Все сервисы для рыбной отрасли в одном месте
Гостем в новом выпуске подкаста «Цифровая грядка» стала Екатерина Подлесских, директор по развитию бизнеса Fishstat, b2b-платформы для рыбной индустрии. Гостья расскажет, как современные технологии помогают автоматизировать рутину в рыбной отрасли, облегчая взаимодействие участников рынка морепродуктов.
Вы узнаете, какие сервисы предлагает Fishstat, как проходят сделки, какие преимущества дают аналитика и аукционы на платформе, а также о международном сотрудничестве и конкурентных преимуществах этого инновационного проекта. Погрузитесь в мир рыбной экосистемы и откройте для себя, как технология меняет один из самых традиционных секторов экономики.
Здесь публикуем некоторые цитаты из подкаста, а полностью его можно послушать на Яндекс Музыке и в телеграм, а посмотреть с видео на Rutube.
О платформе Fishstat
Если говорить о платформе в целом, то основатель и идейный вдохновитель платформы, Евгений Карпов, из рыбной индустрии представляет крупных добытчиков и несколько рыбоперерабатывающих заводов. Когда он просто выполнял свою работу, если говорить о том, с чего зародилась идея, он понял, что рутина занимает практически 120% его времени. С покупателями одного и того же продукта приходилось постоянно говорить по телефону, рассказывать одно и то же, либо отправлять фотографии реальной продукции и реальных партий в мессенджерах. Это в какой-то момент у него, как у продавца крупного оптовика, занимало абсолютно всё время. В итоге он пришел к идее попробовать автоматизировать рутину продавца.
Цель заключалась в том, чтобы создать такую платформу, где можно было бы разместить удобное и полное объявление об актуальном предложении или партии рыбы, которая есть в наличии и должна быть продана. В объявлении можно было бы указать всю необходимую информацию в одном месте. Это была проблема, которую хотелось срочно решить за счет автоматизации.
Дальше идея развивалась, и сейчас Fishstat — это экосистема рыбных сервисов, с помощью которой, как мы считаем, можно вести бизнес в рыбной отрасли, не выходя из этой платформы.
Основой платформы является покупка и продажа рыбы. У нас есть блок логистики — вы можете заказывать логистику сразу, как только заключили сделку на платформе или даже вне ее, но найдя контакты через платформу. Также у нас есть раздел со складом, где вы можете сразу забронировать место для хранения продукции. Мы экосистема, поэтому у нас есть чат, где вы можете общаться со своими партнерами и поставщиками по сделке или просто обсуждать другие вопросы. Это уже сформировавшееся комьюнити.
У нас также есть разделы аналитики где вы можете просматривать актуальные аналитические отчеты и принимать важные бизнес-решения. Всё это — не выходя из одной системы. Именно поэтому мы называем её экосистемой. Она работает на нескольких языках.
Fishstat — это B2B-платформа. Сейчас у нас есть амбициозные планы. Возможно, это даже не один шаг вперед, а два — мы планируем создать B2C-часть или параллельную версию платформы, но она будет выглядеть иначе. На данный момент это исключительно B2B-платформа. На данный момент на платформе зарегистрировано 183 компании и 619 пользователей. Это разные пользователи из различных компаний.
Как происходит купля-продажа на платформе
Создать объявление можно достаточно быстро. У продавцов всё равно уже есть необходимая информация. Опытный пользователь, если это не его первое объявление, справляется за несколько минут. Ввод базовой информации, указание цены, загрузка фотографии — всё это требует минимального количества времени.
Если говорить о процессе регистрации на платформе для новых пользователей, то мы сейчас просим вводить полные данные о компании, потому что важно понимать, с кем вы заключаете сделку. Но в следующей версии программы у нас будет упрощенная регистрация. Она будет включать в себя два поля, чтобы новые пользователи могли быстро ознакомиться с платформой и её возможностями, даже не вводя сразу такие данные, как ОГРН или ИНН.
На нашей платформе вы можете работать с уже знакомыми вам поставщиками, но получать информацию об актуальной партии не по телефону и не через прайсы в формате PDF, которые обновляются раз в неделю, а в режиме реального времени, с актуальными фотографиями в их объявлениях. Далее вы можете общаться с тем же поставщиком, которого хорошо знаете. Это просто другая, более быстрая форма взаимодействия, более удобный способ передачи информации. Это если говорить о тех поставщиках, с которыми вы уже работаете, то наша платформа делает процесс общения с ними проще и быстрее.
В то же время вы можете увидеть другие объявления с таким же видом рыбопродукции, возможно, по другой цене, и обсудить это со своим поставщиком. Это значительно расширяет ваши возможности, и всё это происходит быстро, в режиме онлайн.
Об аукционах на платформе
У нас есть возможность не просто разместить объявление о своей партии продукции, актуальной на данный момент, а сделать это через аукцион. Вы можете выбрать время, которое вы готовы потратить на аукцион, при этом учитывая разницу во времени. Затем вы определяете шаг аукциона, обозначаете начальную стоимость и запускаете его, приглашая туда участников. Всё это можно сделать на платформе. Дальше вы просто наблюдаете, как цена на ваш лот растет, а те, кто хотят купить его, начинают бороться за него. Это действительно эмоциональная история.
В последнем аукционе, который мы проводили, было больше 30 участников. Цена выросла на 10% от начальной. Это выгодный и интересный инструмент. Мне кажется, что такой формат есть только у нас.
О дополнительных фишках платформы: аналитика, прогнозирование цены
Наверное, одна из наших гордостей, и мы очень любим об этом рассказывать, потому что он был достаточно непрост в разработке, — это раздел аналитики. У нас большая и серьезная история, и мы хотим предоставлять сервис 360° для наших клиентов, чтобы они могли сделать всё необходимое прямо на нашей платформе. Недавно этот раздел у нас снова обновился.
Если говорить в общих чертах, у нас есть большое количество серьезных отчетов. Можно отслеживать цены на разные виды рыбы в динамике. У нас представлена практически вся аналитика от ЦСМС (Центр системы мониторинга рыболовства и связи), включая данные о допустимом улове в разбивке по бассейнам. Также есть аналитика от ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии), например, обзоры промысла. Всё это собрано в одном месте и доступно в удобных форматах. Клиенты могут использовать эти данные для принятия важных стратегических решений — продавать сейчас, покупать сейчас, подождать или, возможно, стоило действовать еще вчера.
Планы по внедрению прогнозирования цен на основе искусственного интеллекта — это наш следующий шаг. Мы надеемся, что сможем предоставить такой сервис. Это, конечно, сложная разработка, но мы над этим работаем. ЦСМС и ВНИРО — это подведомственные организации Росрыболовства, и у нас с ними есть партнерство и договоренности по обмену данными. У нас также сложились хорошие взаимоотношения с самим Росрыболовством, что помогает развивать платформу.
Мы не занимаетесь хранением рыбы, этим занимается ФЕСКО (компания занимающиеся грузоперевозками по морю, ж/д, авто и авиа) — один из наших партнеров по логистике, который представлен в разделе "Логистика". У нас также есть раздел "Склад", где любой склад может размещать свои объявления. Их уже достаточно много, и они активно этим пользуются. Однако, если сравнивать раздел "Склад" с другими разделами платформы, это пока наша точка роста — их не так много, как хотелось бы. Более типичный сценарий для пользователей сейчас — это покупка плюс логистика, а не покупка плюс хранение. Тем не менее, мы продолжаем развивать наш сервис 360° и в этом направлении.
Склады также используются как пункты выдачи и это как раз-таки связано с B2C-сегментом. B2C — это совершенно отдельная тема, но у нас есть планы по её развитию. Всегда нужно ставить перед собой амбициозные цели, и B2C для нас — как раз одна из таких стратегических задач.
О монетизации и привлечении игроков в отрасль
Никакой комиссии от сделок у нас нет. Мы — это платформа. Мы соединяем компании, которые продают и покупают рыбу, предоставляют логистические услуги и складские решения. Сделка — это их дело, и платформа в неё не вмешивается. Компании могут заключать сделки как на платформе, так и вне её, используя платформу для поиска партнёров.
Наш основной и единственный источник монетизации — это подписка. Сейчас она одинакова для всех пользователей и составляет 4 990 рублей в месяц. Мы рассматриваем возможность диверсификации подписок, чтобы было несколько тарифных планов. Возможно, они будут различаться для продавцов и покупателей, поскольку их пути на платформе отличаются. Они пользуются немного разными наборами сервисов, поэтому такая градация кажется логичной. Подписка остается ключевым элементом нашего бизнеса.
Наша цель — привлечь всех игроков отрасли на одну платформу. Для нас гораздо важнее создать обширное сообщество участников, чем брать процент от сделок и ограничиваться небольшой частью рынка, которая согласится работать на таких условиях.
Мы выбрали именно такую модель — без комиссий с каждой сделки. Мы уверены, что она позволяет пользователям делать сделки максимально быстро, удобно и комфортно. Наша задача — предоставить инструменты, а не вмешиваться в финансовые аспекты сотрудничества между участниками.
Об инвестициях и окупаемости
От идеи создания платформы прошло уже больше пяти лет. Евгений Сергеевич Карпов — очень опытный и успешный проектный менеджер. Он скрупулезно подбирает команду. У нас есть фронт-офис, в котором работают генеральный директор платформы Евгений Чиж, есть я — моя основная задача заключается в привлечении новых пользователей и продвижении платформы. У нас также есть большая команда разработчиков, которые постоянно работают над тем, чтобы платформа становилась всё удобнее и быстрее. Это крайне важно: каждое, даже самое сложное действие, должно происходить моментально для пользователя.
Мы рассчитываем выйти на желанную точку самоокупаемости к лету 2025 года. Но, как часто бывает, чем больше работаешь, тем больше идей хочется воплотить. Каждая новая возможность требует дополнительных разработок. К тому же, у нас есть предложения от компаний, которые хотели бы стать нашими соинвесторами и акционерами. В ближайшее время это, вероятно, так и произойдет.
В ближайшее время планируем стать резидентами «Сколково» — сейчас ведутся переговоры. Это будет нашим первым шагом в направлении грантов и льгот, которые доступны IT-компаниям-резидентам «Сколково». Пока грантов на развитие мы не получали, но работаем в этом направлении.
О клиентах платформы
Ядро нашей аудитории — это поставщики, добытчики рыбы и трейдеры, которые закупают рыбу оптом, логистические компании и склады.
Мы также активно смотрим в сторону HoReCa — это для нас желанная аудитория. Сейчас её доля невелика, но мы хотим, чтобы рестораны из центра России покупали рыбу с Дальнего Востока, будучи уверены в поставщиках, экологичности добычи и сроках доставки. Сотрудничество с ФЕСКО снимает все опасения по поводу логистики.
Например, на Международном рыбном форуме (МРФ) в сентябре в Санкт-Петербурге мы звучали довольно громко, и знаем, что нас слушали представители HoReCa. Надеемся, что скоро увидим их среди наших клиентов.
Тема ресторанов — это наша боль. Мы не столько изучали, сколько посещали их мероприятия, которых проводится довольно много. Им нужны гарантированные поставки. Проблема в том, что объем, который может позволить себе каждый ресторан или сегмент общественного питания, невелик.
Fishstat решает эту проблему. У нас на платформе есть актуальные объявления, причём далеко не всегда с огромными партиями. Рестораны могут найти себе то, что нужно, или договориться с продавцом о покупке части партии. А логистика организуется тут же, через платформу.
***
Еще больше новостей и аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ.Цифра» и в нашем Телеграм-канале.
Читайте о том, как открыть новый бизнес, на портале Своё Фермерство.