Сколько стоит ICO в 2017 году: чеклист по подрядчикам
На личном опыте.
На данный момент об ICO не рассказал и не пропиарился только ленивый. Каждый следующий краудсейл бьет рекорды по сбору средств. Количество проектов (судя по данным icotracker.net) только растет. Ценник на работы, связанные с запуском ICO, увеличивается каждый час. В продолжение статьи хотелось бы рассказать о своем опыте работы с подрядчиками по запуску ICO-проектов.
Основные активности для запуска ICO
Хорошо процесс описан здесь.
Написать Whitepaper.
- Запустить промосайт продукта.
- Настроить работу с сообществом.
- Зарегистрировать компанию.
- Разработать и опубликовать смарт-контракт для выпуска токенов.
Для реализации проекта ICO можно пойти следующем путем:
- Команда внутри.
- Команда на фрилансе.
- Агентства по запуску ICO.
Для того, чтобы понять, какой путь выбрать, определимся с тем, какую экспертизу добавляет нам каждый из выбранных вариантов.
Из специализированных услуг можно выделить следующие:
- Юридическое сопровождение.
- Работа с инвесторами.
- Выпуск токена.
Команда внутри проекта
Опыт самых успешных ICO показывает, что все они были запущены командами. Из недостатков можно выделить сложность подбора специалистов за короткое время. К тому же услуги юридического сопровождения в любом случае придется заказывать на стороне.
Состав команды следующий:
- Менеджер проекта.
- Community manager: работа с сообществом и внешними bounty-менеджерами.
- PR-специалист: работа с медиа и мероприятиями.
- Маркетинг-менеджер.
- Копирайтер: в идеале носитель английского языка.
- Бизнес-девелопер: работа с инвесторами.
- Разработчик смарт-контрактов.
Стоимость зависит от специалистов и их зарплат, однозначного ответа для данного варианта нет.
Фриланс
Здесь все немного проще, и ценник сильно зависит от выбора фриланс-биржи. Стоимость услуг фрилансеров на следующие типы работ (по данным на сентябрь 2017 года):
- ICO project management: от $500 до $12 тысяч в месяц.
- Community manager: от $15 в час (в месяц можно найти специалиста или команду от $1500).
- PR и маркетинг: если у вас нет отдельного человека, который будет «выбивать» бесплатные публикации в СМИ, то стоимость размещения начинается от $400 и до $15 тысяч (размещение на Cointelegraph на данный момент стоит в районе $7 тысяч).
- Разработка смарт-контракта: от $600 до $6 тысяч.
- Юридическое сопровождение: от $15 тысяч до $60 тысяч.
Итого, бюджет на запуск (срок 3-4 месяца): от $21 тысяч до $110 тысяч (не учитывая бюджет на маркетинг и платные публикации).
Агентства
Отдельно стоит сказать про работу с агентствами. На данный момент большая часть рекламных агентств (на волне хайпа) выделили запуск ICO в отдельную услугу. Также появилось множество команд и консультантов, которые стали специализироваться на этой услуге.
К сожалению, на данный момент сложно выделить агентства, которые смогли реализовать успешный запуск ICO-проектов на потоке, так как в самом процессе есть часть, которая достаточно сложно масштабируется: работа с инвесторами, работа с сообществом.
Работает либо модель бутикового типа, либо стоит идти к командам, которые успешно наработали инвесторскую базу и могут «сделать рассылку». Выделить мы можем здесь только две компании: ICO.info и Elementgroup.com
Инвесторам, а также командам, которые собираются инвестировать или проводить ICO, стоит внимательнее присмотреться к решениям, которые работают над автоматизацией данного процесса. В России компании, которые активно работают на данном рынке и имеют рабочий продукт:
- Icobox.io — коробочное решение для запуска ICO (модель фулсервис агентства).
- Kickico.com — делают аналог Kickstarter для ICO.
- Etheart.io — платформа для инвестиций в криптоактивы (делают упор на простоту и безопасность для инвестора).