Почему я считаю Facebook слишком агрессивным и настойчивым
Критика от веб-дизайнера Брэда Фроста, который обнаружил, что соцсеть прибегает к нечестным уловкам, чтобы повышать вовлечение пользователей.

Несколько месяцев назад я отключил оповещения у приложения Facebook на моём телефоне. На прошлой неделе я его удалил.
Cтоит прояснить, что мне искренне нравится Facebook. С его помощью я остаюсь на связи со своей семьёй и друзьями, которые живут в разных концах планеты. Однако недавно я заметил, что соцсеть стала всё больше меня доставать — и в конце концов она даже сломала «четвёртую стену», после чего пользоваться ей стало неприятно. Приведу несколько примеров.
Вы делились информацией Х дней подряд, и теперь ваши друзья отвечают
Эти оповещения явно создавались на основе функции Snapchat под названием Snap streak, с помощью которой пользователей стимулируют на постоянный обмен сообщениями. Но чёрт возьми, до чего же неестественно озвучивать подобное.
Словно разработчики приходят к тебе и говорят: «Вы пользуетесь платформой именно так, как мы хотели, и благодаря этому у вас есть друзья. Вам ведь нужны друзья, да? Вам нравится, когда вас любят, не так ли? Вот и продолжайте публиковать».
Я понимаю и уважаю стремление компаний получше узнать то, как их аудитория реагирует на записи в соцсети, но когда к обычным пользователям обращаются так, будто они маркетологи, это настораживает.
Эксплуатация добрых намерений
Людям нравится поздравлять других людей с днём рождения. И предаваться воспоминаниям о приятных моментах из прошлого. Facebook мастерски играет на этих сентиментальных пристрастиях пользователей, манипулируя ими для генерации кликов.
Годами я словно белка в колесе из-под палки поздравлял с днём рождения всех подряд. Годами. Разумеется, я рад, если близкие мне люди счастливо отмечают этот праздник, однако пожелания не должны становиться обязанностью. Да, полезно знать, когда у членов семьи и друзей дни рождения, но заманивать людей обратно на платформу с помощью такой уловки попросту низко.

То же самое с воспоминаниями. Я люблю изредка повспоминать события, пережитые мной вместе с семьёй и друзьями. И когда эта функция только появилась, я активно исследовал свои старые публикации. Однако она быстро приелась и превратилась в информационный шум, оповещения стали приходить слишком часто.
Так и представляю, как менеджеры Facebook говорят: «Ого, пользователям нравится эта штука с воспоминаниями, давайте выкрутим её на максимум». Таким образом редкие и приятные напоминания превратились в очередные оповещения, забивающие интерфейс.
Плати, чтобы играть
На Facebook у моей компании есть представительство, где я публикую ссылки на ресурсы с информацией по веб-дизайну. Я понимаю, что компании, которые платят за продвижение публикаций, таким образом поддерживают соцсеть, а также то, что им важно знать, стоит ли платно продвигать конкретную запись. Но недавно разработчики, судя по всему, решили более агрессивно стимулировать людей на оплату продвижения.


От этих сообщений не продохнуть: кажется, что к твоей голове приставлен пистолет, и ты должен платить и продвигать публикации.
Случайные помехи
В течение последнего года для меня всё более очевидным становилось рвение, с которым Facebook предлагает мне вещи, никак не связанные с моими предпочтениями. С одной стороны, приятно иногда расширять свои горизонты — знакомиться с новыми людьми, ходить в новые места и так далее.
Однако если Facebook настойчиво пытается действовать в таком оптимистичном духе, то у него это не получается: выходят скорее дешёвые попытки стимулировать меня на клики.


«Кто-то добавил событие рядом с вами» — на самом деле, неплохая функция, но реализована она примитивно. Учитывая то, как много знает обо мне платформа, странно, что её предложения в большинстве своём настолько неинтересны.
«Мы давно от вас ничего не слышали»
Эта функция беспокоит меня больше всего. Первый черновик этой статьи я набросал несколько дней назад, и с тех пор был занят работой, посещением свадьбы и в целом своей жизнью. Однако моё отсутствие на Facebook, судя по всему, сильно обеспокоило соцсеть. Мне начали приходить электронные письма с публикациями других пользователей, в том числе от мужа подруги детства моей жены.

Социальная сеть забеспокоилась, когда я не купился ни на одно из этих писем, и выкатила тяжёлую артиллерию.

Какой-то взрыв из оповещений. Столько всего произошло. Мне подмигнули целых четыре раза. Несмотря на моё изначальное намерение не будить зверя и просто анализировать его тактику, после четырёх подмигиваний от моей уверенности не осталось и следа. Так что я зашёл и обнаружил следующее.

Видимо, теперь Facebook решил оповестить меня о подмигиваниях пятилетней давности. Всё, что угодно, лишь бы я вернулся.
Заключение
Вот что случается, когда показатели времени, которое пользователи проводят на платформе, становятся важнее предоставления действительно ценных функций. Facebook всё агрессивнее использует свой арсенал приёмчиков, с помощью которых заставляет людей возвращаться. И, на мой взгляд, это уменьшает ценность платформы.
Разумеется, есть множество более важных вещей, за которые Facebook стоит критиковать — от постоянного потока новостей-подделок до влияния соцсети на выборы, участия в наблюдении за гражданами спецслужб и так далее.
Однако незначительная на первый взгляд тема, которую я поднял, на самом деле определяет то, как люди тратят своё время. Для нас как для пользователей важно знать приёмы, с помощью которых соцсеть манипулирует нами. А дизайнерам важно понимать, сколько внимания они хотят получить и почему.
Вряд ли я удалю свой аккаунт на Facebook, поскольку мне нравится поддерживать контакт с дорогими мне людьми, и, хорошо это или плохо, они собираются именно в этой соцсети. Но я хочу пользоваться Facebook на своих условиях, а не чужих.