Процесс: Редизайн почты «Рамблера»
Рассказ продуктовой команды холдинга.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/fd/af/2a/2de72af1fe3b6a.jpg)
Почта «Рамблера» существует уже 20 лет — она всего на пять лет моложе самого интернета. За это внушительное время продукт набрал аудиторию в 20 миллионов пользователей (по данным «Яндекс.Метрики» на 21 марта 2017 года). Ежедневно сюда приходит более полутора миллиона уникальных посетителей.
Закономерно, что ядро аудитории «Рамблер/почты» состоит из людей, которые открыли для себя сервисы «Рамблера» в момент их появления — эти первые пользователи рунета провели с нами почти 20 лет. Многим из них уже за 40 лет, но есть существенный сегмент молодой аудитории возрастом около 30 лет.
Лояльность аудитории «Рамблер/почты» проверена не просто годами — десятилетиями. Каждый день пользователи сервиса отправляют более миллиона писем.
Масштабный редизайн интерфейса почты пришелся на 2011 год. С тех пор продукт серьезно устарел как визуально, так и функционально. Для вызова популярных функций приходилось совершать много лишних переходов, некоторые формы работали недостаточно быстро относительно современных стандартов.
Окончательное решение о необходимости тотального обновления мы приняли почти год назад. Значительную часть времени занял выбор и подготовка перехода на новую технологическую платформу: по совокупности возможностей мы выбрали связку React.JS + Redux.
Также пришлось усовершенствовать архитектуру всей системы (начали использовать ClickHouse от «Яндекса» для сбора статистики и анализа поведения пользователей). Самые значительные изменения планировалось совершить «под капотом» продукта — пользователи не должны были видеть их, но могли почувствовать.
Старый интерфейс хоть и был привычным для пользователей, абсолютно не вписывался в актуальные тенденции. Что особенно важно — не соответствовал новой айдентике «Рамблера», которая была обновлена в апреле 2016 года и началась со смены логотипа.
Собрав все пожелания для обновленного интерфейса, мы пришли к списку из трех ключевых пунктов:
- Мягкое, пошаговое улучшение пользовательского опыта.
- Интеграция новой айдентики.
- Актуализация визуального языка в интерфейсе.
Нам хотелось создать лёгкий для восприятия интерфейс, не ломающий сложившиеся пользовательские привычки, а дополняющий их. Пожалуй, это было самой сложной задачей — противостоять любым техническим проблемам в разы проще, чем человеческому сопротивлению переменам.
Много времени пришлось потратить на изучение пользовательских привычек, чтобы структурно новый интерфейс ощущался неизменным, но при этом стал оптимизированным и отражал новые возможности сервиса.
![Почта до редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/67/b6/cb/d3702984717c90.png)
![Почта до редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/37/64/85/7d7b99c9aa42b4.png)
Наша аудитория использовала почту в её текущем виде уже почти пять лет. Все эти годы интерфейс менялся, мягко говоря, не очень динамично — небольшие улучшения носили в основном эстетический характер и большинством принимались не глядя. Сильное изменение пользовательских паттернов в этой ситуации было бы слишком радикальным решением — эмоциональный негативный фон от внезапных перемен мог неприятно сказаться на показателях сервиса. Потому мы начали с малого.
Сначала перенесли и сгруппировали наиболее часто используемые функциональные элементы. Управление письмами и настройки вида отображения списка писем теперь расположены на одной панели. Кнопка «Написать письмо» наконец-то обрела положенный ей визуальный вес. В современных легких интерфейсах она должна быть самым заметным графическим элементом, но в старом дизайне кнопка откровенно терялась.
![До редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/58/37/e2/f1e43fa12d633d.png)
![После редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/85/26/0d/d5098a1aa55037.png)
Экраны настроек стали проще и понятней, от них не веет сложностью панелей управления.
![До редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/0f/ca/e2/a6581882a8819e.png)
![После редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/26/84/00/4f7b5b670a860a.png)
И, конечно же, доработан внешний вид главных экранов: списка писем и отображения письма.
![«Входящие» после редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/39/36/8f/c47144f66d7b21.png)
![Просмотр письма после редизайна](https://png.cmtt.space/paper-media/20/47/2d/594e15b9f00299.png)
В разработке концепции визуального языка мы опирались на принципы материального дизайна и минимализма. Мы стремились убрать лишний визуальный шум оттуда, где он мешал, и добавили акцента там, где его не хватало.
![Материалы из UI-гайдлайнов «Рамблера» (здесь и ниже)](https://png.cmtt.space/paper-media/15/72/20/355f1aa3068c64.png)
Интерфейс стал значительно чище, исчезли эффекты, отсылающие к скевоморфизму. Мы отказались от теней, лишних бордеров и добавили сетке воздуха.
Тяжелую серую цветовую гамму мы заменили светлой, а в качестве акцентного цвета использовали фирменный синий. Так дизайн почтового ящика получил айдентику бренда. С «тёплым ламповым» скевоморфизмом пришлось попрощаться.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/35/23/f8/145d461b110e29.jpg)
Мы полностью переработали немного неуклюжую и тесную сетку старой почты, подчинив все элементы размерности в пять пикселей. Рекламные места переехали в левый бок, освободив дополнительное пространство для списка писем.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/7e/4e/18/7ef8dc5a6f10f3.jpg)
В старом интерфейсе почты пиктограммы несли исключительно функциональную нагрузку, назвать их привлекательными было сложно. При разработке новых пиктограмм, помимо их функциональных задач, мы старались добавить толику человечности и обаяния.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/17/b8/22/81f9b1e26ce4e6.jpg)
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/ab/69/8a/cd649a0fda5b47.jpg)
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/d5/5f/ca/11ef8cc76671b4.jpg)
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/29/f2/60/246d961bc2dd89.jpg)
Тестирование готового дизайна было отдельным приключением. Так как мы выбрали светлую цветовую схему, контрастность интерфейса и корректное отображение его элементов нужно было протестировать на большом количестве мониторов с различными характеристиками.
В попытке сделать дизайн приятным для блёклых экранов недорогих ноутбуков на откалиброванном IPS-дисплее легкий интерфейс можно превратить в набор грязных пятен. Та же ситуация с разрешениями: нам предстояло проверить интерфейс на всех размерах, от 1024х768 до 4К.
Почта — один из первых продуктов, редизайн которого произошёл с использованием нового для «Рамблера» визуального языка. Многие приёмы и элементы, использованные в интерфейсе, послужили основой для общих UI-гайдлайнов и библиотеки компонентов.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/af/3d/58/b39b97ac1c43db.png)
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/db/a7/79/f1489534a56386.jpg)
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/aa/e3/7a/e9fd41627f1c76.png)
При наличии нескольких продуктов создание общих гайдлайнов критически важно — ведь это буквально лицо компании. Мы ведём более 20 сервисов и проектов разной степени сложности, но все они должны поддерживать в сознании пользователей устойчивую ассоциацию с брендом нового «Рамблера».
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/ab/53/26/04b797c3989844.png)
После разработки нового интерфейса нам было необходимо получить обратную связь от реальных пользователей — несмотря на большую выборку сотрудников «Рамблера», на деле мы могли получить совершенно иную реакцию. Тестирование нового интерфейса мы разделили на три этапа.
Первый публичный тест затронул 1% от всех пользователей сервиса. Мы смотрели на уровень отказов и жалобы. Убедившись, что процент отказов находился в пределах нормы, мы приступили ко второму этапу, выкатив новый интерфейс уже на 10% аудитории. Результаты второго теста по-прежнему были в пределах нормы, никаких явных причин остановить запуск не нашлось.
Заключительный тест должен был выявить «Показатель оттока клиентов» (ChurnRate). Мы отобрали тысячу пользователей и перевели их почтовые ящики в новый дизайн без возможности вернуться в старый. Переход сопровождался предупреждением, объясняющим грядущие изменения и особо важную роль каждого выбранного пользователя.
В течение трех недель только двое написали нам, что им не нравится дизайн и они собираются сменить «Рамблер/почту» на что-то другое (тот самый эмоциональный фон — не факт, что уход от нас действительно состоялся). Остальные 998 человек либо не отреагировали никоим образом, либо прислали некоторые замечания и пожелания.
Первые два этапа дали быстрый результат, ключевые показатели ожидаемо выросли. Отказы по результатам третьего этапа остались в пределах нормы. Вдохнув поглубже, мы приняли решение запускать новый интерфейс «Рамблер/почты» на всю аудиторию сервиса.
После масштабного тестирования наш интерес к мнению пользователей не иссяк. Чтобы собрать больше информации и дать людям возможность «выпустить пар», в интерфейсе почтового ящика мы акцентировали внимание на форме обратной связи.
Всего за несколько дней мы получили более 40 тысяч оценок с комментариями. Кроме эмоционального отклика, были очень дельные замечания и предложения, по которым мы начали работу.
![Реакция пользователей на редизайн](https://png.cmtt.space/paper-media/e6/d7/42/f3fc50f34cb85f.jpg)
Кто-то выражал своё мнение эмоционально, кто-то лаконично и скромно, кто-то не находил нужных слов, а кто-то присылал целый список конструктивных предложений.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/02/f3/d3/c68aac53439685.png)
Были случаи, когда через форму обратной связи к нам даже пытались устроиться на работу (кстати, мы в тот же день передали информацию об этом парне в HR).
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/6a/62/2e/1ca7cd52762e0d.jpg)
Были, конечно же и негативные отзывы (и это одни их самых культурных).
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/ed/ab/37/19c2ba447b5287.jpg)
Часто встречалась просьба добавить разнообразные темы оформления — эта функция уже в разработке. Адаптация интерфейса для людей с плохим зрением последует за внедрением поддержки тем.
![Процесс: Редизайн почты «Рамблера»](https://png.cmtt.space/paper-media/56/69/56/7515173c236037.jpg)
Мы были готовы к потоку эмоциональной критики и требованиям «вернуть всё назад», но таких комментариев было очень немного. Зато большая часть сообщений была позитивной — для нас это оказалось приятной неожиданностью, ведь негатив в отзывах выплескивают гораздо охотней, чем благодарность. Даже самые осторожно настроенные сотрудники уверились в том, что всё сделали правильно.
Менять то, что давно устарело, но работает — трудная задача. В попытке осовременить свой продукт можно оттолкнуть от него пользователей. В случае с «Рамблер/почтой» ситуация была особенно щекотливой, ведь много наших пользователей уже в том возрасте, когда любые перемены воспринимаются негативно. Но по итогам работы мы получили так много благодарностей и столь хорошую обратную связь, какой не ожидали сами.
Изменив не только визуальную, но и техническую составляющую сервиса, мы испытали самих себя. Редизайн «Рамблер/почты» — это только начало для нашей команды. Теперь мы планируем выпустить серию масштабных обновлений для ключевых продуктов «Рамблера», включая сам портал.
Команда проекта
Отдел дизайна продуктов
![<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fsasha.ermolenko&postId=22938" rel="nofollow noopener" target="_blank">Александра Ермоленко</a>, руководитель отдела дизайна продуктов](https://png.cmtt.space/paper-media/4b/96/70/0e1b56db63617e.jpg)
![<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2F44unt&postId=22938" rel="nofollow noopener" target="_blank">Елена Лисеева</a>, ведущий дизайнер продуктов](https://png.cmtt.space/paper-media/ad/64/a5/384d8d5bd48961.jpg)
![<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Fsheisvegetable&postId=22938" rel="nofollow noopener" target="_blank">Ольга Пиголицина</a>, графический дизайнер](https://png.cmtt.space/paper-media/46/dd/8c/6c130797eb75cc.jpg)