Почему 90% автомоек — это не бизнес
Так получилось, что последние 3 года мы разрабатываем ПО для автобизнеса.
Всё начиналось с идеи агрегатора для автомоек, когда это было модно. Основная идея агрегатора: нужно привлекать в него покупателей, и пытаться получить за это денег с бизнес-клиентов. У этого подхода есть недостатки, бизнес хочет заплатить за клиента один раз и всячески старается, чтобы повторный заказ был сделан напрямую в обход агрегатора. В агрегаторах этот вопрос решается по разному.
В случае с автомойками добавляется еще одна проблема: сезонность — так ее называют автомойщики. На самом деле это просто зависимость от погоды. Вот в этом и кроется основное отличие владение автомойкой от другого бизнеса. 90% автомоек (на основе трёх летней работы с ними ), это работа на авось.
Один из вариантов — начать заниматься автомойкой, это ощущение, что все просто, нужно лишь взять в аренду, построить, купить и так далее. И машины сами поедут мыться, они же постоянно пачкаются, останется лишь смотреть, как увеличивается количество денег на карточке. Так было лет 5-10 назад, когда количество автомоек было в 1,5-2 раза меньше, сейчас за каждого клиента нужно бороться, и только ценой вопрос уже не решается.
Почему так происходит?
В век современных технологий больше 50% автомоек ведут учет на листочке или в блокнотике. На оставшихся 50% автомоек есть СРМ (на базе 1С, на базе веб интерфейсов облачные, стационарные на ПК), с бонусами и кучей функций призванных увеличить лояльность и посещаемость. Из этого набора чаще всего используется только расчет ЗП, даже минимальный набор в клиентских карточках номер телефона и номер авто не заполняется.
Понятие лояльности, апсейлы, возврат клиента, — как правило этим либо не занимаются, так как даже не задумываются, а если задумываются, то на это просто не хватает времени: текучка кадров, оборудование, воровоство, проблемы с клиентами и так далее. Все это отнимает время на текущие вопросы. А развитием бизнеса заняться времени не остается.
Можно привести, как пример всего лишь несколько мероприятий, ежедневное выполнение, которых принесет дополнительный доход 20-30% в течении 1-3 месяцев. Промомероприятия в соцсетях, продвижение в поисковиках, промомероприятия в «2ГИС», запуск бонусной системы, кросс-промо и так далее. Много информации, обучающих материалов по этой теме в интернете.
Как и в любом бизнесе, здесь ежедневная рутинная работа на улучшение качества обслуживания и привлечения новых и повторных клиентов неизбежно дает рост доходов. Но есть отличия от других бизнесов в том, что когда наступает хорошая погода, машины и так едут мыться — и возле автомойки очередь и всё хорошо. А потом погода портится, и никто не моет машины... И все ждут чуда в виде хорошей погоды.
Возвращаясь к ПО, которое мы разрабатывали и разрабатываем. Идея агрегатора с автомойками не сработала и не только у нас. И основная причина этому в том, что:
- На автомойке либо никого нет, например в дождь, и никаким агрегатором с плюшками туда машины не заманишь.
- Либо на автомойке очередь (в хорошую погоду после дождя) и клиенты из агрегатора уже не нужны, стоящих в очереди хватает.
Ну и конечно, никто не хочет рекламировать агрегатор своим клиентам, так как в нем собраны конкуренты, и получается, что приводишь своими руками клиентов к конкурентам.
По озвученным выше причинам мы сделали небольшой «пивот» и реализовали персональные мобильные приложения для каждой автомойки. Сразу отвечая на вопрос: «Зачем клиенту устанавливать приложение каждой автомойки?» — как правило, самые платежеспособные клиенты (30-40% от общего числа) пользуются услугами одной-двух автомоек.
Мы реализовали запись на автомойку в 2 клика, хотим упростить до 1. И это позволило начать вырабатывать привычку у автовладельцев содержать машину в чистоте, мы увидели статистику, когда клиенты начали мыть автомобиль в 2-3 раза чаще, чем раньше.
Мы реализовали очень простое и понятное приложение для сотрудников автомойки, без специального обучения сотрудники начинают работать в приложении за 5 минут.
Также приложение позволяет предложить клиенту записаться на следующую неделю или на будущее время. И по статистике 40-60% таких клиентов приезжают. А если не приезжают, то тоже ничего страшного, можно напомнить им о себе звонком или пуш-уведомлением и предложить другое удобное время. Главное — не сильно надоедать.
Интересная статистика: автолюбителям очень нравится записываться. Из 100-150 машин в день 40-60 приезжают по записи. И запись на 2-3 дня вперед набирается.
Теперь появилась другая проблема: не хватает людей для выполнения работы. Тоже помогаем решать эту проблему. Помогаем сделать аналитику и поднять немного ценник 20-25%, клиентов, как правило не убавляется, а мойщикам можно добавить ЗП.
Приятно, когда получается экономить автолюбителям время и помогать заработать автомойкам.
А как же оставшиеся 10%? А у них, как правило, все хорошо. Но и у них есть вопросы с обеспечением стабильности потока. Обычно стабильный поток обеспечивают клиенты автомойки, которые записываются заранее. Чаще всего это самые платежеспособные клиенты.