К – команда, М - мотивация
Компаниям для роста эффективности процессов и отсутствия закисания стоит запретить "НЕ могу" и "НЕ знаю" на уровне должностных инструкций и регламентов!
Что плохого во фразе "не могу" и почему стоит отучивать себя, друзей и коллег произносить эти слова? Все дело в настрое, говоря "не могу" человек мысленно подписывается под своей слабостью. А занимая слабую позицию, включается естественная для ситуации реакция поиска оправданий. А оправдания сами по себе являются ещё большим проявлением слабости, что поражает в субъекте, высказывающем их не просто четко сформированный позицию по предмету дискуссии, но и необходимость ее отстаивать. Отстаивать слабую позицию и проще, и всегда можно "прогнуться" найдя очередное оправдание в цепочке встречных аргументов.
Пример из реальной жизни компании Rem.City. Диалог Сергея (Начальник) и Валеры (подчиненный):
- Валера, закажи пожалуйста воду для кулера.
- Я НЕ МОГУ, у меня полно другой работы.
- Но тогда мы останемся без воды и ни ты, ни ты, ни я, никто другой из сотрудников не сможет пить кофе и чай.
- Почему именно я? Я даже НЕ ЗНАЮ, как это делается?
- Спроси у Антона, он в отпуске, но на связи.
- Ладно, попробую.
… на следующий день:
- Валера, ты заказал воду?
- Нет, я НЕ МОГУ, Антон не отвечает на почту.
- Позвони ему.
- Я НЕ ЗНАЮ его номера.
И тут дверь в кабинет открывается.
- Это ООО РЕМСИТИ?
- Да… O_о - А где могу найти Сергея?
- Это я …
- Сергей, это доставка воды, распишитесь пожалуйста в документах. Куда поставить бутылки?
Что же произошло? Откуда взялась вода, если Валера так и не связался с Антоном? Вода могла появиться многими способами, но в этой истории воду заказал коллега Валеры, который просто позвонил по номеру телефона на бутылке, попросил найти среди партнеров Rem.City и организовать доставку.
Модели поведения, заложенные в детстве и жизненный опыт каждого консолидируется в нормы общества, которые заставляют нас во многом оглядываться на мнения окружающих. А оказаться не последовательным в глазах других - один из таких примеров нарушения этих норм, ведущий к осуждению со стороны общества и окружающих.
Поэтому, любые слова, высказанные в слух делают нас заложниками ситуации и определяют позицию. А слова могут определять только слабую позицию. Даже их использование в качестве красного словца: «Я даже не знаю, как тебе это в голову пришло» или для описания абстрагированной ситуации не приносят пользы. Вместо: «Наши конкуренты пока не могут повторить наших достижений.» лучше выразить сомнения без отрицания «А ведь конкуренты рано или поздно смогут повторить наши достижения».
Поэтому, ситуация с Валерой крайне вредна коллективу. Какой бы круг обязанностей не был обозначен сотруднику, слова «Не могу» и «Не знаю» не должны звучать в офисе. Это порождает сложности. Их употребление приводит к удлинению временных интервалов на решение задач и снижению общей эффективности и эмоционального настроя. Собираясь в рабочем коллективе все должны чувствовать себя супергероя и, способными свернуть горы и решить любые задачи. Для создания подобной атмосферы в коллективе в Rem.City есть правило:
Вместо НЕ МОГУ или НЕ ХОЧУ надо говорить ЭТО ИНТЕРЕСНАЯ ЗАДАЧА.