpen теперь наводит резкость на те области, которые в этом действительно нуждаются, снижая уровень шума в тех местах, которые не задействованы в процессе.
Ну и в общем этот фильтр работает гораздо приятнее своей предыдущей версии. Если вы используете его часто, то сразу заметите разницу.
Изменение размеров изображения стало умнее
Когда делаешь картинки для веба, нужно очень много играться с размерами. И при этом весьма сложно увеличить ширину с 600 до 1200, например, пикселей. Проблема в том, что если хочется при этом сохранить резкость, то появится лишний шум. Но в новом Photoshop появилась особая процедура, которая умеет сохранять детали при увеличении изображения.
Конечно, мы не сможем рассмотреть форму стопы человека на снимке со спутника, как делают чуваки из сериала «CSI: Место преступления». Но всё же увеличение работает гораздо, гораздо лучше, чем раньше.
Соответствующее диалоговое окно предлагает больше функций, включая пресловутую галочку «сохранить детали». Для тех, кто спешит, есть автоматический режим. Он позволяет буквально творить всё из ничего — без лишнего шума. И пыли.
Стабилизация
Camera Shake Reduction filter не способен на чудеса, но близок к этому. Если выбрать этот пункт в списке фильтров, появится диалог, в котором можно выбрать область картинки, где сильнее всего требуется увеличить резкость.
То есть в принципе можно исправить ту фотографию, которую вы сняли одной рукой, при этом другой ведя автомобиль.
Camera Raw
Другая ожидаемая новинка — это встроенный в Photoshop плагин Adobe Camera Raw 8, который стал довольно мощным инструментом. Там есть две примечательных вещи — улучшенная Healing Brush (стоит отметить, что я так давно не пользовался русифицированным фотошопом, что даже не помню, как там что называется по-русски) и Upright — функция, которая позволяет выпрямлять линии, которые случайно получились кривыми на фото. К слову, всю мощь Camera Raw можно применить не только к RAW-файлам, но и к любой картинке вообще — теперь это вроде как обычный фильтр.
Более того — можно использовать Camera Raw даже с видео, которое вы импортировали в Photoshop (да, такая функция появилась ещё в CS6).
Итак, стоит ли оно того?
Новые фильтры Photoshop CC весьма примечательны, но постоянные пользователи, те, кто стабильно покупает новую версию Photoshop раз в 2-3 года, будут чувствовать, что сильно переплачивают.
20 баксов в месяц дадут вам всё, что было в Photoshop CS6 Extended — той версии, которая стоила 1000 долларов. Даже больше — будут доступны все те облачные мульки, о которых речь шла выше. Ну и вообще — обновления будут приходить моментально, техподдержка тоже ускорится. Этих дополнительных фишек может быть достаточно, чтобы убедить первых покупателей в оправданности цены.
Так что это будет и не таким уж плохим вложением. Хотя почему бы не дать возможность купить обычную версию Photoshop CC, а дополнительные сервисы предоставлять по подписке? Я вот уже плотно сижу на Dropbox и Flickr, предположим — для меня нет смысла переключаться на что-то другое.
В любом случае, с новыми фильтрами и функциями Photoshop оставляет конкурентов (они есть?) далеко позади — рано или поздно на новую версию мигрировать придётся. И посмотрите на свою коробочку с Photoshop CS6 — да-да, это последняя версия Photoshop, которая
по-настоящему ваша.