Карготектура как альтернатива традиционному строительству
Колонка Александра Кириятских, руководителя проектов Becar Asset Management Group, и Александра Пестрякова, советника президента Becar Asset Management Group.
За рубежом архитектура из контейнеров пользуется большой популярностью уже давно. По всему миру из контейнеров возводят отели, рестораны, торговые центры, студенческие городки, лофты, центры культуры и искусств. Иностранные девелоперы быстро поняли, что с помощью контейнеров для транспортировки груза, отслуживших свой срок, можно с легкостью собрать качественное здание любого функционального назначения. Контейнерное строительство – дань моде или полноценный формат, который будет пользоваться популярностью долгие годы?
Все новое – хорошо забытое старое, или как зарождался формат
Несмотря на то, что контейнерное строительство позиционируется как новый формат недвижимости, свои истоки карготектура берет в далеком 1962 году. Именно тогда Insbrandtsen Company Inc запатентовала «использование контейнера в качестве шоурума». Позднее, в 1970-м году, британский архитектор Nicholas Lacey написал исследовательскую работу на тему «повторное использование контейнеров для жилых помещений». Впоследствии архитектор совместно с компанией UrbanSpace Management реализовал несколько проектов из контейнеров, наиболее известными из которых стали Riverside Building Offices и Cove Park.
Вторую волну популярности карготектура получила в начале 2000-х гг. Наиболее ярким последователем и популяризатором данного явления в архитектуре считается американский архитектор Адам Калкин, построивший из контейнеров десятки эксклюзивных домов. В его портфолио – проект quik-house, предусматривающий массовое производство сборных домиков с возможностью заказа их по электронной почте.
Во всем мире сегодня уже не счесть проекты разного функционального назначения, реализованные из контейнеров. Приведем в пример наиболее значимые из них: необычный эко-отель Xiangxiangxiang на 35 номеров в китайской провинции Шаньси; студенческий кампус из контейнеров на 1000 квартир в Нидерландах; крупнейший в мире торговый комплекс-достопримечательность Common Ground, состоящий из 200 контейнеров, в Южной Корее (примечательно, участок, на котором размещен ТК, находится в аренде на 5 лет, и в скором времени проект переедет на новое место); мобильный офис площадью 1 тыс.кв.м. в Дании, собирающийся и разбирающийся в течение семи дней; ТК «Контейнерный парк» в Лас-Вегасе.
Такие крупнейшие компании, как Tesla, Volvo, Puma, имеют свои pup-up шоу-румы на территории Европы и США. И если в Европе этот формат работает, скорее, как вау-фактор, то в Америке объекты из контейнеров – возможность обойти закон «brick-and-mortar showrooms», запрещающий торговать продукцией напрямую, а только через дилера.
В Лондоне можно насчитать как минимум 8 проектов из контейнеров, ставших настоящей визитной карточкой мегаполиса, среди которых офисное здание The Roundhouse Trust площадью 2000 кв м и торгово-развлекательный центр BOXPARK.
Факт: Крупнейшим производителем традиционных морских контейнеров по стандартам ISO является компания CIMS. Большинство отелей в Лондоне, поселки на более чем 1200 номеров для рабочих горников, нефтяников и т.д. были возведены из контейнеров этого производителя.
Занимательная математика, или чем объясняется популярность карготектуры
На первый взгляд может показаться, что карготектура – не более, чем модное веяние, но у активного развития данного направления в строительстве были серьезные предпосылки.
Статистика говорит сама за себя. В Америке на сегодняшний день скопилось порядка 750 тысяч бесхозных конейнеров. Почему, спросите вы, ведь контейнеры могут курсировать с грузом по всему миру в течение многих лет вплоть до выхода из строя. На самом деле не все так просто. Намного дешевле приобрести контейнер в Китае, заполнить его айфонами и отправить в Штаты, нежели ждать формирования партии из США. Как правило, эта процедура занимает не менее 1,5 месяцев, а стоимость транспортировки пустого контейнера из США в Китай явно превышает стоимость производства нового контейнера. Вот и возникает вопрос, как поступать с этой многотонной грудой металла. К слову, подобное положение вещей встречается не только в США. В России также не набирается необходимого количества поставок в Китай. Между тем, транспортировка контейнера из Санкт-Петербурга в Шанхай обойдется в 2800 долларов, в то время как стоимость производства самого контейнера в Китае колеблется в районе 1000 долларов.
10 фактов в пользу контейнеров
1.Конструкции из контейнеров не являются объектами капитального строительства и, соответственно, для них не требуется никаких разрешений.
2.Карготектура не наносит существенного вреда окружающей среде. До 90% контейнерного здания подлежит переработке.
3.Контейнеры отличаются низкой стоимостью – от 900 до 1500 долларов за штуку. К примеру, обычный отель бюджетной сети Travelodge на 100 спален строится 40 недель и стоит 5 миллионов стерлингов. Последний отель из контейнеров на 307 спален обошелся в 4,4 миллиона фунтов и был возведен за 22 недели.
4.Суперкаркас обеспечивает объектам из контейнеров высокую прочность и долговечность.
5. Конструкции из контейнеров легко устанавливать и перемещать. Если проект не показывает эффективность, контейнеры можно перевезти на другую площадку и использовать в качестве розничных точек, к примеру.
6. Работы по возведению объектов из контейнеров редко превышают 45 дней. Например, на строительство офиса площадью 2 тыс.кв.м. в среднем потребуется 10 дней. (без учёта времени производства модулей)
7. Минимальные сроки возведения конструкций на участке помогают в ситуациях, где есть ограничения по уровню шума, проезду техники и пр.
9. В течение года реально возвести любое по площади здание – все зависит от мощностей производственной линии.
10.Мир полюбил мебель IKEA за ее гибкость в использовании, экономичность и эстетику. Так вот грузовые контейнеры – это своего рода жилье от IKEA.
Превратности эксплуатации контейнеров
В эксплуатации конструкций из контейнеров сложно найти какие-то нюансы. Как и любое классическое здание, контейнеры нуждаются в утеплении, облицовке, звукоизоляции, кондиционировании. Некоторые игроки рынка полагают, что основная сложность кроется именно в процедуре утепления контейнеров. По их мнению, контейнеры абсолютно непригодны для жизни и работы, поскольку летом в них бывает жарко, а зимой – холодно.
Но это не совсем так. Современные материалы позволяют комфортно находится в подобных помещениях в любой период времени без потери площадей. Самым удобным способом утепления является метод напыления пенополиуретана непосредственно на стенки контейнера. Данный материал не подвергается воздействию воды, огня и пр.
Российский опыт
Несмотря на молодость формата, в России уже можно встретить интересные проекты контейнерного строительства. Так, в начале июля 2016 года на территории Crocus City состоялся запуск проекта BOXCITY- модульного пространства, созданного из морских контейнеров. Многофункциональная площадка BOXCITY является одновременно торгово-развлекательным центром и местом отдыха посетителей в условиях парковой среды.
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге, за Большим Казачьим переулком, на месте бывшего гаражного кооператива было открыто культурное пространство Salon. Еще одним знаковым проектов в Северной столице стала «Улица Контейнерная» на Лиговском проспекте.
С недавних пор в составе ГК Realogic, управляющей компании дизайн-завода «Флакон», работает направление по строительству сооружений из морских контейнеров. Среди уже реализованных на территории творческого кластера проектов - «Пивнушка» и капсульный отель. Но флагманским проектом компании считается «Деревня» - поселок загородного типа, в котором часть домов реализована из контейнеров. И эта лишь малая часть функционирующих проектов.
Как отмечают эксперты Becar Asset Management Group, в России много сложных локаций, которые на текущий момент не могут найти достойного применения - заводы, бывшие электростанции, фабрики, участки, где строительство запрещено в принципе. Карготектура – один из способов решения этой проблемы.
Перспективы развития карготектуры в России
Карготектуру, благодаря своей мобильности, по праву можно считать полноправным форматом рынка недвижимости, отвечающим ключевым тенденциям XXI века. Недвижимость сегодня должна подстраиваться под потребности, задачи, функционал нового поколения. Современные здания перестали быть монументальными – они легко трансформируются, модернизируются, перемещаются, увеличиваются или уменьшаются, меняют свое функциональное назначение в зависимости от ситуации на рынке и потребностей ЦА. Карготектура – однозначно, новая технология, расширяющая возможности проживания, отдыха и работы. В перспективе нескольких лет на рынке начнут появляться первые объекты социальной и транспортной инфраструктуры из быстровозводимых блок-модульных конструкций, а с ростом доверия к технологии – и жилые проекты.