Токсичный онлайн: как спам короткими сообщениями вредит экологии
Рассказываем про неочевидные способы снизить углеродный след от мемов и онлайн-созвонов.
Масштабный переход в онлайн не так экологичен, как кажется. Углеродный след сегодня имеет почти каждое наше действие — даже прослушивание подкаста или переписка в чате.
Наши гаджеты (потребляющие интернет) и поддерживающие их системы, дают примерно 3,7% мирового выброса парниковых газов, ученые прогнозируют удвоение этой цифры к 2025 году. Это больше, чем вред от авиации, которая считается чуть ли не самой пагубной для экологии индустрией (ее доля — 1,9 % мирового выброса).
Если вас волнует таяние ледников и вы хотите сократить свой углеродный след — есть несколько неочевидных способов это сделать.
Как онлайн загрязняет природу
Напрямую наши девайсы CO₂ не выделяют. В данном случае углеродный след — косвенный показатель с длинной цепочкой взаимосвязи.
Например, вы запускаете мобильное приложение — запрос отправляется в сервер, происходит обмен данными, вы получаете результат. И так каждый раз, когда вы пересылаете сообщение, лайкаете реакцию в Instagram, обновляете ленту новостей. Чтобы все это происходило моментально, серверы работают круглосуточно, потребляя большое количество электроэнергии. А вот она как раз производится за счет сжигания ископаемого топлива, то есть с большим выбросом углерода. Такая многоходовочка возвращает нас к простому правилу — экономить электричество.
По грубым подсчетам, при производстве и использовании цифровых технологий выделяется 1,7 миллиарда тонн парниковых газов в год. А на каждого отдельного пользователя смартфона приходится около 414 кг углекислого газа. Для сравнения: пассажирский рейс Санкт-Петербург — Москва производит меньше 349,5 кг CO₂. Этого уже достаточно, чтобы ввергнуть в депрессию любого разделяющего вторсырье экоактивиста.
Как снизить цифровую токсичность
Мессенджеры: вам не нужна та самая гифка для важных переговоров
Плохая новость для тех, кто гордится своей коллекцией стикеров в Telegram. Каждое сообщение в этом мессенджере «весит» примерно 0,014 г углекислого газа. В год пользователи накапливают более 32 тысяч тонн CO₂. И эта цифра растет с каждым годом.
Что можно сделать:
- Не спамьте частыми короткими сообщениями. Глубоко вдохните и напишите одно полноценное.
- Отключите создание резервных копий или делайте их реже.
- Откажитесь от лишнего кэширования — хранение большого количества данных сопровождается расходом энергии на индексацию файлов, построение миниатюр и другие операции.
- Сократите количество мессенджеров до одного.
- Замените стикеры на эмодзи. Ну ладно, котиков можно оставить.
Видеоконференции: отключайте камеру со спокойной душой
С переходом на удаленку видеоконференции стали обычным делом. И пока природа очищалась в отсутствие авиасообщения, ей вредили онлайн-вечеринки в Zoom. По оценкам сайта Greenspector, за час стриминга видео в атмосферу попадает 14 г CO₂. Если вы не включаете камеру, ваш звонок становится более «экологичным».
Справедливости ради, видеоконференции — полезная альтернатива встречам, если мы заменяем ими перелет или поездку на автомобиле. Так, трехчасовой тет-а-тет по видеосвязи будет стоить планете 145 г CO₂, а очное рандеву (если хотя бы один из участников проедет 20 км на машине) спровоцирует выброс 2,4 кг углекислого газа.
Что можно сделать:
- Откажитесь от лишних звонков. Часто их можно заменить одним хорошо составленным письмом.
- Подключайтесь с компьютера — мобильная сессия в 2,6 раз вреднее для природы.
- Оптимизируйте настройки: выберите темную тему приложения, включите режим энергосбережения.
Самые «экологичные» приложения для видеоконференций (меньше 0,2 г CO₂ в минуту): Google Meets, Tixeo, Microsoft Teams.
Привычные Skype и Zoom занимают 6 и 10 строчку соответственно (в среднем 0,2-0,25 г CO₂).
Email: подумайте дважды, прежде чем отправить письмо
Один email среднего объема стоит планете 4 г CO₂. Держите эту цифру в голове, когда в очередной раз захотите отправить письмо с единственным словом «Спасибо». Если вы откажетесь от этого, природа будет вам благодарна. Энергетическая компания OVO подсчитала, что такой простой шаг предотвратит выброс 16 433 тонн CO₂ в год (данные рассчитаны только для населения Великобритании).
Автор книги «How Bad Are Bananas» Майкл Бернерс-Ли подсчитал, что в среднем активный пользователь почты может ежегодно продуцировать 135 кг углерода. Эта цифра сильно увеличивается, если письма содержат тяжелые фото или видео.
Самыми безобидными для окружающей среды считаются спам-письма — они ответственны за выброс 0,3 г CO₂ (столько же выбрасывает легковой автомобиль каждые 20-25 метров). Такие письма нередко сразу фильтруются и не открываются адресатом, поэтому более «экологичны». Рассчитать свой углеродный след от писем можно по ссылке.
Глобальное использование электронной почты приводит к производству такого же количества CO₂, как 7 миллионов автомобилей на дорогах.
Что можно сделать:
- Отсылая очередное письмо, удостоверьтесь, что оно кому-то нужно.
- Ставьте в адресаты только тех, кому действительно важно его получить.
- Отпишитесь от рассылок, которые вы никогда не открываете.
- Старайтесь регулярно чистить папку «Входящие» и корзину.
- Все файлы, утяжеляющие письмо, сжимайте либо грузите в облако.
Поиск: ограничьте дип-дайвинг в «Википедии»
Поисковый запрос весит 0,8 г CO₂. Если пользователь будет гуглить в среднем три раза в день, общий объем загрязнений за год составит 9,9 кг CO₂. Для понимания масштаба — в мире совершается 95 тысяч гугл-запросов в секунду.
Что можно сделать (тут все просто):
- Сохранить в закладках часто посещаемые сайты.
- Закрывать ненужные вкладки.
- Гуглить через Wi-Fi, так как мобильный трафик оставляет больший углеродный след.
Половина от общего объема выбросов углерода приходится на подключенные устройства, еще 25 % — на дата-центры и оставшиеся 25 % — на сети передачи данных.
Со временем ситуация должна улучшиться, ведь большинство ответственных компаний уже сегодня следят за экологичностью своей работы — переходят на «зеленые» технологии и возобновляемые источники энергии, сокращают вредное воздействие на природу и компенсируют его экологическими инициативами.
В эти выходные сотрудники нашей компании посадили 20 тысяч саженцев в рамках акции «Зеленый Selectel». Это уже второй выезд команды. Мы рассчитываем, что выросшие сосны и ели — всего 40 тысяч деревьев — будут производить около 400 млн литров кислорода в год.
Партнерами акции выступили Всероссийское общество охраны природы и сервис восстановления лесов «Посади лес».