Пожалуйста, не нужно на Facebook оставлять ссылку в первом комментарии
Среди пользователей Facebook ходит легенда о том, что ссылку, которой вы хотите поделиться, необходимо размещать не в самой публикации, а в первом комментарии под ней: это позволяет увеличить охват и добиться лучших результатов. Разумеется, это ерунда. Разберёмся?
Происхождение легенды туманно. Кто-то ссылается друг на друга или на популярных пользователей-адептов этой теории, а также на некие исследования по теме. Meduza предполагает, что речь идёт об этом исследовании.
Что же тут не так? Да всё.
- Любое исследование алгоритма Facebook устаревает практически моментально. В социальной сети подвергается сомнениям, экспериментам и пересмотру практически всё и постоянно: если Марк Цукерберг говорит о том, что ежедневно тестируется примерно 10 тысяч разных версий Facebook, то глупо считать алгоритм единым, постоянным и неизменным — особенно на протяжении многих месяцев.
- Если у Facebook стоит задача не выпускать трафик наружу, то «уязвимость» в виде ссылки в первом комментарии прикрыли бы очень быстро. Особенно если о ней кричат на каждом углу.
- Само исследование (как и весь практический опыт, на который кто-либо из моих собеседников ссылался) построено на изучении публичных страниц, а не персональных аккаунтов. И это очень разные для социальной сети единицы.
Тут мы и подошли к самому главному: чтобы разобраться в алгоритме Facebook, нужно думать как сотрудники Facebook. По крайней мере, попытаться понять их логику. А она есть — даже если кому-то не по душе.
Итак.
У Facebook есть однозначные «враги» — ресурсы, на которые он не хочет отдавать трафик. Это YouTube, плохие по контенту сайты из чёрного списка, социальные сети, а также технически несовершенные сайты (с медленной загрузкой и так далее). Туда же могут попадать и другие проекты примерно по той же логике: нишевый конкурент, нежелательный контент, плохой пользовательский опыт. Ссылки на всё это будут старательно уменьшать в охватах при любых условиях.
С остальными ссылками особой проблемы нет. В то же время важно учитывать ещё несколько факторов:
- Историю публикаций.
- Тип страницы.
- Подачу и взаимодействие аудитории с публикацией.
Первое — это «карма». Если ваши ссылки «заходят» на ваших подписчиков плохо, то алгоритм социальной сети будет к вам изначально скептичен. Если хорошо — он будет «ставить» на то, что и в этот раз публикацию нужно показать большему количеству людей.
Второе частично следует из первого. Например, я считаю vc.ru релевантным и интересным изданием лично для меня. Но vc.ru публикует в день несколько десятков материалов и даёт на них несколько десятков ссылок в социальных сетях. Сколько из них меня реально заинтересует? Всего несколько процентов. Если же мой друг из Facebook Родион Скрябин публикует всего пять ссылок в неделю, то даже при двух-трёх интересных лично для меня процент релевантности будет в разы больше.
И дело тут не в том, что Родион хороший, а vc.ru плохой. Дело в специфике: люди публикуют мало и по делу, а медиа — много и разное. Поэтому и «карма» у них отличается. Думаю, и на идеологическом уровне контент от реальных людей в Facebook стоит выше в приоритете, чем контент от обезличенных медиа — фабрик по выдаче ссылок.
В-третьих, если вы не просто делитесь ссылкой, но и добавляете к ней подачу (своё мнение или открывающий тезис), то это — ценный контент, который зацепит большее количество ваших подписчиков. Он должен стоять в выдаче на высокой позиции.
Если ссылка и публикация начинают «заходить», то нужно заинтересовывать аудиторию и генерировать взаимодействия и обратную связь — алгоритм всё больше разгоняет эту публикацию в выдаче. Потому что ссылка сама по себе Facebook не вредит — люди всё равно вернутся в социальную сеть обсудить увиденное и прочитанное.
Это были рассуждения про логику алгоритма ленты Facebook.
Но что является главным KPI публикации ссылки? Охват? Думаю, нет. Главное — это клики по ней и переходы. Поэтому давайте также посмотрим на всё со стороны читателя.
Когда вы публикуете ссылку, Facebook формирует большое поле с картинкой под названием сниппет (в отличие от «ВКонтакте» изображение, к сожалению, вручную поменять нельзя, но всё же). Этот сниппет занимает очень большую площадь (в мобильной версии примерно половину экрана). Он весь кликабелен — ведёт туда, куда вы хотите увести ваших читателей. Очень удобно.
Если же вы прячете ссылку в первый комментарий, то добраться до неё можно, как правило, только в два клика: открыть комментарии, нажать на ссылку.
Нет, я не спорю: кто ищет, тот всегда найдёт. Но согласитесь, второй вариант создаёт значительно больше барьеров для перехода.
Ещё один старомодный вариант — отказаться от сниппета и прикрепить к публикации со ссылкой «привлекающую внимание» картинку. Так делать не надо.
Так что для читателя переходить, кликая на сниппет, — более простой и удобный вариант.
До сих пор была теория
Я просто рассказывал почему считаю одну точку зрения логичной, а другую — нет. «А что на практике?» — спросите вы. Давайте посмотрим.
Прежде всего я опираюсь на свой опыт.
У меня довольно скромный аккаунт Facebook: чуть меньше 2500 друзей и подписчиков, хороший результат — 50 лайков и реакций на публикацию. Эти показатели — выше среднего, но при этом далёкие от чемпионских даже среди многих коллег по цеху.
Я обычно публикую ссылки напрямую, не пряча их в комментарии, не добавляя картинок, — только сниппеты и правильная подача текста. При этом статистику охвата записей личной страницы посмотреть невозможно — и делать выводы об эффективности таких записей можно лишь по другим метрикам. Лайки, реакции, репосты и комментарии зависят, по моим наблюдениям, как от актуальности и интересности самой темы или ссылки, так и от её подачи в публикации.
Но что ещё важно: я педантично пропускаю все расшариваемые мною ссылки через сокращатель Goo.gl. Зачем? Чтобы считать переходы и смотреть их качественные характеристики (откуда, через какие устройства и так далее). Поэтому я составил несколько эмпирических выводов.
Вывод №1
По публикуемым мной ссылкам из Facebook пользователи переходят в среднем от 250 до 750 раз. Если верно предположение свидетелей ссылки в первом комментарии, что такие публикации «практически никто не видит», то надо признать: 10-30% охвата подписчиков — хороший результат, а 100% CTR — результат и вовсе потрясающий.
На самом деле всё не так. Каждый первый не кликает даже в теории. Дело в том, что охваты хороших ссылок с грамотной подачей нисколько не страдают. Наоборот — прекрасно собирают аудиторию друзей и друзей друзей, которым, по мнению Facebook, может быть релевантно и интересно то, чем вы поделились.
Вывод №2
Все попытки поставить ссылку в комментарии заканчивались провалом. Ни разу я не вышел за пределы двузначного числа кликов. И тут всё очевидно: от публикации со ссылками мне всё-таки нужны переходы, а не охват. Но похоже, что ссылка в первом комментарии не даёт ни того, ни другого.
Вывод №3
Разумеется, нельзя измерять всё только по себе.
Поэтому я постарался привлечь к опытам других пользователей и их аккаунты. Но оказалось, что самые ярые сторонники этого «лайфхака» через сокращатели ссылки не пропускают, трафик не считают и никакими цифрами ничего подкрепить не могут. Так я вновь пришёл к уже упомянутому выше Родиону Скрябину — и на нескольких совершенно разных кейсах мы получили аналогичную картинку:
- Сниппет — это успех. Много переходов.
- Ссылка в первом комментарии — это провал. Мало переходов.
Угадайте, где ссылка в публикации, а где в комментарии:
Конечно, вас могут не убедить мои теоретические размышления и практические изыскания. В сущности мне всё равно — вы можете и дальше воровать у себя клики и переходы на столь важные для вас (вероятно) материалы и страницы.
Если же вы чувствуете общую логичность доводов, но вам мало подтверждающих цифр — помогайте. Мы можем вместе собрать базу данных для актуального исследования алгоритма Facebook. Пропускайте свои ссылки через сокращатели, публикуйте их по-разному и присылайте мне данные — куда вам удобно: на почту, в Telegram, в Facebook.
Я тоже плюю через левое плечо, стучу по дереву и бросаю монетки в моря и другие водоёмы — чтобы вернуться. Но есть у меня подозрение, что Facebook — чуть более понятная для человеческого разума вещь, чем фарт и фатум. Поэтому надо избавляться от предрассудков, тем более столь нелепо выглядящих.