Дмитрий Шальнов и Юрий Яковлев придумали и сделали прекрасную вещь —
электронный путеводитель для туристов по Праге. Устройство понимает, где находится его обладатель, и рассказывает ему о том, что видно вокруг. Мы узнали у них, насколько сложно самостоятельно разрабатывать подобное устройство, какие козни будут строить конкуренты и почему нельзя обойтись просто приложением для айфона.
Панфилов: Привет! Расскажите немного о своём устройстве – что такое? Зачем? Как возникла такая идея? Почему это взлетит?
Дмитрий: Наше устройство – электронная интерактивная GPS-аудиокнига «Городской путеводитель». Я изначально намеренно отказался от использования слова «аудиогид», поскольку сама морфология устройства не ограничена функциями гида. Кроме того, «аудиогид» – это, все же, прогулки по стандартным туристическим маршрутам. Моя идея радикально противоположна идее экскурсий в классическом представлении. Многие люди, я сам в том числе, получают настоящие удовольствие от посещения новых незнакомых городов, потому что новый город открывает для тебя свои уголки, если ты сам интересуешься им. В этом смысле меня никогда не привлекала прогулка по стандартным туристическим маршрутам, и тем более в сопровождении незнакомого мне человека или в группе таких же зевак. Я люблю гулять по городам в одиночку или с близкими людьми. И, по возможности, вдали от центральных улочек. «Городской электронный путеводитель» предназначен для свободных прогулок в любом направлении — в этом его ключевой смысл и ключевое отличие.
Появление идеи устройства непосредственным образом связано с моим возникшим несколько лет назад интересом к встраиваемым системам. Я в ту пору решил окончательно перейти на использование Linux в качестве основной операционной системы и в какой-то момент понял, что есть большая интересная область, которую я совершенно игнорирую при наличии, в общем-то, всей нужной теоретической базы (я в свое время писал на ассемблере для x86 и слова «регистр» и «прерывание» меня не пугали). Первые мои эксперименты со встраиваемой электроникой породили массу интересных идей, которые я сейчас пытаюсь по мере сил воплощать в параллельных проектах.
Одной из таких идей стала идея создания интерактивной аудиокниги. Я как-то летел в Прагу и листал журнал, а незадолго до этого мы с приятелем обсуждали проект знакомой художницы Кафи Метью. Кафи приделала к велосипедам акустику и пригласила детей кататься по городу. Музыка менялась от района к району, в зависимости от того, в какой квадрат попадает велосипед. Я подумал, а почему бы не взять, скажем, gumstick и не положить его в миниатюрный корпус с GPS-модулем и не превратить это все в электронный аудиопутеводитель. Сразу было понятно, что это будет проще, дешевле и экономичнее по энергопотреблению, чем приложение для смартфона. И аудитория шире. Так, собственно, появилась идея.
Позднее идея претерпела многократную эволюцию, устройство технически упростилось, стало понятно, как формализовать нелинейное повествование. В конечном итоге, идея нелинейного повествования на фоне минимизации интерфейса стала ключевой. От этой идеи я придумал специальный способ формирования и хранения данных. Сегодняшний алгоритм позволяет очень гибко настраивать параметры истории и глубину детализации.
Панфилов: Сколько человек в команде, какой у них бэкграунд? Планируете ли расширение?
Дмитрий: Сейчас нас двое. Я и Юрий. Мы с Юрием познакомились после моей публикации на Хабре. Он написал, что тоже думал о подобного рода проекте и рассказал о другой своей идее музыкального приложения и устройства, мне идея показалась интересной и мы встретились. Правда, после детального анализа мы отложили эту затею до лучших времен, в основном по причине сложности аппаратной части. Чуть позднее я спросил Юрия, не хочет ли он поучаствовать в проекте «Электронный путеводитель», на что он ответил, что да, это было бы интересно. Так мы стали работать вместе.
Юрий: В то время я как раз думал о воплощении подобной идеи, правда в немного другом формате. После статьи Дмитрия на Хабре заинтересовался — вот это да, похожие идеи, да еще из одного города. Недолго думая, написал письмо о предложении встретиться. Ну а дальше все как Дмитрий уже рассказал.
Я занимаюсь в основном пражским проектом, т. е. все коммуникационные вопросы, онлайн-продвижение и работа с клиентами — это моя епархия. Дмитрий общается с партнерами в городах, а также занимается технической и маркетингово-визуальной частью проекта: т. е. сервер, сайт, промо-материалы, и, собственно, сами устройства и их модификации. В августе, к слову, планируем запустить следующую версию нашего электронного путеводителя, с расширением функций для групповых прогулок.
Вообще, заниматься проектом довольно интересно, полная свобода действий, делаем что хотим, постоянно с чем-то экспериментируем. Что еще пожелаешь.
Дмитрий: Про бэкграунд... До того, как заняться электроникой, я разрабатывал интерактивные приложения и делал все то, что принято сейчас называть медиа-дизайн. Т.е. я дизайнер, который пишет код. До этого я снимал рекламу и делал графический дизайн и дизайн в движении. В университете изучал прикладную математику и проводил дни напролет в лаборатории компьютерной графики, которую мы с приятелем организовали в дружественной лаборантской экономфака (на нашей кафедре сие начинание, увы, не прижилось). Изучал до третьего курса, пока не понял, что мне интереснее рисовать эскизы и писать код для какого-нибудь генеративного видео, чем вдумчиво вчитываться в доказательства теоремы Лагранжа. Позднее, надо сказать, этот интерес возобновился, но уже совсем в другом ключе и по другим причинам.
Юрий: Еще в школе, в классе 7-8, учитель по информатике показала нам Правцы (у нас в Ташкенте в конце 80-х было совместное узбекско-болгарское производство, компьютеров было море), флоппи-приводы 5.25" и бейсик. Все это воодушевляло. Мы с приятелем быстро «подсели» на компьютерную тематику, играли, учились программировать. Сидели днями и ночами. Правда это увлечение продолжалось до тех пор, пока я не поступил в Плеханова на экономический факультет. Позже, переехав уже в Прагу, продолжил экономическое образование. В прошлом году, после некоторых колебаний, решил-таки поменять специализацию на более прикладную. Сейчас учусь в Чешском техническом университете на прикладной информатике.
После встречи с Дмитрием и воодушевления его рассказом, желание продолжить в этом направлении только усилилось. Думаю в перспективе совершенствоваться в разработке программного и, возможно, аппаратного обеспечения тоже. Есть у меня такой интерес.
Дмитрий: О расширении бизнеса... тут есть два направления. Есть понимание того, что любые системы в современном мире, будучи устроенными по принципу централизации, не склонны к развитию и требуют колоссального объема ресурсов. С другой стороны, самостоятельные микрогруппы куда гибче и менее энергозатратны. При этом, группы могут точно так же использовать общий инструментарий и общую инфраструктуру. Поэтому мы решили предлагать инструментарий потенциальным коллегам в других городах. Что же касается новых партнеров или сотрудников, то это вопрос необходимости. Мы сейчас рассматриваем варианты включения в команду специалиста по маркетингу в электронных медиа. Это то, на что у нас самих сейчас не хватает ресурсов. Рассматриваем также варианты с привлечением внешних инвесторов, это, очевидно, может дать нам дополнительные возможности для продвижения продукта и проекта в целом.
Что же касается расширения проекта в целом... Мы планируем продолжать пражский проект как самостоятельный, при этом, как я упомянул выше, мы сейчас пытаемся предлагать партнерам в других городах форму сотрудничества с приобретением лицензии и оплатой тиража устройств. Лицензий несколько: от простого использования до получения полного инструментария для развертывания аналогичного сервиса у себя в городе, или для реализации собственных проектов, возможно не связанных с идеей нелинейного путеводителя, но использующих сходную функциональную морфологию.
Панфилов: Кто и как озвучивал все истории?
Дмитрий: Профессиональные актеры. Я задал вопрос в профессиональных сообществах звуковиков, описал в общих чертах задачу, попросил прислать демо (каждый рекламист знает, что любой звукоинженер имеет такую специальную записную книжку с телефонами «голосов», это, как правило, или дикторы,х или актеры). Выбрал лучшие. Выбранных попросил записать демо по фрагменту оригинального текста. В итоге выбрал подрядчика. Мы с ним подписали NDA и я ему передал текст, общее описание и технические требования. Т.е. ничего необычного, в общем-то.
Вообще, контент – это ядро пражского проекта. От качества контента зависит очень многое. Поэтому я с самого начала хотел сделать нечто большее, чем сухое цитирование Википедии или бумажного путеводителя. Текст полностью оригинальный, написан специально под формат аудиокниги. Содержательно насыщенный. Музыкальные аранжировки. Вообще, все, что связано со структурой и формализацией контента, самым тесным образом композиционно переплетается с алгоритмическим решением. Тут мне сильно помог весь мой предыдущий опыт.
Панфилов: Какие планы по развитию -- новые города, страны, языки, будете ли как-то улучшать технологию?
Дмитрий: Про города и страны я уже рассказал чуть раньше. Языков у нас пока шесть. Русский, английский, испанский, итальянский, французский и немецкий. В действительности, я даже думаю, что это некоторый переизбыток. Можно было бы ограничиться для начала четырьмя. Но в перспективе это, безусловно, хороший задел. Я в самом начале изучил туристическую статистику по Праге и пришел к выводу, что для Праги эти шесть языков – оптимальный вариант. Возможно, добавятся китайский и японский.
Примечательная вещь, которая появится в следующей версии устройства – это темы. Можно будет выбирать тематические прогулки: литературная Прага, мистическая Прага, музыкальная Прага – это то, что над чем мы работаем сейчас и планируем сделать к следующему сезону. Тем более, что теперь понятно, что и как надо сделать, чтобы результат был еще интереснее. Потому что первоначально все создавалось в режиме постоянного эксперимента. К примеру, я попробовал три варианта формализации, пока не понял, какой из них будет оптимальным. При том, что текст уже был готов, и в каких-то аспектах приходилось его дорабатывать непосредственно в процессе.
Есть еще пара идей, о которых мы пока не будем говорить.
Панфилов: Откуда на всё это деньги?
Дмитрий: У проекта нет внешних инвесторов. Я вложил свои собственные сбережения. На момент старта у меня было 10 000 евро, которых, как я полагал, должно с лихвой хватить на контент и оплату гонораров подрядчиков. Действительность же оказалась такой, что в итоге я сам делал всю техническую часть (что в итоге было верным решением, потому что с одной стороны мне это действительно нравится, с другой, я сейчас вижу все архитектурные нюансы проекта, это дает очень детальную картину и делает всю затею чрезвычайно гибкой). Позднее, когда стало понятно, что проект получается многообещающий и двумя языками тут не ограничиться, я решил заказать переводы и записать еще четыре языка. Таким образом, мои клиенты (мой основной бизнес – Studio-O!) кормили проект «Пражский электронный путеводитель», сами того не подозревая, в течение четырех лет.
Панфилов: Были ли какие-то проблемы на пути к созданию устройства?
Дмитрий: Полагаю, создание чего-то нового всегда влечет за собой массу как сюрпризов, так и открытий. В этом смысле, проект «Electronic tour guide» стал неисчерпаемым источником уроков. Полагаю, что тут лучше отослать читателя к моей годовой давности публикации на
Хабре. Там весь процесс описан в деталях со всеми драматическими перипетиями. Проблемы были, иногда опускались руки. Однако, мне изначально и на каждом этапе было интересно. Спустя какое-то время начинаешь видеть более общую картину, и это вдохновляет на новые идеи и на развитие старых. Вообще, это очень приятный процесс – воплощать идеи в реальность.
Панфилов: Расскажите, наверное, раз уж устройство собрано почти на коленке — как начинающий любитель может освоить все микроэлектронные премудрости? С чего начать, чем продолжить, какие книги и сайты читать, с кем говорить?
Дмитрий: Сегодня в эпоху развитых коммуникаций нет никаких преград для самостоятельного изучения чего бы то ни было. MIT выкладывает полный курс лекций по всем фундаментальным и прикладным дисциплинам. В сети масса источников для самообразования. Учись – не хочу.
Если говорить о моем собственном опыте, то освоиться в новой для меня области мне весьма помогли книги:
«Самоучитель по микропроцессорной технике» (А.В.Белов) – отличный учебник для самостоятельного освоения предмета. Все разбирается с самых азов.
«Искусство схемотехники» (авторы Пол Хоровиц и Уинфилд Хилл) – это «библия» инженера-электронщика. Там в основном про аналоговую электронику, но для понимания предмета и выработки «интуитивного» навыка – необходимый к прочтению фолиант при любом раскладе.
Кроме этого, могу всем новичкам порекомендовать вот этот замечательный
сайт, который делает известный челябинский инженер и популяризатор электроники DiHalt.
Что же касается «с кем советоваться» – сегодня, на мой взгляд, с этим вообще нет никаких проблем. Множество форумов, специализированных списков рассылок и IRC чатов, где профессионалы всегда готовы поделиться знаниями с неофитами. Для новичков (особенно для тех, кто стартует с Arduino) могу порекомендовать
это.
Панфилов: И почему всё же не засудили тех шаромыжников, которые украли у вас материал? (прим. ред.: одни хитрые ребята взялись записывать текст, а потом слили его в похожий проект).
Дмитрий: Если быть кратким: это попросту не рентабельно, особенно в условиях российской судебной системы, точнее полного отсутствия таковой. Т.е. расцениваю это как бессмысленную и бесполезную трату времени.
Пафнилов: Есть ли в мире какие-то ещё технические приспособления для туристов, которые вам очень нравятся?
Юрий: Честно говоря, никаких приспособлений для туристов сразу на ум не приходит (сигвеи же не считаются?). Но мне очень нравится один бельгийский проект –
USE-IT. Они скооперировались с ребятами из крупных европейских городов и вместе сделали очень классные карты. Можно посмотреть разные клевые нетуристические места, узнать, где вкусно и недорого поесть, где тусят местные и проч. Количество городов постоянно растет, Прага у них тоже есть. Насколько я знаю, проект некоммерческий. Отличное дополнение к нашим гидам.
Дмитрий: Из того, что приходит в голову навскидку, пожалуй
гибрид рюкзака с самокатом (Густаво Бренек, Бразилия).
Мой пражский коллега Миша Шолк придумал, на мой взгляд, отличную
ложку-оригами, которую можно вырезать и сложить из любого плоского куска непромокающего материала. Отличная идея для людей любящих дальние тур-походы или рыбалку.
Надувная подушка для самолета. Трудно сказать, кому первому пришла в голову эта идея, но она вне всякого сомнения достойна упоминания.
Пафнилов: И есть ли какие-то новые идеи, которые хочется реализовать?
Юрий: Пара идей есть, но пока только в самом зачаточном состоянии, рассказывать о них еще совсем рано.
Дмитрий: У меня есть параллельный, скажем так, мета-проект, вбирающий в себя множество идей, которые я по мере сил стараюсь реализовывать. Проект этот называется Interplay Medium и корнями уходит в мой интерес к визуальной коммуникации и, пожалуй, к семиотике в целом. Если кратко, ядро проекта – программно-аппаратный комплекс для создания интерактивных интерьеров, ландшафтов и архитектурных сооружений, а так же объектов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой на принципиально ином уровне. Т. е. не на уровне композиционного построения или функционального предназначения исключительно. Речь идет о формировании объектной среды, которая сама способна меняться и где объекты могут «кооперироваться» и «комбинировать функции» согласно задуманной дизайнером алгоритмической логике.
Проект открытый. Все опенсорс, под лицензией GPL. У проекта есть
сайт, куда я по возможности выкладываю работающие прототипы и их описания. Там же есть ссылки на репозитории с экспериментальными реализациями. Уверен, что в связи с пробуждением массового интереса к разработке электроники и появлением все более доступных материалов технологий для штучного изготовления объектов, в ближайшее время нас ждет появление множества коллабораций и кросс-дисциплинарных дизайнеров, занимающихся подобного рода экспериментами и пытающихся обучить создаваемое ими новому «языку», выходящему за рамки классического взаимодействия цветов и форм. Я пытаюсь создать удобный для дизайнеров новых медиа инструментарий для такого рода экспериментов.
Панфилов: Сообщество не отпустит меня без коронного вопроса о ваших автомобилях.
Юрий: Я живу в центре, поэтому очень много хожу пешком. Из общественного транспорта предпочитаю трамваи – они тут уютные. А вообще давно уже хочу велик взять, никак руки не дойдут.
Дмитрий: У меня никогда не было автомобиля и нет планов на его приобретение. Совершенно бесполезный, по моему мнению, в городе агрегат. Занимает непропорционально много места, использует углеродное топливо, требует к себе постоянного внимания. Предпочитаю перемещаться на велосипеде. На мой взгляд, это идеальный транспорт для городской среды. Для поездки за город всегда можно взять авто в аренду. К слову, в крупных городах Европы появились cars to go. Ищешь ближайший по карте, садишься, едешь, куда тебе нужно, там оставляешь. Гениальная идея, по-моему.