Скрам официально вышел за рамки айти
7 ноября 2017 года Кен Швабер и Джеф Сазерленд опубликовали новую версию «Руководства по Скраму». Unusual Concepts организовали подготовку русскоязычной версии Руководства. Новый русский текст в ближайшее время будет опубликован на официальном сайте scrumguides.org. Он уже представлен русскому сообществу на митапе, где проходила трансляция презентации авторами Скрама и обсуждение изменений.
Главные изменения в «Руководстве по Скраму» коснулись областей, где может применяться Скрам. Список существенно расширен и дополнен: теперь Скрам официально может использоваться абсолютно везде, если разработка идет в условиях неопределенности.
Скрам можно применять в любой отрасли
Скрам появился в 1993 году как фреймворк, который помогал разработчикам ПО быстро и эффективно разрабатывать программное обеспечение. Более того, даже сейчас многие думают, что Скрам — это только разработка программного обеспечения. На самом деле за период с 1993 по 2017 годы Скрам применялся в огромном количестве разных контекстов:
- управлении организациями (движение со-автора первой книги по Скраму и «Манифеста Аджайла» Майка Биддла Enterprise Scrum);
- обучении (eduScrum движение, которое даже реализовало свою версию «Руководства по Скраму» для обучающих проектов);
- разработки автомобиля;
- маркетинге и продажах;
- управлении профессиональным развитием.
Эти контексты стали так многочисленны, что возникла необходимость расширить зону применимости Скрама в официальном описании фреймворка. В новой версии Руководства есть такие строки:
«Скрам был изначально разработан для разработки и управления продуктами управления продуктами и их разработки. С начала девяностых Скрам активно используется по всему миру, чтобы:
- исследовать и выявлять жизнеспособные рынки, технологии и возможности продуктов;
- разрабатывать продукты и улучшать их;
- выпускать продукты и их обновления по несколько раз в день;
- разрабатывать и поддерживать облачные технологии (онлайн, безопасно, по требованию) и другие среды для использования продуктов;
- поддерживать и обновлять продукты.
Скрам применялся для разработки программного обеспечения, оборудования, встроенного программного обеспечения, автономных транспортных средств и микробиологических исследований. Скрам использовался в школах, правительстве, маркетинге, в управлении организациями — повсеместно и повседневно в жизни отдельных людей и сообществ».
Скрам можно использовать на всех стадиях работы над продуктом
Важно, что слова «разрабатывать» и «разработка», которые часто используются в «Руководстве по Скраму», означают не только разработку, а также и исследование, выпуск, эксплуатацию и поддержку любых сложных продуктов. Это значит, что Скрам подходит для любой стадии работы над продуктом.
Представьте себе компанию в самом начале пути. Продукта еще нет, только ряд предположений, которые нужно проверить. На этой стадии Скрам можно использовать как движок для проверки гипотез, а результатом будет постоянно обновляемая бизнес-модель будущего продукта.
Когда успешная бизнес-модель будет найдена, Скрам можно применять для создания первой версии продукта. Затем Скрам подойдет для создания обновлений и улучшений продукта.
Отдел клиентской поддержки тоже может работать по Скраму, тогда результатом работы итерациями может быть улучшение качества сервиса поддержки или улучшение документации.
Скрам — все еще не серебряная пуля
Универсальных решений не бывает: Скрам по-прежнему не годится для предприятий конвейерной сборки, армии и большинства госструктур. Но поможет, если в вашей работе много неопределенности, конкурентный рынок или нужно создать инновационные продукты. Вот только часть «показаний» к применению Скрама:
- рынок быстро меняется, а спрос вас часто удивляет;
- сложно прогнозировать конечный результат, вы постоянно не попадаете в запросы клиентов;
- много меняющихся факторов: технологии, люди, требования к продуктам;
- вам нужна скорость, чтобы создавать продукты быстрее конкурентов;
- вы заняты поиском нестандартных решений.
Если у вас есть хотя бы одно из этих «показаний», пробовать нужно.
Начните с определения вашего продукта
Если вы хотите попробовать Скрам в действии и получить его преимущества, определите ваш продукт, а потом запускайте движок Скрама. При этом продуктом может быть все, что угодно:
- конференция, которую вам нужно организовать через полгода;
- предстоящий отпуск с семьей;
- ремонт квартиры;
- вы и ваша персональная бизнес модель;
- отдельный бизнес-юнит, которым вы управляете;
- компания целиком.
Скрам — это фреймворк, который помогает создавать, выпускать и поддерживать продукты в сложных условиях. Не бойтесь пробовать его в неожиданных контекстах, сами авторы Скрама не знали, как широко он будет применяться. Потребовались годы и множество подтверждений, чтобы быть уверенным: это действительно работает.