Как быть, если устал и всё откладываешь? (а ты — босс)

Как быть, если устал и всё откладываешь? (а ты — босс)

Тема прокрастинации — одна из актуальных почти для каждого. А для многих ещё и очень болезненная. Вокруг неё много споров и дискуссий: одним кажется, что прокрастинация — это настоящий бич XXI века, другим — что не более чем надуманная блажь, которой прикрывают лень. Что же верно?

Кстати, эту статью можно не только прочитать, но и послушать в подкасте Мегаплана. Мы запустили второй сезон подкаста «Звучит как план», чтобы продолжать рассказывать о том, как предпринимателям и руководителям быть эффективнее, управлять командой и бизнесом, растить выручку и метрики. Слушайте этот выпуск подкаста на Яндекс Музыке и в Apple Podcasts. Не забывайте ставить лайки и подписываться!

Самый популярный совет для прокрастинаторов: если работа не радует, её надо просто поменять. А если я прокрастинирую и откладываю всё на потом, но при этом я основатель компании или топ-менеджер, у меня большая команда и от моих действий зависит благополучие людей, как сотрудников, так и их семей. А я вот устал и откладываю работу. И вы мне советуете сменить компанию?

В таком случае смотреть на прокрастинацию можно под новым углом, поэтому в этой статье разберёмся, как бороться с желанием откладывать важные задачи, если ты — босс.

Прокрастинируют не только исполнители

Обычно считается, что прокрастинация — болезнь исполнителей. Чаще всего о прокрастинации говорят сотрудники: они не могут взяться за сложные задачи, откладывая их до тех пор, пока проблема не станет очевидной. Любят заметать проблемы под ковёр, чтобы не пришлось брать дополнительную работу и решать эти проблемы. Но на самом деле это далеко не так: у руководителей, будь то руководители отделов или компаний, откладывание дел встречается не реже, а масштабы катастрофы от прокрастинации руководителя намного больше.

Самые успешные люди — такие же прокрастинаторы, просто немного в других масштабах, чем исполнители, которые не несут такой серьёзной ответственности перед другими — подчинёнными, инвесторами или клиентами. Пол Грэм, венчурный инвестор, как-то сказал: «Все самые впечатляющие люди, с которыми я знаком, — ужасные прокрастинаторы. Так может, прокрастинация не всегда плоха?»

Когда мы хотим быть успешными, то ведь думаем как раз о таком состоянии — лёгкости, славе и деньгах. И не задумываемся, что этого добиваются трудом по 10—12 часов день, а кто-то даже без выходных. И когда ты думаешь о работе не как о результате, а как о сложном процессе, то удерживать регулярный фокус уже становится не такой простой задачей. Это что, правда надо работать?

Если вспомнить кого-то успешного, то на ум приходят Илон Маск или Билл Гейтс. Кажется, что у них много денег, которые легко зарабатываются, хотя тот же Маск — буквально рабочий наркоман: большую часть жизни проводит на работе, а не катаясь на Тесле или красуясь на красной дорожке. Отсюда и прокрастинация — потому что работать много и упорно готовы не все.

Как быть, если устал и всё откладываешь? (а ты — босс)

Сталкиваться с трудностями и решать их тоже готовы не все. Процесс — чаще всего самая скучная часть работы успешных людей, при этом почти вся жизнь из этого и состоит: чтобы быть успешным, нужно чем-то увлечённо заниматься по 8, 10 или даже 12 часов в день, а воскресенье вечером не думать о том, как грустно, что завтра понедельник, а размышлять, как бы сделать работу ещё лучше.

Вот самый главный фактор борьбы с прокрастинацией. Тогда остаётся самый главный вопрос: как быть этим успешным человеком и не прокрастинировать? Как не откладывать дела на потом?

Белый лист как источник прокрастинации

Слышали ли вы когда-нибудь о проблеме белого листа? Особенно часто с ней сталкиваются писатели и журналисты. Это когда ты садишься за ноутбук, чтобы, наконец, начать писать очередную главу книги или статью, пытаешься сформулировать первые строки, а в голову ничего не приходит. Так и сидишь перед белым экраном. Часто ещё, кстати, таких персонажей карикатурно изображают в кино — они обычно сидят в собственном кабинете у себя дома, рвут волосы на голове от стресса и кидают в мусорку скомканные листы бумаги.

Со временем, когда вы в очередной раз сталкиваешься с тем, что вам надо садиться за стол и опять сталкиваться с белым листом, переживать эти негативные эмоции и беситься: браться за это дело вообще не хочется. Находится куча других вариантов, чем можно заняться — только бы не браться за ненавистную работу!

А теперь возьмём, например, скроллинг соцсетей или просмотр фильмов и сериалов. На сто процентов уверен, что эта деятельность не вызовет желания отложить или заняться этим как-нибудь потом. Прокрастинация — ситуация, когда вместо того, чтобы делать что-то одно, вы делаете совсем другое. Хотя в глубине души понимаете, что задача один важнее задачи два. Но вот этот страх вновь оказаться перед белым листом и ощутить «всё те же эмоции» чаще всего пересиливает. И вместо того, чтобы продолжить писать книгу через не хочу, вы залипаете в соцсетях. И это логично — дофамин от смешных постов получить проще, чем за нудным мыслительным процессом, который ещё и удовольствия не приносит.

А тем временем дофамин можно получить от хороших скидок. Снижаем цены на Мегаплан и замораживаем навсегда. Всего несколько дней Мегаплан продаётся по ценам 2020 года! Только до 20 декабря приобретайте, продлевайте или докупайте лицензии, повышайте тарифы или заранее оплачивайте техподдержку, если у вас коробочный Мегаплан, — и всё это по супернизкой цене. После покупки мы навсегда заморозим её для вас и дадим скидку 20% на внедрение системы в работу и обучение сотрудников.

За подробностями ↓

Когда мы занимаемся задачами, которые нам интересны, мы не прокрастинируем. Если задача не интересна, легко отвлечься на что-то другое, а если она ещё и тяжёлая и вгоняет в стресс, то за неё и браться не хочется. А это настоящая проблема руководителей, так как их жизнь наполнена такими стрессовыми задачами: либо чем-то не очень приятным, либо чем-то очень скучным.

И если в разрезе результата это воспринимается как часть бизнеса и посыл «я предприниматель» или «я начальник», выглядит круто и мотивирует, то та невидимая часть деятельности, которая при этом занимает большую долю рабочего дня, лишь напрягает.

Когда мы занимаемся любимым делами, перед нами вопрос прокрастинации даже не встаёт. Поэтому любого эффективного человека заставь делать то, что ему не нравится, и он станет прокрастинатором. Получается, что это не склонность характера, а, скорее, эффект от связки человека с типом деятельности. Если он занят не своим делом, то будет прокрастинировать. Вопрос в другом: как найти это дело, где не надо будет себя заставлять, а где, наоборот, нужно будет его от этого дела оттаскивать.

Причины откладывания дел

Давайте разберём причины, почему вы можете откладывать дела.

Причина 1: либо идеально, либо никак. Иначе такой подход ещё называют деструктивным перфекционизмом.

Вернёмся к нашему писателю. Вот он напишет один абзац, а тот совсем не отражает сути — удалит. Напишет по-другому — тоже не то. Начнёт снова и под другим углом — тоже не так. Потом вроде как дело пойдёт — а потом ему снова покажется, что он идёт не в ту степь и удалит уже несколько часов труда. Со временем тратить время на эту работу станет всё сложнее: тяжело уговорить себя делать то, что не получается сделать хорошо. Либо идеально, либо вообще не делать, да и зачем я пошёл в писатели, лучше бы в экономисты, как мама говорила! Деструктивный перфекционизм.

У нас, кстати, уже есть на эту тему отдельная статья «Всё круто, но переделай». Она о том, как принять свой перфекционизм и отстать от команды. Послушайте, если у вас те же проблемы.

Что же делать, если перфекционизм мешает вам браться за работу? Ответ прост: начинать с малого и не требовать от себя больших свершений. Понимаю, что отстать от самого себя порой сложнее, чем отстать от команды. Но будем реалистами: жизнь не заканчивается на плохом абзаце или неправильном управленческом решении. Иногда нужно позволять себе рисковать и ошибаться, делать задачи неправильно, ведь главное — сделать хотя бы что-то, а не отложить вовсе.

Причина 2, которая очень естественно вытекает из первого пункта: страх провала.

Не только исполнители страдают такой проблемой. Даже самые успешные лидеры подвержены страху накосячить. Тут всё логично. Если сантехник долго чинил раковину, но в итоге сделал лишь хуже — он расстроится, извинится и переделает. Ещё пару часов погрустит и себя поругает, возможно, а потом отпустит ситуацию и забудет.

А теперь представьте себе ошибку в масштабах деятельности руководителя — когда каждый твой шаг видит много людей. А некоторые ещё и ждут не дождутся этого провала, чтобы потом с удовольствием его обсудить. И когда надо взяться за какую-то важную задачу — перед глазами совсем не результат, который она принесёт, а то ощущение провала и его последствия, которые не заставят себя ждать.

И так и откладываешь тревожующую задачу до последнего — до тех пор пока последствия этой прокрастинации не станут болезненнее, чем сама прокрастинация.

Если вы прокрастинируете, потому что боитесь сложной задачи, попробуйте взглянуть на ситуацию со стороны. Как будто сделать задачу надо кому-то другому, а не вам. И попробуйте проанализировать свои чувства и мысли: почему это происходит? почему я веду себя именно таким образом? что это значит? как я могу себе помочь?

Как быть, если устал и всё откладываешь? (а ты — босс)

Перфекционизм — это и страх несовершенного результата, что он недостаточно хороший. Он мешает нам начать, и против перфекционизма есть одна очень простая интеллектуальная инъекция под названием «И так сойдёт». Ты не можешь начать работу, что бы ты ни сделал, это не будет идеальным. Лучше я тогда не буду вообще. Нужно сильно снизить эту планку и сказать, что хорошо – это тоже хорошо, не обязательно отлично. И совершенствоваться надо, уже отталкиваясь от хорошо сделанного, делая его отличным, а вот сразу на отлично не получается никогда.

Причина 3: работа превратилась в бесконечную рутину.

Когда мы только начинаем работу в новой компании или запускаем стартап, наш ресурс кажется бесконечным. Всё новое приводит в восторг, от этого мы ещё больше заряжаемся и, кажется, готовы свернуть горы. Не зря стартап-индустрию вообще так романтизируют — эти полные жизни и энтузиазма стартаперы вдохновляют на свершения.

Но со временем любая работа превращается в рутину: одни и те же задачи, одни и те же еженедельные совещания по понедельникам. Всё одно и то же. Нет драйва, нет роста — нет смысла этим заниматься. Так мы начинаем откладывать даже важные задачи.

Что нас цепляет в работе? Деньги? Недавно провели исследование, чтобы узнать, как коррелируются деньги и ощущения счастья. Так вот, сначала уровень счастья рос пропорционально росту дохода, но в какой-то момент заканчивался на двухстах тысячах. После этой суммы прибавка к доходу уже не так радовала, наоборот, появлялось всё больше тревог — деньги становились не средством для выживания и закрытия базовых потребностей, а инструментом для повышения статуса и конкуренции за право быть самым крутым. Деньги — это важно. Но они не могут быть смыслом жизни — а главное, в долгосрочной перспективе подпитывать человека смыслом.

Частая проблема прокрастинации — работа, которая не имеет никакого смысла. Работа ради работы. Очень часто такой проблеме подвержены в корпорациях: вы просто плодите отчёты или делаете бессмысленную работу ради регламента и бесконечных бюрократических процессов. Как это может вызывать интерес? Причины прокрастинации тут вполне понятны.

Понятное дело, что надо бросать свою работу, если она не нравится и не приносит смысла. Линейному персоналу такое позволено. А вот как предпринимателю уйти из своего дела — вопрос посложнее. Может, просто оставить себе любимые направления, а остальное передать подрядчикам. Делегируйте скучные задачи — а в это время занимайтесь новыми задачами, которые приносят удовольствие и дают заметную отдачу компании.

Что будет, когда и эти задачи надоест делать? Снова отдать их кому-нибудь и искать вдохновение в других вещах.

Желаем вам находить ту работу, которую не захочется откладывать на потом!

11
Начать дискуссию