«В продукте за год развивают один сервис, а на аутсорсе — делают десяток сайтов»: основные отличия двух типов работы дизайнера
В чём разница
На аутсорсе
Дизайн-студии и агентства делают сайты. Промостраницы — чтобы продавать селфи-стики. Корпоративные сайты — чтобы директор завода похвастался перед мужиками в бане. Интернет-магазины — чтобы выпускник «Бизнес-молодости» заработал миллион на перепродаже чехлов для iPhone с AliExpress.
![Сайт с селфи-стиками](https://png.cmtt.space/paper-media/0d/ae/ed/852ab9012e474f.png)
![Корпоративный сайт «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.uvz.ru%2F&postId=22729" rel="nofollow noopener" target="_blank">Уралвагонзавода</a>»](https://png.cmtt.space/paper-media/b2/fe/70/84cf00cadc9011.png)
![Интернет-магазин «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.metrobas.ru%2Fcatalog%2Fapple_1%2F&postId=22729" rel="nofollow noopener" target="_blank">Метробас</a>»](https://png.cmtt.space/paper-media/08/d2/7d/a43eb6a46fa5fc.png)
За год студии запускают десятки сайтов и помогают клиентам продавать товары и услуги. Здесь понятно, что делать — узнать о продукте и честно о нём рассказать. Чем больше людей оставят телефон или нажмут на кнопку «Купить», тем больше заработает клиент.
В продукте
Когда сайт помогает решить проблему — это сервис. Клиент — не директор в бане, это куча людей, которые ищут дешёвые авиабилеты, учат английский или заводят новых друзей.
Пассажиров бесит, что в аэропорту приходится доплачивать за багаж в лоукостере. Пользователей раздражает, что до языковых курсов — час на метро, а на сайте знакомств сразу предлагают переспать.
Это обратная связь от пользователей. Если её проигнорировать, они уйдут к конкурентам. Значит, сайт нельзя сделать за месяц, надо дорабатывать. Нужно выяснить, случайная ли это «хотелка» или постоянная проблема. Решить, стоит ли на это тратить деньги и время. В этом случае сайт сам становится продуктом, и главная задача здесь — делать клиентов довольнее и на этом зарабатывать деньги.
![«<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Favia.tutu.ru%2F&postId=22729" rel="nofollow noopener" target="_blank">Туту.ру</a>» предупреждает, если багаж не включён в стоимость](https://png.cmtt.space/paper-media/d7/8d/b9/f7194618dfa1d9.png)
![<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fskyeng.ru%2F&postId=22729" rel="nofollow noopener" target="_blank">Skyeng</a> учит по Skype в веб-приложении](https://png.cmtt.space/paper-media/e2/59/cd/9963dc96efdc29.png)
![В <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.gotinder.com%2F&postId=22729" rel="nofollow noopener" target="_blank">Tinder</a> можно пожаловаться на неприличных собеседников](https://png.cmtt.space/paper-media/b6/bf/a2/47abb2103cc9d6.png)
Узнать о задаче
На аутсорсе
На аутсорсе заказчик — директор или менеджер, которому поручили заняться сайтом. Дизайнер задаёт вопросы, а клиент рассказывает, что знает. Чтобы разобраться в деталях, нужно позвать кого-то ещё. Пока договариваетесь, что на следующую встречу соберётесь другим составом, теряете время:
— Геннадий Викторович, я прочитал техническое задание. Но хочу задать вопросы, чтобы лучше разобраться в вашем бизнесе.
— Ну, давай.
— Как вы помогаете клиентам? Почему ваши цветы — лучшие в Бирюлёве?
— …
— …
— Ага, значит, голландские флоксы покупают чаще всего. Расскажите, что ещё пользуется спросом, и как обстоит дело с искусственными?
— Это надо у Гали на точке спросить. Завтра у неё выходной, а потом работает до 22 часов вечера, можем подъехать к концу смены.
— Договорились. А в чём у вас все продажи хранятся? «1С» там? Нам нужно к чему-то подключать бота для Telegram.
— Ох, что там Радик в техзадании написал. Так вы у него и спросите, запишите почту. «Радичка собачка… нет, не "ч", а "четыре" цифрой».
В продукте
В продукте все рядом. Дизайнер подкатывает на стуле к аналитикам и узнаёт статистику, чтобы оперировать цифрами и мнением клиентов. Ходит в гости в колл-центр и спрашивает, на что жалуются люди. Сразу собирает полную информацию, чтобы быстрее показать прототип менеджеру продукта. Не парится, что первый пробный макет не поймут, потому что все свои:
— Гена, я понимаю, что ты хочешь в инструкцию к заказу видео добавить. Помнишь, у нас после 8 марта колл-центр выл? Может, узнаем, что случилось, пик продаж же.
— Ну хорошо, но давай первую версию завтра.
— …
— …
— Гена, тут мужик звонил и жаловался, что не понял, как карту привязать в Личном кабинете. Так цветы и не заказал. Жена ему последний шанс давала, ушла. Лена ещё посмотрела метрики: у нас треть людей переходят по ссылке на инструкцию и не возвращаются к заказу.
— Жесть. И куда тогда видео вставлять?
— Может, сделаем подсказки в интерфейсе, а ссылку уберём? Я тут на коленке набросал, посмотри.
Согласовать
На аутсорсе
Клиент смотрит, что ему показывают, ему всё нравится, но он просит сделать телефон красным, а текст помельче. Задаём вопросы и понимаем, что никто не просит перезванивать, все сами звонят. Форма заказа обратного звонка отвлекает от основного сценария. А подробные описания цветов не нужны, их выбирают только по внешнему виду, поэтому ставим галерею с букетами.
Макет до согласования и после:
![«В продукте за год развивают один сервис, а на аутсорсе — делают десяток сайтов»: основные отличия двух типов работы дизайнера](https://png.cmtt.space/paper-media/34/46/aa/9f79543e4bc45d.png)
Утверждаем дизайн и передаём макет в разработку. Если уметь задавать вопросы и разбирать замечания, получится круто и не придётся жертвовать качеством. У меня, правда, так не получалось.
В продукте
Дизайнер — это сотрудник, который хочет сделать круто, а ему говорят «нет». Заказчик отказывает, потому что ему предлагают потратить три дня на техническую страницу, где трафика нет и продажи от этого не вырастут. А у него ещё двадцать задач на эту неделю. Разработчики против, потому что там куча старого кода, который никто не трогал с 2007 года. Юристы не в восторге, потому что надо все условия акции рассказать, а не прятать под ссылку. Маркетинг — потому что «мы, блин, так не пишем».
Я работаю в «Туту.ру», мы продаём билеты на поезд. У нас есть фотографии вагонов, маршрут поездки и отзывы пассажиров. Подумали, что это поможет людям выбрать лучший поезд, и собрали всё это в одном месте.
Сначала решили проверить, какая информация нужна клиентам. Запихали всё в модальное окно и спрятали за псевдоссылки, чтобы посчитать клики. Да, это неприятно и цинично. Пришлось пожертвовать «дизайнерским» качеством:
![](http://provorov.me/blog/pictures/about-train-1_1.gif)
Но в продукте «качество» — это скорость обратной связи от клиента. Мы сделали по-простому и посмотрели статистику: 40% смотрит фотографии, а треть — всё остальное. График следования интересовал 3% людей.
Теперь раскрываем ссылки и ставим фотографии наверх. А ещё закрепляем кнопку перехода на выбор мест в вагоне.
Макет получился такой:
![«В продукте за год развивают один сервис, а на аутсорсе — делают десяток сайтов»: основные отличия двух типов работы дизайнера](https://png.cmtt.space/paper-media/df/fc/21/b07d3cabcecf0f.png)
Но при планировании мы не заложили время на новую галерею, а перевёрстывать блоки – долго. Поэтому от фотографий отказались, блок с кнопкой «катать» по странице не стали:
![](http://provorov.me/blog/pictures/about-train-two.gif)
Если начнут переходить на выбор мест, закрепим блок и сверстаем, как в макете.
Лучше сделать обычно, посмотреть статистику, а потом сделать нормально. И клиентам поможем, и ребятам будет, что показать. А если изменение окажется бесполезным, то потратим меньше времени и денег компании на эксперименты.
Проверить
На аутсорсе
Когда дизайнер работает над проектом, он знает, как надо. Картинки — увеличить и поставить наверх, ссылки — подчеркнуть, стоп-слова — убрать . В тексте больше пользы и заботы. Без базовых правил не сделать даже страницу «о себе», чтобы найти первых клиентов.
Я учился на первой ступени в «Школе стажёров» и мы с «Биодинамической редакцией» делали сайт для застройщика коттеджных посёлков. Клёвый текст, прикольный интерфейс выбора участка и вёрстка — всё, как учили.
Мне не стыдно за эту работу:
Через полгода сайт стал таким:
Сменился руководитель рекламного отдела, и сайт переделали. Владельцы бизнеса — не дураки. Они строят крутые дома, в которых хочется жить. Попросил статистику: после редизайна стало меньше звонков, хотя ради этого сайт и делали. Но экскурсий в посёлки стало больше.
Решили, что стали меньше звонить из-за того, что мы всё рассказали на сайте и больше не надо ни о чём спрашивать. Люди сразу приезжали смотреть дома. Но мы не узнаем, почему всё решили переделать. Клиент может считать, что мы шарлатаны, которые потратили время и деньги на какую-то ерунду.
В продукте
В продукте никто не знает, как надо. «Дизайн-бюро Артёма Горбунова» сделало сайт «Пэй-апу» — платёжному сервису для кафе и ресторанов. Получилось отлично:
![<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fartgorbunov.ru%2Fprojects%2Fpayup%2F&postId=22729" rel="nofollow noopener" target="_blank">Рассказ о проекте</a> на сайте «Бюро»](https://png.cmtt.space/paper-media/a6/f5/89/6801c1bedff2c8.png)
А сейчас компания сменила нишу, и сайт выглядит так:
![«В продукте за год развивают один сервис, а на аутсорсе — делают десяток сайтов»: основные отличия двух типов работы дизайнера](https://png.cmtt.space/paper-media/b6/13/0d/a65a7687b5c419.png)
Я не знаю, почему так случилось. Может, платежи в кафе «не взлетели», а теперь «Пэй-ап» прибыльный. Но компания потратила ресурсы, чтобы сделать одну версию, и ещё столько же, чтобы всё заново переделать. Сразу же сделать «на века» не получилось.
Чтобы попасть в точку и сделать хорошо, пять раз делаем плохо. И чем раньше получаем обратную связь, тем быстрее понимаем, как надо было делать на самом деле.
Короче
- На аутсорсе за год делают десять сайтов, а в продукте десять лет развивают один.
- В продукте больше доступа к информации, чтобы лучше разобраться в задаче.
- Студийный дизайнер может всё, продуктовый — работает с ограничениями.
- В продукте есть право на ошибку, на аутсорсе — один шанс, чтобы сделать круто.
Материал описывает частное мнение сотрудника и не относится к позиции компании — прим. «Туту.ру».
А сказать-то что хотели?
То, что есть tutu.ru и всем надо пользоваться этим сайтом.
>Пользователей раздражает, что на сайте знакомств сразу предлагают переспать.Одна половина людей мечтала бы о таком сайте :))
А вторую половину это раздражает.
Половины различаются полом, так что всё логично.
После перехода от аутсорса к плотной продуктовой работе в команде я понял что я ничего не знаю
У вас там ссылка на http://zemaktiv.ru/ битая