Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

Проверить идею стартапа можно за 5 минут и 200 рублей. Но большинство людей, несмотря на очевидную важность проверки, этого не делают. Иногда мы думаем, что очень умны, и окружающие просто не понимают всей гениальности задумки. Но практика показывает, что если вы не сумели продать продукт прямо сейчас, то не стоит даже начинать его делать.

За несколько лет работы с людьми, желающими превратить свою деятельность в то, что принято называть стартапом, становится видна основная причина, по которой 95% идей проваливаются. И эта причина – логика. Совершенно очевидно, что вы не можете продать что-то ненужное кому бы то ни было. Речь идет о долгосрочной перспективе, а не о фроде. Однако большинство людей, которые к нам обращаются, продолжают этот факт игнорировать.

Чашкокофейный тест

Все любят пить вкусный кофе или чай. По крайней мере найдется хотя бы один такой человек в вашей целевой аудитории. Почему бы после возникновения и обдумывания гениальной идеи не сделать так: заходите в первое попавшееся кафе, ищите там человека, максимально подходящего к вашей целевой аудитории (если вы не можете ее описать или продаете продукт "всем", то стоит вернуться домой и думать дальше), и говорите ему:

– Привет! Можно я угощу вас чашкой чая, кофе или пирожным? У меня есть идея нового продукта (сервиса), и я планирую начать его реализовывать. Всё, что мне нужно сейчас взамен – это ваше честное мнение, насколько эта идея удачна.

Перед этим, конечно, стоит уточнить какие-то ключевые моменты, необходимые для репрезентативности. В процессе этого разговора важно:

  1. Рассказать идею ясно, четко, коротко, не спеша и без эмоций;
  2. Показать визуализацию продукта: график, схему, фото прототипа или сам прототип;
  3. Если у вас есть харизма – не применять ее, как бы вам ни хотелось ее расчехлить;
  4. Ни в коем случае не спорить с человеком, что бы он ни говорил;
  5. Запоминать и записывать детали, понимать эмоциональную реакцию собеседника;
  6. Попросить назвать 2-3 причины почему идея может не сработать;
  7. Поблагодарить человека за уделенное время и честные ответы.

Пункт 6 важен, потому что люди могут поддерживать идею из-за вашей прекрасности и угощения, а нужен честный ответ.

Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

Повторите этот тест не менее 5 раз, и если вы будете слушать людей, ваше мнение о собственной идее значительно изменится. Относитесь к себе честно: если вы ловите себя на мысли, что люди просто вас не понимают или объясняете отсутствие у них веры в идею какими-то другими причинами, то скорее всего это означает, что правы они. Безусловно, не всегда стоит слушать рандомных людей, однако именно они будут платить вам деньги. И если они не понимают, зачем это делать, ваша идея ничего не стоит.

Если вы скептически относитесь к этой затее – просто попробуйте такое проделать, это не займет много времени, а вы ощутите на себе, что именно я имел в виду.

Продайте продукт сегодня

Это можно сделать практически для любого бизнеса. Просто берите в руки телефон или идите на улицу, и попытайтесь сделать так, чтобы кто-то купил ваш продукт прямо сейчас.

Был такой случай в США в середине нулевых: парень анонсировал сервис, который просматривал вашу почту и автоматически добавлял важные события в календарь. Можно было сразу же попробовать это сделать: заходите на сайт, отправляете заявку, даете доступ сервису к своей почте, календарю, и вуаля. Работало это настолько хорошо, что сервис быстро стал развиваться.

Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

Секрет оказался прост: основатель со своим другом сидели день и ночь и делали это все вручную. Просто смотрели письма и записывали их в календарь. На полученные деньги были наняты дополнительные люди, ну а потом и программисты, которые все автоматизировали до возможной степени.

Этого продукта давно нет: такое умеют делать почти все почтовые сервисы, но сам подход актуален и сегодня - он логичный, простой, быстрый и дешёвый.

Вы можете продать продукт или услугу, которой пока нет, любому человеку, а затем создать то, что он купил. Но если у вас не получается это продать, значит и делать нет никакого смысла.

Найдите аудиторию

После того, как идея проверена, а продукт удалось кому-то продать, стоит понять размеры и реакцию целевой аудитории. Для этого по-прежнему не надо делать продукт.

Создайте группу в социальной сети, канал в Telegram или простой лэндинг на любом конструкторе. Разрекламируйте это что-то: можно или бесплатно, вручную, или потратив незначительные деньги на посты в тематических ресурсах. И снова поговорите с людьми, задайте им вопросы, устройте голосования и поднимите темы для обсуждения. Коммьюнити, которое вы создадите, не только даст вам ценную информацию и при хорошем раскладе станет пулом ваших первых клиентов, но и послужит ядром вирального эффекта.

И только потом делайте

Будь то онлайн-магазин, сайт с услугами, любой товар, мобильное приложение – неважно, делать это стоит только тогда, когда вы уже продали свой продукт, но не раньше.

Не делайте ничего, пока не продадите продукт. Пожалуйста

В своем канале в Telegram я очень много пишу по этому поводу, но, к сожалению, непротестированные идеи все ещё встречаются часто. А несколько простых тестов, включая прежде всего общение с вашими потенциальными клиентами – дело не только эффективное, но и приятное :)

1111
20 комментариев

Чел, круто!! Если бы все слушали эту твою а-ля бээмщину, то в наших городах были бы только кофе с собой и прочая хипстерская лабуда. Понятно, что весь текст задуман исключительно только для того, чтобы в концовочке воткнуть ссылочку на свой телеграм-канал.

11

Не совсем ясно в чем связь между тем, что нужно тестировать идею, и хипстерством? Статья не только об IT бизнесе. Rutaxi, куда входит такси Везет, начиналось с того, что они сразу закупили кучу логанов?

В комментарии ниже вы сравниваете локального игрока – такси Везет, с глобальным – Uber, по локальному рынку. Uber еще в прошлом году перевалил за 5,5 млн поездок в день (https://techcrunch.com/2016/07/18/uber-has-completed-2-billion-rides/). В то время как мало кто ожидает выхода такси Везет на индийский рынок, где у того же Uber 60 млн MAU.

Почему капитализация Snapchat выше чем Алмаз-Антей, несмотря на то, что первое – кривляние на экране телефона, а второе – реальные алмазы? Потому что для оценки бизнеса не столько важно где он сейчас, важно где он будет завтра. Молодеж, пользующаяся Snapchat, когда вырастает, по статистике продолжает ей пользоваться. А мальчики и девочки, которым исполняется 10-12 лет, приходят в сервис постоянно. Спрос же на алмазы неэластичен.

Так же и с такси: Uber и Везет – разные аудитории. Даже если забыть про глобальность-локальность рынка, то Uber'ом никогда не будут пользоваться целые слои населения, которым комфортнее позвонить. А хипстер никогда не закажет Везет. Но через 10 лет людей, заказывающих такси по звонку телефона, будет гораздо меньше, а через приложение – больше. Именно поэтому с появлением Uber Везет сразу же сделали мобильные приложение.

Статья в том числе и для такого вот общения: можно ненавидеть все "хипстерское" (что бы под этим не подразумевалось), а можно видеть эту нишу и что-то продавать и хипстерам в том числе )

4

РЕБЯТА! Тут информация действительно важная!

Сколько бизнесов погорело из-за плохих тестов? Или даже из-за отсутствия тестов?
Любую сферу, особенно онлайн-деятельность, можно проверить, результаты будут сырыми, но это лучше, чем вкладывать десятки, сотни тысяч долларов в проект с наскока!

Лучше потратить 10-30 тысяч рублей на тесты и убедиться, что все работает, к примеру. Чем закупить материала, оборудования, товара на миллионы рублей, и оказаться без продаж. Примеров масса, я сам так два проекта запускал, один из них: сделал группу вк в 2010 году и пригласил просто всех друзей, так как подходили по ЦА, и сразу собрал кучу заявок на покупку. Меня это сильно подопнуло дальше двигаться. А второй проект - был довольно большой, требовал немало усилий и денег на запуске, в итоге нарисовали сайт, настроили рекламу, пустили трафик, в итоге получил неудовлетворительные результаты, проверили множество гипотез, и мои 30тыс рублей на тесты были единственными вложениями в этот проект, чему я сильно был счастлив!

2

Оп... И сколько раз ты лично вкладывал "сотни тысяч долларов" в проект с наскока?

1

А какой у Вас самого есть успешный "нехипстерский бизнес"? ссылочками, по-моему, ни здесь, ни где-то еще сейчас никто не брезгует, естественно все хотят привлечь людей в свои блоги. Но написано по делу, может Вы везучий человек и нет опыта общения с заказчиками, которые уверены, что на их великолепную инновационную идею будет такой спрос, что просто фэйсбук останется нервно курить в сторонке. Если бы люди реально задумывались, а кому кроме них самих это нужно будет и как-то проверяли этот момент, было бы куда меньше денег и их же времени потрачено впустую на неудачные проекты. А виноваты потом, естественно, исполнители, которые не так реализовали идею, или кто угодно еще, главное не сам фантазер.

2

Сонечка, бизнес это не только "стартапы", "идеи", "фейсбуки" и прочая ваша хипстерскооринтирванная лабуда.

Отличный пример показали Яндекс такси и Убер (т.к. подняли недавно эту тему). Ебать, уберизция идёт, новый тренд, инвестиции, инвесторы, капитализация.... Сколько у "гениального" проведшего ребрендинг убера поездок в день? 150 тыщ. Сколько у такси "Везёт" на ушатаных логанах? 1,3 миллиона. Занавес.

Можете дальше ходить на питчи, стартап-тусовки и зазывать бездельников к себе в бложики. Вам кликнули по рекламке-2 центика упало, а читателю плевать - всё равно бесцельно серфит, если готов потратить своё время на лабуду, подобную данному тексту.

Комментарий недоступен

1