Трансформация времени: как цифровая реальность меняет наше отношение ко времени

В последние годы люди все чаще теряют привычное ощущение времени. Оно перестает быть линейным и предсказуемым, где прошлое ведет к будущему, а дни четко делятся на часы и минуты. Вместо этого появляется новый подход.

Трансформация времени: как цифровая реальность меняет наше отношение ко времени

Признаки трансформации

1. Смещение фокуса на настоящее. Разрыв связи с будущем.

Люди и компании все чаще ограничиваются решением задач текущего дня, избегают долгосрочного планирования. Прогнозирование становится невозможным из-за неопределенности в экономике, политике и доступности ресурсов.

  • Частные лица отказываются от сложных планов: мы все не уверены в свободных ресурсах и возможностях.
  • Бизнесы сосредоточены на решении операционных задач: перестройке цепочек поставок и изменении финансовых потоков.

В b2b проектах за прошлый год этот тренд проявился:

Мы теперь в итоге товары вместо того, чтобы напрямую поставлять, таскаем через Белоруссию, что мне тоже сложности в жизни добавляет. Ты только выстроил цепочку, читаешь новости и понимаешь, что все заново надо делать.

Финансовый директор, малый бизнес

В b2с проектах за прошлый год:

В нашей стране каждые 20 лет все меняется до неузнаваемости. О каком будущем можно говорить? Непонятно, в какой стране мы жить будем.

Мужчина, 50 лет

Цифровая реальность взаимодействует с офлайн-реальностью, появляется беспрецедентное количество предложений, изменений, информации.

2. Постоянные изменения.

  • Пуш-уведомление о скидке способно изменить траекторию вечера, а иногда и целого рабочего дня человека.
  • Возможность переводить средствам через вдруг появившийся банк в новой стране – приводит новые бизнесы.

Реальность предлагает такое количество новых опций, что часто теряется изначальная интенция. Такая ситуация нивелирует валидность CJM, построенных по классической схеме, – под этапы и задачи этапов. На их место приходят психотипичные CJM, которые строятся под каждый тип клиентов со своими паттернами поведения в категории.

В b2b проектах за прошлый год этот тренд:

Банк Х помогает нам через Казахстан проводить сделки. Они сами позвонили и сказали, что есть такая возможность. Вот это актуальный сервис сегодня. Все знают проблемы бизнеса, но мало кто вместе с нами с той же скоростью их решает.

Финансовый директор, малый бизнес

В b2с проектах за прошлый год:

Расстроилась, что не смогла купить себе платье, которое хотела. Пошла за продуктами на вечер. Зашла в ТЦ и вижу ковер по скидки (!) Так и купила :) Надо же было поднять себе настроение.

Женщина, 33 года

Выводы для бизнеса: Стандартные CJM заменяются психотипичными, где психология важнее других страт. На первый план выходит понятие “квоты”, которое такое большое, что о нем поговорим в отдельной статье. Пока зафиксируем, что стандартного CJM сегодня недостаточно.

Последствия трансформации

  • Цикличность времени. Фокус внимания на настоящем, когда и люди, и бизнесы не могут спрогнозировать будущее, зацикливает время на себе.
  • Утекание времени. Действия становятся рутинными и редко запоминаются, если не сопровождаются яркими эмоциями. В редких случаях люди забывают дни, недели и даже года (!), если в них не было эмоционально вовлекающих событий.
  • Размывание времени. Интенсивность эмоций “удлиняет” время – людям кажется, что прошло больше часов, чем было на самом деле. Эмоциональная бедность “сокращает” время – людям кажется, что часов прошло меньше, чем на самом деле.

Выводы для бизнеса

Чтобы адаптироваться к изменениям, компаниям следует:

  • Ставить акцент на настоящем. Создавайте продукты и услуги, которые помогают решать задачи «здесь и сейчас».
  • Разрабатывать вариации привычных решений. Люди ищут безопасность в закольцованном времени, понятные сценарии. Адаптация знакомого — залог успеха.
  • Инвестировать в эмоциональный маркетинг. Офлайн-активности, интерактивные форматы и персонализация — ключ к удержанию внимания.

2025-й год становится временем переосмысления времени. Те, кто смогут выстроить эмоционально насыщенную коммуникацию и сосредоточиться на настоящем, получат преимущество в новой реальности.

Вывод для всех

Насыщенность эмоциями — новый критерий, который позволяет «зафиксировать» момент, присвоить время. Эмоции становятся мерой времени. Сегодня оно измеряется не часами, а количеством эмоций. Чем больше ярких (присвоенных) переживаний, тем длиннее кажется проведенное время.

Расскажите, как вы оцениваете влияние цифрового контента на восприятие времени? Какие изменения отмечаете в жизни, в работе?

Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Я пишу о трендах из маркетинговых исследований. Все, что повторяется из исследования в исследование, все, что я слышу на фокус-группах и интервью сама, новое и общее для разных категорий, – на этом канале.

22
11
Начать дискуссию